Metal Gear – очень старая серия игр, разработанная японской студией Konami в далеком 1987 году, создана серия была под руководством Хидэо Кодзимы, на данный момент – одним из наиболее известных разработчиков компьютерных игр. Не смотря на то, сколь давно серия была начата – она не только не утратила своей былой популярности, но и преумножила ее, благодаря отличному качеству выпускаемых игр и развернутой игровой вселенной, где есть место и для реализма, и для фантастичных вставок по типу роботизированной техники, кибер-имплантов и прочего.
Серия Metal Gear представляет из себя тактическую шпионскую игру, сюжет которой крутится, в основном, вокруг шпиона Солида Снейка, в роли которого игроку и предстоит выступить, проникая на различные военные объекты. Игра славится сложностью и своей заточенностью под вдумчивый стелс, где не всегда было достаточно просто пройти на корточках за спиной у охранника – здесь приходилось отвлекать, устранять, скрываться и искать обходные пути. Не удивительно, что игра считается одной из родоначальниц того стелса, который мы теперь видим в играх.
К слову – первые игры серии были куплены в количестве более чем 30 миллионов копий и, кроме того, были портированы на более новые приставки спустя более чем два десятка лет после их издания. В список будут включены именно те игры, что были портированы на новые приставки и имеют прямое отношение к основному сюжету, а все сторонние будут упомянуты ниже.
Metal Gear
Первая часть серии Metal Gear вышла, как и говорилось выше, в далеком 1987 году и изначально была разработана для MSX2, которую тогда пытались сделать стандартом для всех бытовых компьютеров 1980-ых годов. Позднее играла была портирована на множество приставок, а в 2011 году и на PlayStation 3.
Metal Gear представляет из себя 2D-экшен, где игроку, в роли Солида Снейка, предстояло красться по вражеской территории, выполняя те или иные задания. При этом было необходимо избегать визуального контакта с охраной и патрулями, поскольку они тут же поднимали тревогу и вызывали подкрепление – игрок при этом мог как скрыться, что тут же прервет преследование, так и принять бой, пытаясь перестрелять всех противников. Тут стоит отметить, Солид Снейк изначально не имеет при себе оружия и находит его лишь в процессе прохождения, а боезапас оружия, при этом, ограничен, что исключает возможность грубого прохождения и мотивирует действовать скрытно.
Что касается сюжета – он стал основой всей игры, чему сильно поспособствовал Хидэо Кодзима. Он создал довольно обширную базу для последующих игр и, по сути, воплотил целую собственную вселенную с довольно разветвленной составляющей. Сюжет игры вьется вокруг Metal Gear – боевого танка на двух ногах, способного запускать ядерные боеголовки. Агент, направленный ликвидировать угрозу, перестал выходить на связь и за работу придется взяться Солиду Снейку. Так игрок и вступает на вражескую территорию, где ему нужно не только спасти прошлого агента, но и найти способ уничтожения Metal Gear.
Metal Gear 2: Solid Snake
Очередная часть известной серии вышла в 1990-ом году под руководством все того же Хидэо Кодзимы. Игра снова была выпущена для MSX2, а позднее портирована на западные приставки, ну а спустя десятилетие портирована для PlayStatin2 и PlayStation3. В последствии игра была признана одной из лучших игр среди 8-ми битных компьютерных игр.
Что касаемо геймплея – он был значительно доработан. В первую очередь была доработана система стелса – теперь игрок в роли Солида Снейка мог приседать и ползать, а кроме этого – стучать по стенам, для привлечения внимания противников. Все эти нововведения были как раз кстати, поскольку игра значительно усложнилась за счет усиления искусственного интеллекта противника. Теперь вражеские патрульные смотрели не прямо перед собой по заданной линии, а видели небольшую область перед собой, что значительно усложняло игру. Помимо этого, патрульные теперь могли поворачивать головы и даже слышать, реагируя на стук по стене, хождение по определенным участкам пола и, даже, реагировали на стрельбу без глушителя и взрывы. Все это в значительной мере усложнило геймплей, подняв планку стелса на новый уровень.
Что касается сюжета – Солиду Снейку вновь предстояло разобраться с Metal Gear, но на этот раз с новым из серии D, разработка которого ведется на охраняемой базе в Центральной Азии, где держат похищенных ученых, которых тоже предстоит освободить. Стоит отметить, что вторая часть, в отличии от первой, оказалась в разы сложнее в плане сюжета, поскольку помимо основной канвы повествования, игра Metal Gear затрагивает и некоторые сложные темы, связанные с войной и ее последствиями.
