DUNE (1992) - компьютерная игра
DUNE (1992) уникальная компьютерная игра

Совсем скоро в прокат выйдет отличная кинокартина (мы верим, что она будет таковой) от режиссера Дени Вильнева, за основу которой была взята вселенная романа Ф. Герберта «Дюна».  Именно этому роману должен отдать почести каждый фанат стратегий. Благодаря ему была создана первая игра этого жанра с одноименным названием «Dune». Поэтому мы и решили создать подборку игр этой серии, которые и основаны на вселенной известного многим пустынного мира.

На самом деле ее сложно назвать полноценной серией. Больше подходит выражение подборка игр, открывающих описанную в романах вселенную. Дело в том, что практически все они были разработаны и выпущены несколькими командами и причисляются к нескольким жанрам. К тому же, немногие из указанных ниже игр более-менее детально описывают сюжетную линию книг.

Сами книги писались и попадали в тираж на протяжении 20 лет с 1965 по 1985 года, но им не уделяли особого внимания. И лишь после экранизации фильма 1984 года, который был отснят под предводительством Девида Линча сеттинг благодаря своему необычному и непредсказуемому сюжету был признан обществом и стал популярным, в том числе и среди гейм-дизайнеров.

DUNE (1992)

Duna 1992 - Игры серии Dune
Duna 1992 — Компьютерная игра — квест с элементами стратегии

Именно французская компания Cryo Interactive Entertainment является первопроходцем, который перенес опасный пустынный мир с колоссальными залежами бесценного ресурса в компьютеры геймеров. Кроме того, именно она стала их первенцем.

Разработчики решили практически не отклонятся от сюжета первого романа и внесли в него лишь незначительные изменения. Поэтому главным героем стал молодой приемник герцога Атреидеса Пол Атреидес. Внешний вид большинства героев и NPC был взят с легендарной экранизации Линча и даже некоторые видео фрагменты фильма были вставлены в обновленное переиздание игры, которое появилось в 1993 году.

Сюжетная часть

В процессе создания игры разработчики решили рискнуть и совместить в ней два жанра: квест и стратегию в реальном времени. Но при этом такое слияние было продумано интересно, грамотно и происходило постепенно. В самом начале сюжета главный герой постоянно перемещается по планете. Выполняет разного рода задания и старается привлечь на свою сторону как можно больше людей. При этом, ближе к концу уже всерьез приходится задуматься об обустройстве своей базы, добыче главного ресурса и создания собственной армии. Ведь нужно было уничтожить не только постоянного врага Дом Харконенн, но и успешно противостоять лучшим на планете войскам самого Императора.

Геймплей

Данную игру невозможно назвать простой. Геймеру постоянно нужно было держать равновесие между развитием экономики своего города и наймом войск. Агрессивная стратегия вначале может привести к тому, что спайса попросту не хватит для выплаты дани Императору. Предстояло также бояться и преждевременного нападения со стороны Дома Харконенн. А он по сюжету практически все время уверен в своем непоколебимом превосходстве.

Стоит отметить, что игра внесла значительный взнос не только в развитие RTS, но и в саму индустрию в общем. Это первая игра, которая распространялась с известными вкладышами для CD\DVD коробок. Изначально рисунки наносили непосредственно на лицевую сторону самой коробки, что значительно увеличивало ее цену.

Читайте также:  Что известно про The Last Of Us Part 2: все новости, геймплей и сюжет

На момент появления игра стала очень популярной и за 5 лет продаж ушла тиражом в 300 000 экземпляров. Но современное сообщество игроков о ней практически не слышало так как она столкнулась с довольно серьезным конкурентом.

DUNE II: BATTLE FOR ARRAKIS (1992)

DUNE II: BATTLE FOR ARRAKIS (1992) - Игры серии Dune
DUNE II: BATTLE FOR ARRAKIS (1992) — Легендарная компьютерная игра

Несмотря на то, что изначально правами на разработку игр вселенной Дюна владели исключительно французы, которые и создали первую Dune, представители издателя не были уверены, что молодая никому не известная компания будет способна создать что-то действительно стоящая. Из-за этого они исподтишка продали права еще одному уже довольно известному на тот момент разработчику Westwood Studios.

В то время как Cryo Interactive Entertainment создавали лорную версию игры. Вествуды взяли из книг самое сердце, а именно постоянное противостояние домов в попытке контролировать как можно больше залежей спайса. Такое решение само по себе означало, что в итоге должна получиться полноценная стратегия с незначительными вставками «лора» в виде брифингов персонажей перед каждым заданием.

