Сейчас, прямо сию секунду, собираюсь огорошить вас детским вопросом (детским, потому что ответ на него знает любой второклассник): что такое Яндекс?
Многие из вас скажут в ответ: тоже мне – вопрос. Да вся Россия и все русскоязычные пользователи интернета начинают и заканчивают свой день в Яндексе: кто по делу, кто просто серфит – каждый здесь ищет и находит свое. Яндекс – поисковик с огромным запасом информационных «сокровищ».
И я соглашусь с таким ответом. Частично. Поскольку как поисковик Яндекс начинался в 1997 году. Но за время существования он разросся до мультипортала с массой возможностей и приложений – более 30 сервисов доступно в современной версии Яши.
Кстати, это человеческое имя не зря было присвоено порталу благодарными пользователями – очень уж выручает сервис, очень уж его полюбили.
А если задуматься над официальным «именем», почему Яндекс так называется – достаточно странно и ни на что не похоже, то семантику необходимо искать в истории создания ресурса.
Что такое Яндекс?
В те времена на интернет просторах «рулили» Гугл и Рамблер, и новая поисковая система на ошеломляющий успех совершенно не претендовала – основатели были озадачены тем, чтобы хоть название выбрать узнаваемое и не очень сложное. Было решено словообразующей использовать фразу на английском языке «yet another indexer», которая в переводе на русский скромно сообщала, что это – «еще один индексатор».
И на заре своего существования название поисковика выглядело так: YANDEX, но со временем дизайнер органично вписал в латиницу кирилличную букву Я красным цветом – и название заиграло, обрело уникальность, стало узнаваемым и легко запоминаемым.
Новая поисковая система быстро завоевывала популярность, и первой ее отличительной чертой и требованием к ресурсам была проверка текста на уникальность – да, если бы не строгий Яша, плагиат в интернете расцветал бы буйным цветом, и никто бы этому не удивлялся. А так – извольте размещать у себя на сайте только уникальный контент, а иначе не видать вам места в топе, а то и вообще – есть все шансы вылететь из поисковой ленты.
Яндекс и тогда не поддерживал сайты с копированным контентом, не поддерживает он их и сейчас, заставляя вебмастеров трудиться и очень ответственно относиться к наполнению созданных ресурсов.
Учет морфологии – еще одна яндексовскся фишка, сохранившаяся со времени основания портала: русскоязычный поисковик очень трепетно относится к русскому языку, реагирует на каждое его искажение и ошибку и старается всячески исправлять неточности.
Основатели Яндекса запрограммировали свое детище на поиск с учетом расстояния – ну, это за время существования тематических сайтов, наверное, заметил каждый сайтовладелец: чем ближе к началу статьи расположено основное ключевое слово, тем быстрее статья поднимается в поисковой ленте.
Оценка релевантности тоже пришла к нам от Яндекса, с 90-х годов. Как только запустили новый поисковик, автоматически запустили и новые требования, которые сейчас назубок знает каждый автор и заказчик качественного SEO-текста – не стоит частить ключевыми запросами и нашпиговывать ими документ, слово буженину чесноком. Вписывать ключи аккуратно и равномерно всех научил Яндекс, а также следить за тем, чтобы их количество составляло только 10-15% текста.
Что случилось через год
В 1998 году Яндекс как-то незаметно для пользователей прочно вошел в их жизнь и увеличил свою базу в два раза. Появились новые сервисы от Яндекс, предоставляющие любому пользователю более широкие возможности:
- поиск по дате;
- поиск похожих документов;
- сортировка документов, согласно последнему изменению;
- списки.
А в 1999 году Яндекс был снова усовершенствован, и теперь документы можно было искать на выбор по заголовку или по элементу (отрывку, подписи под картинкой). В это же время количество пользователей и документов на ресурсе удвоилось, поэтому пришлось задействовать еще одного робота.
Приблизительно в этот период – через год или полтора после появления Яндекса, поисковик хотели купить авторы Гугла. Они даже приезжали в Россию на переговоры с владельцами русскоязычного поисковика. Но сделка сорвалась, и это очень хорошо для всех пользователей Яндекса. Мало ли каким бы он был сейчас, попади в руки иностранцев. А так – наш, родной, привычный.
