В подборке игр про богатырей всё крутится вокруг легендарных русских героев Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца, известных каждому ещё со школьной скамьи по работам как минимум художника Васнецова. И хотя русские богатыри не являются классическими супергероями – у них нет магических способностей или полезных мутаций, сила, честь, мудрость и отвага, помогают им не хуже заморских коллег решать местные конфликты и спасать целые государства.
Люди всегда хотели равняться на кого-то. И это инстинктивное желание нашло выход в творчестве – начали массово появляться сначала комиксы, а теперь фильмы и игры про супергероев, людей, пришельцев и сущностей, наделённых невероятной, часто мистической силой. Стоит ли говорить, что сегодня эта тематика не утратила свою популярность, а кинопроекты тех же Marvel и DC собирают в прокате огромные суммы, оставляя другие ленты далеко позади. На Руси с супергероями как-то не сложилось, но здесь, наверное, сказался менталитет, где герой не должен обладать порочной силой, а наоборот, быть обычным человеком и найти способ сразить зазнайку.
Три богатыря или Очень страшная сказка (2003)
Первой игрой выпущенной по мотивам приключений легендарной троицы стало детище Bilby Game Studio. И здесь впечатления игроков разделились, так как и «Очень страшная сказка» явно была не страшной, а скорее пошлой и трэшовой. Да, сейчас сложно представить что в сеттинг величайших русских героев кто-то мог бы добавить надувные куклы из секс-шопа и кабак с название «Пиво, Вино, Голые девки», но это свершившийся факт, причём в далёком 2003 году. С другой стороны проект явно не блещет сюжетной и геймплейной составляющими, а потому такой шаг (как и грудастая Василиса на обложке игры) выполняли скорее роль привлечения внимания и удержания интереса. И, если абстрагироваться от того, что проект базируется на детском мультфильме, можно получить неплохой трэшовый квест начала двухтысячных со своеобразным юмором и отсылками к поп-культуре в частности Бивису и Батхеду, Бэтмену, Терминатору и даже Крутому Сэму.
Завязка истории довольно проста. Русь не то что бы лежит в упадке, но произвол бояр и мелкие проблемы всё же присутствуют. А тут ещё трёхглавое чудище из мифов Змей Горыныч решило похитить Василису. Разумеется, князь всея Руси Владимир Красное Солнышко тут же отправил гонцов за богатырями и дал им задание – тварь извести, указав ей место, а Василису вернуть домой в целости и сохранности.
Графика в игре выглядит сегодня очень печально, но это нормально ведь проекту почти двадцать лет. Правда даже на момент выхода рисованные картинки и анимации смотрелись откровенно слабо, особенно учитывая, что в то же время вышла Silent Hill 3 и много других достойных проектов. Но всё же игрокам стоит быть готовыми к тому, что они увидят – как минимум эротические элементы потом ещё долго могут преследовать их в кошмарах. Но нужно признать, не всё шутки и отсылки плохие, некоторые явно выходя за рамки юмора «ниже пояса» и хорошо вписываются в общую атмосферу. Есть и откровенно бредовые моменты, вроде идеи использовать надувную женщину (она, кстати, представлена в роли пугала), чтобы спасти Алёшу Поповича из монастыря. Нет, всё рамках приличия – богатырь должен спрыгнуть в стог сена и резиновую женщину, тем самым амортизировав падение с высоты. Смотрится это настолько абсурдно, что даже становится интересно и смешно.
Игровой процесс по сегодняшним меркам очень скучен. Особенно учитывая, что мини-игры, призванные веселить и поддерживать интерес пользователя, с задачей не то что не справляются, а наоборот, отталкивают из-за высокой сложности. Бои тоже есть, но сделаны абы как и их всего-то пару сцен. Как писалось выше, с квестами всё чуть более-менее лучше, но играть в «Три богатыря или Очень страшная сказка» сегодня стоит только фанатам трэша как жанра или взрослых квестов, но не в коем случае не поклонникам мультипликационной серии.