Metal Gear Solid
Следующая часть вышла в 1998 году и стала прямым продолжением предыдущей части. В этот раз Хидэо Кодзима перевел сюжет в 3d пространство на Playstation 1, что открыло огромное количество возможностей в плане реализации стелс-составляющей. Кроме того стоит отметить и то, что игра стала в разы более кинематографичной, что в дальнейшем было взято за основу и перекочевало в последующие части вместе с анимированными сценами и интересными кадрами.
Что же привнес перенос игры в 3d пространство? Во-первых – игроку теперь стало сложнее передвигаться по уровням, поскольку доработынный искусственный интеллект стал более гибок и мог легко обнаружить Солида Снейка не только увидев его, или услышав, но и даже выследив по оставленным следам. Что касается стелс-составляющей – тут ей отведена главенствующая роль, поскольку в большинстве случаев, будучи обнаруженным, победить противника можно, но ему на смену будут приходить все новые и новые подкрепления, избавиться от которых можно лишь спрятавшись и дождавшись отключения тревоги. Поэтому теперь игроку нужно было искать обходные пути, лазать по вентиляции, отвлекать противника и всячески его избегать.
Сюжет игры довольно интересен, чем и славится серия. Один из отрядов FOXHOUND, в которой состоял Солид Снейк, захватила остров Шэдоу-Мозес и взяла под контроль машину Metal Gear, напичканную ядерными боеголовками – требованием от взбунтовавшегося отряда была выдача останков величайшего наемника Биг Босса. Солиду Снейку предстоит проникнуть на остров, устранить глав этого отряда и обезвредить Metal Gear, чтобы не допустить использования ядерной боеголовки.
Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty
Новая часть была выпущена уже в 2001 году для приставки PlayStation2 и, как и предыдущие части, вышла в хит продаж, даже не смотря на другого главного героя и запутанный сюжет.
Если взглянуть на геймплей – он не далеко отошел от предыдущей части и все также вьется вокруг шпионского экшена, где игроку предстоит не просто проникать на вражескую территорию с целью выполнения какого-либо задания, но при этом стараться вообще не попадаться на глаза противникам, поскольку бой в Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty стал в разы более сложным, даже не смотря на возможность стрельбы из укрытия. Помимо этого – сложность создает и скрытность, на которую влияет огромное количество факторов – помимо даже усложненного искусственного интеллекта. Довольно интересным моментом игры стало то, что игрок может пройти всю игру Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty без единого убийства, используя по ходу сюжета лишь транквилизаторы, рукопашные приемы и оглушающие гранаты.
Сюжет игры в этот раз набрал много новых витков и, хоть игре и были свойственны фантастические наметки и паранормальные способности, но в этой игре вся необычность вселенной раскрылась впервые, что и вызвало волну удивления среди игроков. Так, выяснилось, что считавшийся погибшим Солид Снейк оказался жив, организовал преступную организацию «Сыны свободы» и захватил очистительный завод Биг-Шейл вместе с президентом США и его ядерным чемоданчиком. Игроку теперь предстоит выступить в роли Райдена, новичка FOXHOUND, которому предстоит проникнуть на завод, вызволить президента и устранить угрозу в лице Солида Снейка. В ходе сюжета открывается множество интересных подробностей, которые впоследствии раскроют игровую вселенную во всей ее красе.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater
Очередная часть вышла в далеком 2004 году для приставки PlayStation2. Metal Gear Solid 3: Snake Eater стала предысторией для первой части и рассказывает игрокам историю Нейкеда Снейка, который, в последствии, станет легендарным наемником Биг Боссом. Одним из интересных изменений для серии стало то, что теперь игровой процесс происходил не внутри здания, а в лесу – в прочем, игровой процесс, помимо локаций, почти не изменился.
Игроку вновь предстояло побывать в роли шпиона, которому поручили проникнуть на территорию Советского Союза времен Холодной Войны и освободить советского ученого, разработавшего секретное оружие, которое в последствии назовут Metal Gear.
Игроку в новой части все также нужно проникать на охраняемые объекты и стараться не попадаться многочисленным вражеским патрулям, несмотря на довольно внушительный арсенал – прямое столкновение является довольно опасной затеей. Большой упор в игре, как и прежде, делается на стелс и в этом игроку может помочь система маскировки и камуфляжа, для которого был даже добавлен специальный индикатор, показывающий уровень маскировки Нейкеда Снейка. Помимо этого, реализована и выносливость, спад которой можно остановить лишь питаясь – при этом, если не есть вовсе, игрока начнет выдавать урчание в животе, которое обязательно услышит противник.