Именно так и появилась на свет самая первая RTS в нынешнем понимании этого жанра. Для улучшения игрового процесса Вествудами довольно сильно был переиначен сюжет и добавлен еще один Дом Ордосов. Это превратило противостояние подполья и захватчиков в настоящее рубилово разных армий. Кочевники далекого космоса Фримены из игры не исчезли, но вместо основной огневой мощи Дома Атреидес они стали обычным вариантом юнитов для воспроизведения в казармах.

Таким образом игрок получает возможность выбора между партизанами Атреидесам, фанатами больших калибров Харконеннами и безбашенными диверсантами подрывниками Ордосами. Главной задачей игры стала постройка базы, создание как можно большего количества юнитов, постоянная добыча ценного ресурса и война за определенный участок планеты. К тому же время от времени приходиться неожиданно получать проблемы из-под земли в виде огромных червей Шаи-Хулудов. По мере успешно выполненных заданий игроку предоставлялся доступ к новым видам войск и улучшениям, а самой последней миссией была одновременная война сразу с двумя объединёнными домами и войсками Императора.

Игра, как она есть

В самом начале кампании разница в юнитах каждого дома заметна исключительно на визуальном уровне, но уже ближе к концовке, каждый из них постепенно раскрывает свою уникальность: особые постройки и уникальные боевые единицы. Таким образом, Атреидесы получали возможность нанимать фрименов, создавать звуковые танки и бомбардировать врага с помощью орнитоптеров.

В свою очередь Харконенны могли похвастаться супермощными танками с огромным уроном и возможностью запуска реактивных ракет на большие расстояния для бомбардировки вражеской базы или больших скоплений войск противника. При этом Ордосы получали «шахидов» для подрыва зданий и девиаторы (танки способные захватывать вражескую технику на определенный промежуток времени).

В момент выхода вторая Дюна являлась просто великолепной стратегией с отличными механиками, и если проанализировать ее сейчас, то можно выявить просто ошеломляющее количество разнообразных «фич». Так, например с помощью харвастеров и танков можно было с легкостью укатать в песок вражеских пехотинцев, а защита от воздушных атак осуществлялась только турелями. Еще можно было заничительно ускорить добычу ресурсов переправляя довольно медленные харвастеры между залежами и базой с помощью грузового самолета. Ну и наконец построенные без фундамента строения постоянно теряли свою прочность, что значительно уменьшало их эффективность.

Вместо заключения

Большинство геймплейных и визуальных черт второй Дюны продолжили свое существование не только в играх Вествудов (среди них легендарная серия Command & Conquer), но и других студий. При этом заложенный внешний вид с мини-картой и панелью задач определенного юнита до сих пор присутствует в классических RTS.

Читайте также:  Need for Speed серия игр - все части по порядку

На протяжении 4 лет было распродано 250 000 дисков с игрой. Дюна 2 сразу же обросла огромным количеством положительных отзывов, средняя оценка которых в составляла 9 баллов из 10.

DUNE 2000 (1998)

DUNE 2000 (1998) - Игры серии Dune
DUNE 2000 (1998) — Компьютерная игра — продолжение легендарной серии

В конце 90-х Вествуды, благодаря разработке серии стратегий Command & Conquer, отлично держалась на плаву. А первопроходец Cryo Interactive Entertainment уже имел значительные финансовые трудности. Поэтому владельцы дали разрешение продолжить серию стратегий о «Дюне». К сожалению, плотная работа над «Генералами» не дала Westwood Studios возможности создать принципиально новую игру. Они предоставили работу новичкам из Intelligent Games, которые попросту решили выпустить ремейк уже существующей второй Дюны.

В конечном результате, фанатам пришлось довольствоваться абсолютно тем же сюжетом и незначительно измененным геймплеем. И преподносилось это в новой, более современной графической обертке. Все, что удалось добавить, это отличие урона разными юнитами друг по другу. Например, осадная техника отлично подходила для уничтожения зданий и пеших войск. А вот технику уничтожать ей было сложно. Классические бронированные единицы прекрасно расправлялись с себе подобными, а против пехоты были абсолютно бесполезны. Ну и, конечно же, в игру ввели совместный режим.