Яндекс в двухтысячные
Начало нового тысячелетия разработчики Яндекса отпраздновали по -своему – ударным трудом и подарками пользователям в виде шести новых сервисов, среди которых : Почта, Новости, Открытки, Закладки, Товары.
И, что самое феноменальное, – каждый из сервисов нашел миллионы своих поклонников. Одинаково огромным спросом пользуются и яндексовские картинки, и сервис Яндекс Гуру (искусственный интеллект, помогающий пользователю рекомендациями при выборе того или иного товара), и почта, и особенно новости.
В 2009 году была запущена программа «Снежинск», позволявшая производить локальный поиск более, чем по 1200 городам, а в 2015 – самый страшный для вебмастеров алгоритм «Минусинск», направленный на очистку выдачи от корявых сайтов.
А какое-то время тому назад (мне кажется, несколько недель – если я неправ, подскажите в комментариях) появился Яндекс Дзен – индивидуальная поисковая лента, новости в которой подобраны под предпочтения конкретного пользователя браузера Яндекс.
Еще один интересный факт – на сегодняшний день выручка компании составляет более 300 миллионов долларов в год.
Самые популярные сервисы Яндекса – нынешние и былые
Самым посещаемым яндексовским сервисом эксперты называют Карты. Раньше этот раздел ресурса назывался Народной картой, и был даже отдельный сервис под названием Народ, но теперь он канул в небытие.
В свое время очень популярной была и соцсеть Я.ру – ее создали как площадку для ведения блогов и к 2009 году количество записей достигло 723 604. Но в 2014 блогохостинг закрыли, поскольку поддерживать сервис стало нецелесообразно. Если сказать понятным языком – большинство блогеров долго не обновляли собственные записи, поэтому активных «переселили» в LiveJournal, а пассивные, наверное, и не заметили утраты.
Переводчик Яндекс – очень достойный сервис, позволяющий делать переводы с (на) 85 языков, взаимодействует с другими системами перевода (хоть с той же гугловской), позволяет находить синонимы к словам и пользоваться словарем.
Вебмастер Яндекс – сервис, необходимый каждому владельцу интернет ресурса, который заботится о своем сайте, ежедневно проверяет его на наличие ошибок и замечаний, а также следит за индексацией сайта и его позициями в поисковой системе.
Вордстат – точная статистика ключевых запросов. Этим сервисом пользуется определенный контингент – вебмастера и SEO-копирайтеры, основным заданием которых является продвижение ресурса по ключевым запросам разной частотности.
Яндекс Метрика – снова ресурс для вебмастеров, отражает статистику посещаемости сайта и поведенческие факторы пользователей. Очень удобна для новичков, поскольку в отличие от остальных похожих систем, яндексовскую метрику можно понять и освоить в течение получаса.
Яндекс Директ и Яндекс Реклама – на Директе вы заказываете рекламу и платите Яндексу за возможность «посветиться», а если на ваш ресурс ежесуточно заглядывает 500 человек или больше, то имеете полное право зарегистрироваться партнером РСЯ (Рекламной сети Яндекс) и привлекать рекламодателей к себе на сайт, неплохо при этом зарабатывая.
Яндекс Диск – облачным хранилищем файлов пользуются все. Кто – так, а кто – за деньги. Все зависит от объема информации.
Яндекс Деньги – одна из популярных электронных платежных систем в рунете. Говорят, после лидера ВебМани, второе почетное место занимает Киви, но большинство пользователей склонны утверждать, что серебро – у Яндекса.
Кажется, рассказал о Яндексе даже больше, чем планировал. И то – не вспомнил о таком сервисе, как проверка орфографии, вскользь прошелся по Яндекс Почте, совсем забыл о пробках и парковках, визуальных закладках.
Советую вам очень глубоко изучить Яндекс – и вы найдете все, что вам нужно. А ведь и слоган Яндекса именно такой: «Найдется все».