Алеша Попович и Тугарин Змей (2005)
Те, кто застал гейминг в двухтысячных, а особенно был в это время подростком, наверняка вспомнят массу игр по успешным мультфильмам. «Ледниковый период», «Шрек», «Мадагаскар», «Сезон охоты» — список можно продолжать очень долго, но тенденция ясна, если что-то выстрелило, обязательно нужна игра. И в общем-то, многие проекты получались действительно неплохими, особенно учитывая не слишком высокие запросы детей и возможность управлять любимыми персонажами.
Следующая игра про богатырей уже на порядок лучше. Разрабатывалась она PIPE studio в жанре point-and-click квеста. И здесь уже всё более канонично. И история во многом узнаваемая, и играть интересно, и даже актёры озвучки те же, что в мультфильме.
Сюжет во многом похож на оригинал. Ростов, Алёша идёт по базару и решает заглянуть к Любаве. Придя домой к ненаглядной, видит её расстроенной потерей серёжек и вместе приступают к поискам. Первую удалось найти самому богатырю, а вот вторая досталась Гришке, который предложил отдать её, если Алёша справится с его лучшим бойцом. Разумеется, русский герой не посрамил свою честь и выиграл.
И вот парочка уже идёт вместе по базару, все счастливы, как вдруг в город прибывают люди Тугарина Змея. Они передают послание на тугарском и уходят. Герою предстоит добыть азбуку, и в этом ему поможет природная любознательность ворон и недавно найденная сережка.
Как оказалось, Тугарин хочет собрать дань с ростовских жителей и выставил сроки – один день. Ведун помогает Алёше и Тихону подкину им идею как спасти народ и одурачить дерзкого врага. История уже знакома тем, кто смотрел мультфильм: нужно собрать всё золото в пещеру, а когда войско зайдёт туда, просто закрыть вход камнем. Только вот всё пошло не по плану и вместо того что бы спасти людей от грабежа, парочка чуть не разрушила Ростов, а бандитам удалось скрыться с золотом. Теперь герою предстоит вернуть похищенное добро и своё доброе имя, а также узнать, что его подставил не Ведун, а сам Тугарин, переодевшись в его одеяния.
Что стоит выделить, так это хорошую картинку, напоминающую сам мультфильм, многие узнаваемые локации и в целом интересный сюжет. Головоломки тоже есть, но они не сложные. Беря во внимание атмосферу и геймплей, можно резюмировать, что игра хорошо подойдет, как взрослым, чтобы расслабиться, так и детям.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)
Следующая игра серии про богатырей также была разработана российской PIPE studio, уже рассказывая историю другого богатыря. Как и в мультфильме, гонец Елисей влюблён в Забаву, но он не совсем соответствует характеристикам завидного жениха, а потому его отсылают к Добрыне Никитичу, помогать тому в работе и доставить послание.
Прибыв в место назначение, на пути Елисея встаёт охранник, требующий пропуск от парня. У него он давно просрочен, а потому приходится выкручиваться и искать писаря. С горем пополам его допускаю к Добрыне, и он рассказывает ему, что Забаву похитил Змей Горыныч и князь хочет чтобы он вернул его родную кровинушку. Разумеется, Елисей тут же начинает утверждать, что Владимир приказал ему ни на шаг не отступать от богатыря и контролировать его действия. По факту же юноша просто врёт, пытаясь также поучаствовать в спасении девушки. Добрыня не хочет брать помощников, но в итоге они вместе отправляются в опасное, но увлекательное путешествие. Им предстоит повстречать многих известных персонажей, включая Любаву и бездельника Алёшу Поповича, наладить контакт с призраками, отыскать обиталище Змея Горыныча и, в конце концов, узнать о мотивах похищения.
О технической стороне впечатление осталось неоднозначное. С одной стороны качественная анимация и вставками из мультфильма, с другой проблемы с багами и звуковым сопровождением. Также, стоит заметить, что акцент сместился с поиска предметов на участие в различных мини-играх вроде дартса и пятнашек. Юмор, атмосфера и история, в общем и целом оставляют приятное впечатление и единственным существенным минусом можно назвать только небольшую продолжительность игры.
Илья Муромец и Соловей Разбойник (2007)
PIPE studio решили ничего особо не менять в концепции своих проектов и следующую игру по мотивам очередного мультфильма выпустили в своих лучших традициях – с юмором, красивой картинкой и узнаваемыми персонажами.