Сюжет игры, как и было сказано раньше, перенесет игрока к событиям, происходившим еще до первой части и расскажет о становлении Биг Босса. Игроку предстоит отправиться в Советский Союз, найти ученого, уничтожить секретное оружие и предотвратить начало Третьей Мировой Войны. В конце игрок увидит довольно душещипательную сцену, растасканную на мемасы толпами фанатов и не только.
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots
Следующая часть игры вышла в 2008 году эксклюзивно для PlayStation3. Эта игра была объявлена Хидэо Кодзимой, как игра о последнем похождении Солида Снейка, что, по его словам, не означало, что это окончание серии.
В этот раз нововведением было то, что разработчики отказались от привычной фиксированной камеры в сторону вида от третьего лица, пойдя по пути трендов – тут они не прогадали, игра благодаря этому стала в разы более динамичной, а перестрелки стали проще. Кроме этого был добавлен костюм, который подстраивался под окружающую среду, упрощая маскировку. Однако – разработчики не стремились упрощать игру вовсе и поэтому ввели для игрока систему стресса, согласно которой, Снейк накапливал стресс от различных ситуаций и условий, что могло привести к проблемам с прицеливанием и слабости игрока – стресс при этом гасился едой, напитками и журналами для взрослых.
Что касается сюжета – он довольно сложен и интересен, чтобы затянуть игрока на долгое и вдумчивое прохождение. В основном все крутится вокруг Ликвида Снейка, являющегося братом Солида Снейка. Ликвид, переродившийся в теле Оцелота, желает сломать систему, подчинить ее себе и взять под контроль целый мир – а для этого ему нужно избавиться от Солида, который, будучи отравленным смертельным вирусом, желает ему отомстить и найти путь к спасению.
Metal Gear Solid: Peace Walker
В 2010 году для приставки PlayStation Portable вышла очередная часть серии и наш список попала благодаря тому, что в последствии была портирована для PlayStation 3 и Xbox 360. К слову – имеется еще одна игра для PlayStation Portable из основной линейки, однако она имеет довольно эпизодичный характер и не была портирована – поэтому в список не включена.
В Metal Gear Solid: Peace Walker повторяются все механики предшествующих игр – игроку снова нужно оказаться в роли Нейкеда Снейка. На этот раз игрокам представилась возможность кооперативного прохождения с другом, благодаря чему Metal Gear Solid: Peace Walker стала разы более интересной, особенно с учетом того, что для двух игроков были добавлены командные действия по типу корректировки снайперского огня, придержание дверей для стрельбы в помещение, поддержка друг друга для того, чтобы один игрок вел, а второй отсреливался – и многое другое. В прочем Metal Gear Solid: Peace Walker остается все той же игрой про стелс, где игроку вновь нужно было показать всю свою смекалку.
Что касается сюжета – в Metal Gear Solid: Peace Walker он не замысловат, но вполне интересен. Игрок в новой части предстоит выступить в роли Нейкеда Снейка, который сформировал собственный наемный отряд. Именно его и нанимает правительство США, для того, чтобы он разобрался с возникшей в Латинской Америке таинственной вооруженной армии под названием Peace Sentinels.
Metal Gear Solid V: Ground Zeroes
В 2014 году вышло в релиз долгожданное продолжение для PlayStation3/4 и для ПК. Игра была воспринята фанатами с огромной радостью – все отметили высокий уровень графики и геймплейных доработок, однако оказалось, что вся игра состоит из одной единственной миссии на одной единственной карте, что многими было воспринято неоднозначно.
Касаемо геймплея – тут стоит отметить лишь то, что Metal Gear Solid V: Ground Zeroes это игра нового поколения и она полностью соответствует всем новым играм. Тут присутствует вид от третьего лица, динамичные перестрелки и кинематографичные вставки. Помимо этого, игра была улучшена и в плане стелса – противники, в угоду новому времени, стали в разы более умными, а маскировка из-за этого усложнилось. Многие считают, что игра стала эдакой демоверсией для следующей игры, поскольку и сюжет и геймплей в значительной мере указывали именно на демонстрацию возможностей.
Сюжет же рассказывает о том, как игрок в роли Биг Босса проникает на американскую военную базу, чтобы вызволить своих знакомых людей, выживших в инциденте, произошедшем в предыдущей части. Игроку предстоит скрытно выкрасть их и перевезти на свою базу, однако по пути обратно выясняется, что одна из знакомых была заминирована, а при прилете на базу Биг Босс видит, как его базу обстреливают вертолеты организации «Шифр», ему и его друзьям остается только бежать. Заминированная девушка выпрыгивает из вертолета, однако взрывная волна задевает его и приводит к крушению.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
И вот в 2016 году в свет вышла долгожданная новая часть, рассказывающая полную историю становления Большого Босса, предыдущая часть в итоге действительно оказалась демоверсией. В прочем, как выяснилось по итогу – предыдущая часть не продемонстрировала всего того спектра заготовленных нововведений, которые добавили разработчики.