В средине 90-х такие изменения и принесли бы славу, но в то время это был провал. Игровые критики разнесли стратегию в пух и прах, поставив ей оценку в 6 из 10. А тираж дисков расходился очень плохо. И здесь, впервые, сработало знаменитое игровое проклятие «Дюны». Через некоторое время Westwood была выкуплена канадской EA.

EMPEROR: BATTLE FOR DUNE (2001)

EMPEROR: BATTLE FOR DUNE (2001) - Игры серии Dune
EMPEROR: BATTLE FOR DUNE (2001) — Стратегическая компьютерная игра

В этой RTS игрок уже имеет возможность сражаться не только в пустыне привычного Арракиса, но и завоевывать другие планеты. Каладан и Гьеди Прайм — родины Атреидесов и Харконеннов, имеющие свой собственный дизайн, особенности и ландшафт.

Это первая игра серии, которая получила полноценную трехмерную графику и свободную камеру. Практически всем боевым единицам были оставлены механики и названия. Но в то же время был полностью изменен их внешний вид. Например, изначально они были вооружены огнестрельным оружием, а в этой игре им уже выдали плазменные и лазерные пушки, которые смотрятся значительно эффектнее.

Читайте также:  Ведьмак 3 - Ведьмы с Кривоуховых топей, кто они и откуда прибыли?

Сообщество критиков положительно отметили появившиеся изменения во франшизе и наделили игру отметкой в 8/10. «Император» запомнился геймерам великолепной графикой и отличным музыкальным сопровождением. Сам же игровой процесс особых изменений не претерпел, это же относится и к многопользовательской составляющей. Сразу после выхода игра продавалась довольно неплохо. Однако появление в 2002 году третьего Варкрафта «растоптало» большинство других классических RTS, в том числе и эту. Потому, сейчас о ней практически никто не помнит.

FRANK HERBERT’S DUNE (2001)

FRANK HERBERT’S DUNE (2001) - Игры серии Dune
FRANK HERBERT’S DUNE (2001) — Единственный 3D-action во вселенной Дюны

Почти одновременно с появлением «Императора» на экраны вышел небольшой сериал под названием «Дюна Фрэнка Герберта». Cryo Interactive решили попытаться выбраться из долговой ямы, создав игру по его мотивам.

К сожалению, практически полное банкротство не в лучшую сторону сказалось на качестве конечного продукта. Вместо ожидаемой интересной приключенческой игры фанаты получили неудобоваримую смесь с отвратной графикой, постоянными зависаниями, кучей проблем и ужасно малым количеством геймплея. По понятным причинам игру практически никто не купил, а критики ставили оценки не выше 5/10.

Французы кинули все, что могли найти, на разработку игры и провалили ее с треском. Иронией в том, что первая Дюна принесла успех команде, а вот последняя стала последним гвоздем в крышку гроба. Cryo Interactive была признана полным банкротом и закрылась.

Что дальше?

Funcom - Игры серии Dune
Funcom — Приобрела права на выпуск новой версии игры Duna

Почти два десятилетия игровое сообщество считало, что последних два грандиозных провала окончательно «отрезали» у разработчиков любое желание создавать игры по вселенной Дюны. И все же, в начале 2019-го года на весь мир прогремела новость, что Funcom приобрела права на разработку у Legendary Entertainment и собирается выпустить целых три игры! При этом точно известно, что одна из них окажется в списке MMORPG.

Funcom — норвежская компания известная благодаря довольно качественной серии игр по книжной вселенной Конан, среди которых есть и Conan Exiles. Эта команда доказала, что в данный момент она лучше всех готова к переносу книжной вселенной в игру. При этом она может красиво, и главное органично, дополнить ее неплохими идеями.

Точная дата выхода пока неизвестна, но в сообществе игроков ходит слух, что она будет приурочена к выходу нового фильма.

Итог

DUNE - Игры серии Dune
DUNE — Компьютерная игра, прародительница целого жанра.

Романы Герберта «Дюна» стали легендарными. Вот только многие попытки превратить книгу в игру или фильм полностью проваливались. Тот же Линч вложил в свою картину уйму денег, но с окупаемостью возникли большие проблемы, а «Крио» и «Вествуды» были закрыты. Может, причина кроется в том, что этот роман очень запутанный и сложный поэтому его и сложно превратить в нечто иное.

В то же время, первая и вторая Dune оказались очень удачными. А теперь еще и Funcom со своей ММО и другими играми по Дюне, дадут возможность фанатам вновь почувствовать раскаленный воздух Арракиса и сразиться за главенство над территориями и основными залежами спайса.