Завязка снова близка к первоисточнику. Соловей-Разбойник нападает и грабит жителей деревни, отбирая у них всё д последнего гроша. В поселение прибывает Илья Муромец и начинает своё «расследование» поговорив со старыми знакомыми – бабушкой да Тихоном. Узнав, что Соловей сейчас сидит в соседнем лесу и пересчитывает денежки, богатырь направляется к нему и пытается схватить грабителя, но тот не зря получил своё прозвище и силой свиста сдувает героя через весь лес назад в деревню.
Муромец понимает, что виной всему его образ жизни да тоска, из-за которой он перестал, есть и потерял свою силу. К счастью, добрая бабушка готова накормить мужчину и просит помочь ей испечь хлеб, замесив тесто. Правда, позже оказывается, что дело было вовсе не в силе – Соловей без труда снова сдувает русского витязя. И пока они думали, как победить разбойника хитростью, он сбежал, прихватив с собой ещё и Бурушку. Теперь это дело переходит в разряд в личных. Причём не только для князя-нанимателя, у которого из под носа увели казну, но и для богатыря.
Начать поиски они решают, посетив заставу, где квартируют Елисей и Добрыня Никитич. Гонец тут же докладывает, что они видели людей Соловья, да Добрыня так устал гоняться за ними, что спит теперь своим богатырским сном и раньше утра его никак не разбудить.
Впрочем, новоявленные «следователи» и сами неплохо справляются, узнав, что свистун скрылся с украденным золотом в пещере. Только вот самого злодея там не оказалось – он ушёл вместе с Бурушкой в Волшебный лес, и теперь Илья Муромец должен сам отправиться в погоню за Соловьём-Разбойником, чтобы спасти верного друга.
Сразу бросается в глаза улучшенное качество изображения и количество анимаций героев. Кроме того квестовая составляющая стала сложнее и игроку не будут говорить принеси то да вот это, иногда придётся применить собственную смекалку что бы понять что нужно другому персонажу. Переработали и мини-игры, добавив новые виды, вроде кроссвордов, что довольно необычно. Также «Илья Муромец и Соловей Разбойник» лишилась главного недостатка прошлых частей – хронометража. Новая история более чем в два раза продолжительнее, но при этом не ощущения, что это было сделано намеренно, затягивая прохождение. Бои тоже стали интереснее, теперь представляя собой сайд-скроллер в котором Муромец ещё и научился прыгать.
Подводя итог, разработчики решили не решить то, что хорошо работает, но при этом сконцентрировали внимание на основных недостатках прошлых частей, а потому фанатам Киевской Руси и серии в частности точно стоит опробовать этот проект.
Три богатыря / Fairy Tales: Three Heroes (2008)
В 2008 году серия неожиданно пополнилась ещё одним представителем, причём разработчики данного проекта Cats Who Play с далёких Соединённых Штатов Америки. Понятно, что этот аспект повлиял на сеттинг и общую концепцию игры, но нужно признать, ничего ужасного не произошло.
Так, случилась даже маленькая революция. Прошлые игры были квестами, здесь же полноценный трёхмерный экшен и сражениями. Пользователи могут выбрать одного из трёх героев и отправиться на смертный бой с врагами. Интересно, что оставшиеся два богатыря тоже играбельны и будут бегать за активным героем до тех пор, пока не переключатся на них. В общем, задумка интересная, ведь каждый персонаж имеет свои способности и оружие, которые можно улучшать. Правда, не совсем понятно с чего вдруг Алёша Попович стал лучником, но да не суть.
Графика в «Fairy Tales: Three Heroes» неоднозначная. Смотря на экран монитора всё время, ловишь себя на мысли, что вот с такого ракурса вроде ничего, а с этого уже слишком кислотно и вырвиглазно. Да, игра разрабатывалась по мультику и глупо ругать его за красочность, но у всего есть предел, да и ради правды в мультфильме герои и локации выглядели совсем по-другому.