Первым делом пройдемся по геймплею. События игры развиваются в Афганистане и Африке, где для игрока открыты огромные просторы, где он может путешествовать и выполнять различные задания. Задания теперь можно выбирать и помимо основных, игроку представилась возможность выполнять дополнительные, которые открывают новые чертежи оружия и позволяют захватывать специалистов в той или иной сфере. Что касаемо специалистов – игрок теперь настоящий Биг Босс и владеет целой частной военной компанией с отрядами наемников и собственной базой посреди океана. Игроку необходимо отстраивать базу, чтобы получать те или иные преимущества, по типу разработки более хорошего вооружения или дополнительных отрядов разведки, которые будут помогать вам ориентироваться на местности, подсказывая расположение врагов и интересных предметов. В общем и целом – стратего-РПГ составляющая в игре появилась внезапно и также внезапно оказалась вполне себе годной.
Сюжет игры, рассказывает о том, как Биг Босс выходит из комы, спустя 9 лет после событий предыдущей части. Выясняется, что он потерял руку и имеет в теле множество повреждений, а во лбу справа у него торчит металлический осколок, который врачи вытаскивать побоялись. После этого игрок окунается в безумный экшен, где за ним по больнице носятся отряды врага, вырезая персонал и больных, а помимо этих отрядов по больнице бродит огромный горящий человек и парящий ребенок с телекинетическими способностями. Выбравшись в конце концов из заварухи игроку предстоит разобраться в том, что за чертовщина происходит и попытаться нарастить силы своей организации, чтобы дойти до финала Metal Gear Solid V: The Phantom Pain.
Сторонние игры серии
К сторонним играм отнесем ровно две игры, поскольку они обе выпущены сравнительно недавно и не нуждаются в портировании, тогда как остальные так и не были портированы.
Metal Gear Rising: Revengeance
Metal Gear Rising: Revengeance вышла в 2013 году для PlayStation 3 и Xbox 360, а на ПК игра вышла в 2014 году. Стоит отметить то, что, не смотря на некую отстраненность от основной серии – игра Metal Gear Rising: Revengeance является полноценным продолжением истории Райдена, который был как главным героем в Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, так и второстепенным в Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots.
В первую очередь нужно отметить просто наивеликолепнейшую динамику и драйвовость игры, которыми она пропитана. Игрок выступит в роли Райдена, ставшего наемным киберниндзя, едва ли не полностью изменившим собственное тело в угоду улучшению боевых навыков. Игрок предстоит носиться по различным локациям и устраивать натуральную резню при помощи своей верной катаны и дополнительного оружия. Система боя при этом выполнена достаточно просто и несет в себе некоторую кинематографичность – в особенности система добивания, где игрок будет рубить мечом по выбранному направлению, чтобы прорубить броню или отсечь конечности и прочее.
Помимо этого – большое количество игровых объектов можно разрубить мечом на множество мелких кусочков, что позволяет прорубать себе путь или крушить все вокруг ради удовольствия. Но самым, пожалуй, огромным плюсом, являются бои с боссами, которые, несмотря на всю анимешность происходящего, выглядят более чем эпично и дают игроку не только смотреть на все это безумное действо, но и участвовать.
Что касается сюжета – наш герой Райден, как и было сказано выше, после событий в Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, стал наемным киберниндзя и нанялся в одну из частных наемнических компаний, чтобы обеспечить семью. По ходу работы он оказывается вовлечен в заговор с участием частной военной компании, целью которой является устранение президента США и захват власти в Америке – Райден, намеренный это остановить, выходит на охоту.
Metal Gear Survive
Metal Gear Survive вышла в 2018 году и это одна из тех частей серии, в разработке которой не принимал участия Хидэо Кодзима. Игра была создана для кооперативного прохождения по четыре человека – при этом игра была выполнена, как Action-Adventure с элементами выживания.
В общем и целом, игра едва ли не целиком копирует геймплей Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, однако имеет некоторые отклонения от сюжета и требует постоянного подключения к интернету. Помимо этого, в игре присутствует система микротранзакций, которая сразу вызвала волну негодований.
Поначалу игра воспринималась довольно хорошо, однако, стоило игрокам ее опробовать и поиграть некоторое время, как сразу стали видны мелкие минусы, что привело к подавляющему большинству отрицательных рецензий и провалу игры едва ли не в первые пару месяцев.