Если кто-то подумал, что забыли написать про сюжет, то спешим огорчить – нет. Причём дважды «нет», не забыли, и его тут действительно нет как такового. Вначале, конечно, можно узнать, что на Русь-матушку снова позарились захватчики, только вот и в самой стране есть с кем бороться, но называть эти пояснения почему нужно идти туда и бить того противника сюжетом, будет явно излишним.
В итоге у Cats Who Play получилось сделать нормальную игру с юмором, яркой графикой и главное могучими богатырями, раскидывающими врагов во все стороны, да ещё и в 3D, так что у поклонников нет причин не попробовать сыграть в Fairy Tales: Three Heroes.
Три богатыря и Шамаханская царица (2010)
PIPE studio снова возвращается, что бы дать поклонникам ещё одну про богатырей – спойлер, она станет также последней для российской студии. Также, изменения коснулись и сюжета, который вопреки прошлым частям, связан с мультфильмом лишь наличием Шамаханской царицы. Но это даже хорошо, ведь тот же «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» 2006го года использовали вместо оригинальных синематиков, фрагменты мультфильмов, здесь же всё создано с нуля для собственной истории. Правда, сами модельки некоторых персонажей и локаций остались без изменений и просто перекочевали из предыдущих проектов.
В центре сюжета находится Илья Муромец, ставший последней надеждой русского князя. Всё дело в том, что Алеша Попович поехал по делам богатырским на военную заставу, а после спрятал карту и отправился в Чёрный лес искать злого Тугарина Змея. Ушёл и больше его никто не видел.
Та же участь постигла и Добрыню Никитича, которого от совместной работы с женой Настасьей Филипповной, оторвал уже знакомый гонец Елисей. Прибыв в княжеский двор и выслушав рассказ об исчезновении Алёши, богатырь также направляется на заставу и идёт по следу собрата по ремеслу. В лесу он слышит зов Шамаханской царицы и принимает с её рук вино, после чего уменьшается в размере и попадает к ней в плен.
И вот уже Илья Муромец стоит перед князем, выслушивая историю о пропаже его верных товарищей. Он также отправляется Чёрный лес и проделывает всё то же что и его друзья, пока не встречает царицу. Она приглашает его в шатёр и тоже поит вином, но мужчина решает не пить. Позже женщина оставляет его и удаляется, чтобы дать задание гонцу отправиться в Киев и доложить князю, что в страну прибыла Шамаханская царица. Илья же ходя по шатру, проливает вино, и большой ключ становится маленьким. Он понимает, что этой участи ему желала новая знакомая и, начав исследовать локацию на предмет новых подсказок, находит вещи своих товарищей – меч Алёши и копью Добрыни.
Тем временем уменьшенные богатыри сидят в шкатулке с монетами и Тугарином Змеем, которого тоже опоили зельем. В итоге герои умудряются построить своеобразную лестницу и выбраться, а Тугарин остаётся в заточении, сказав, что рядом с золотом ему спокойнее. Так, добры молодцы, начинают понимать, что Шамаханская царица прибыла в Киев не просто погостить, а захватить власть. Только вот времени на ответные действия остаётся всё меньше и меньше.
В плане геймплея неоднозначное чувство. Эта игра скорее для тех, кому не хватило прошлых частей, ибо из нововведений здесь только возможность управлять разными героями, и то, только по ходу сюжета. Квесты, мини-игры и сама подача остались неизменными. Хорошо это или плохо пускай каждый решает сам, но если раньше студия демонстрировала прогресс, здесь наблюдается просто желание заработать на серии, используя предыдущие наработки.
Подводя итог «Три богатыря и Шамаханская царица» это хороший добротный квест в сеттинге Киевской Руси и его славных героев. Только вот подойдёт она далеко не всем, а лишь самым преданным фанатам серии, нетребовательным детям или же тем, кто просто не знаком с предыдущими частями, которые объективно всё же лучше.
Три богатыря: Ход Конем (2014)
Как говорилось выше, эпоха PIPE studio ушла, а на смену ей пришли разработчики в лице самой «Мельницы» и 1С. Казалось бы, уж кто должен сделать качественную игру по мотивам мультфильма, как не родная студия. Но не задалось, причём со старта – студия сразу объявила, что занимается разработкой мобильной игры. Впрочем, «Мельницу» можно понять, 2014 год, гейминг на мобильных платформах начинает активно развиваться, а золотое время квестов остаётся всё дальше в тумане старой истории.
Что сразу стоит отметить, визуальный стиль максимально похож на мультфильмы анимационной студии и выглядит всё очень красочно. В роли протагонистов выступает вся троица и, выбрав героя, пользователи должны продвигаться вперёд, прыгая по платформам, собирая монетки и побеждая врагов. Интересно, что игра долго поддерживалась и меняла локации в соответствии с выходом актуального мультфильма. Так, менялись и заголовки, среди которых были истории по «Морскому царю», «Принцесса Египта», «Наследница престола» и прочим. Приём крайне простой, ведь помимо фона и расположения платформ ничего не меняется. Тем не менее, компания давала в качестве пробы сыграть бесплатно в первые десять уровней, за остальные пятьдесят придётся заплатить.
Собственно не удивительно, что «Три богатыря: Ход Конем» и последующие вариации на тему не принесли, какого либо успеха, возможно кроме коммерческого. Однообразие – главная проблема этого проекта. Надежды остаются только на культовых героев, но серьёзно рассматривать детище «Мельницы» кроме как очередного посредственного тайм-киллера, не стоит. Символически, что игра разработанная студией-родительницей получила наименьшие оценки от поклонников и удалена из официальных цифровых магазинов.
Последний богатырь: Герои Белогорья (2017)
Тенденция выпускать мобильные игры продолжается и на этот раз за выход богатырей на смартфоны взялась не кто-нибудь, а сама Disney. Только вот или лучшие годы серии уже остались позади, либо это затяжной кризис перед новым взлётом, но от этого проекта тоже не стоит ждать слишком многого.
Игра представляет собой экономическую стратегию, чего в данном сеттинге с богатырями ещё не было. Но отсутствие хоть какого-то элементарного сюжета и чрезмерная простота отталкивают. Геймерам нужно взять под своё управление замок и развиваясь строить в нём новые комнаты и нанимать прислугу. Выполнена «Последний богатырь: Герои Белогорья» в приятном визуальном стиле, но даже это не спасает от скуки, тем более что прокачиваться здесь можно бесконечно. К сожалению, единственное, чем может привлечь продукт Disney это картинка и громкое название, в остальном же это посредственная игра, коих много. Тем не менее, в Google Play у неё высокие оценки, что выглядит странно, учитывая, что здесь даже посмотреть на тех самых богатырей не дают, не то, что управлять ими.
Три богатыря. Приключения (2018)
На данный момент последняя игра про богатырей и снова для мобильных платформ. Представляет собой простое двухмерное экшен приключение, где можно полноценно управлять Алешей Поповичем, Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем в течение семидесяти уровней. Сеттинг представлен самый разный. Здесь придётся сразиться и с зомби, и с колдунами, и скелетами и прочими представителями нежити, причём в соответствующих локациях, например на фоне пирамид и сфинкса. Как и предшественница «Три богатыря: Ход Конем», с выходом новых мультфильмов локации в «Приключении» обновляются. Довершают картину сражения с боссами – ничего необычного, но хотя бы в лучших традициях жанра.
Сразу стоит сказать, что к игре «Три богатыря. Приключения» донат подобрался вплотную. Проходит можно и самостоятельно, но предметы экипировки, оружие и зелье можно купить за реальные деньги. Стоит признать, выглядят они неплохо. Как собственно и вся игра в целом, наверное, это первый проект, где графика действительно соответствует времени.
Здесь даже есть сюжет, согласно которому княжеская казна была в который раз похищена приспешниками Тьмы в лице самых разных персонажей. Красно Солнышко рвёт и мечет, а потому богатыри быстренько покидают Киев и отправляются на поиски разбойников. Также, некоторые диалоги и решения вроде драться/не драться влияют на развитие истории и самих героев. В общем можно резюмировать, что игра получилась неплохой как для своего жанра и современных тенденций. Играть можно без интернета, что позволяет не отвлекаться на надоедливую рекламу, но ждать каких-то высот не стоит.