Как создавать стабильные сборки на Skyrim SE?

Гайды

Каждый новичок рано или поздно сталкивается с тем, что модов становится слишком много. Даже если вы используете мод-менеджер, со временем начинают копиться скрытые конфликты и ошибки. По итогу все это приводит к падениям производительности и постоянным вылетам на рабочий стол.

Ниже располагается список рекомендаций, которые помогут вам разобраться с распространенными ошибками и оптимизировать вашу сборку. Начнем с основ и закончим более продвинутыми советами.

Используйте менеджер модов

Как создавать стабильные сборки на Skyrim SE?

Когда сборка становится совершенно неприличного размера — без этого полезного инструмента не обойтись. На данный момент я советую использовать Vortex с nexusmods. Среди его преимуществ — хорошее быстродействие, подключение и отключение модов “на лету”, решение конфликтов между модами. Кроме того, он поддерживает систему профилей, так что вы можете переключаться между несколькими разными сборками. 

Если использовать nexusmods в качестве источника модификаций (а стоит, у них обширная библиотека), моды загружаются сразу в папку Vortex, он автоматически их распознает и вносит в список. Конечно, можно добавлять и скачанные вручную архивы. 

Все файлы, установленные через Vortex, легко удаляются при необходимости. Это позволяет вносить изменения в сборку и отключать проблемные моды.

Проверяйте требования

Перед тем, как скачать модификацию — проверьте требования на странице с описанием. Довольно часто моды требуют дополнительные компоненты для правильной работы. Если их не установить, в лучшем случае вы увидите баги текстур или мешей, а в худшем — игра вообще не запустится. Так что проверьте требования самого мода и требования к тем компонентам, которые ему нужны для правильной работы. Множество ошибок происходит из-за невнимательного чтения руководства от автора модификации. Особенно это касается тяжелых скриптовых модов, добавляющих в игру новые функции или квесты.

Skyrim Script Extender

Этот компонент расширяет скриптовые возможности и функционал движка. Он часто требуется для модификаций, добавляющих в игру новый интерфейс или механики. Если вам пришлось установить SKSE, установите заодно SSE Engine Fixes. Он исправляет несколько недочетов в работе SKSE и позволяет избежать ошибки, когда из-за большого количества модов данные не могут адекватно записаться в ваши сохранения, из-за чего их становится невозможно загрузить. Внимательно прочитайте руководство по установке — SSE Engine Fixes требует ручной установки нескольких файлов.

Engine Fixes неплохо работает со стандартными настройками, но для любопытных пользователей на странице мода есть путь к файлу конфигурации и подробное описание всех опций. Увеличенный размер файлов сохранений изначально отключен, так что для использования этой опции придется залезть в файл с настройками.

ENB — ставить или нет?

Как создавать стабильные сборки на Skyrim SE?

Skyrim Special Edition имеет обновленную графику, так что можно обойтись и без ENB. Впрочем, если вы хотите выжать из картинки максимум — придется использовать и ENB, и обновленные текстуры с параллаксом, и подходящий погодный мод, ссылку на который можно найти на странице с тем пресетом ENB, который вы собираетесь использовать.

Главное помнить, что подобная связка модов довольно требовательна к ресурсам ПК, и использовать ее стоит, если на борту машины есть достаточно мощная видеокарта (зависит от разрешения вашего монитора).

Если мощности машины не хватает, можно использовать Skyrim SE FPS Boost and Less Stuttering. Это настройка конфигурации ENB с отключенными эффектами. Единственное, что она делает — позволяет Skyrim использовать больше ресурсов. В некоторых ситуациях это помогает получить несколько дополнительных FPS и избавиться от микрофризов.

Unofficial Skyrim Special Edition Patch

Исправляет ряд багов, забытых разработчиками. Некоторые моды требуют наличие этого патча в обязательном порядке. Рекомендуется к установке. Перевод патча находится на nexusmods, под соответствующим спойлером.

FNIS и Nemesis

Как создавать стабильные сборки на Skyrim SE?

При установке новых анимаций придется воспользоваться одним из этих инструментов, иначе персонаж застрянет в T-позе, а анимации использоваться не будут. В чем же различия? Для пользователя их не так много.

FNIS поддерживает большинство старых и новых анимаций и позволяет без проблем их устанавливать. Однако, он немного устарел и чуть значительнее влияет на производительность, если количество новых анимаций начинает исчисляться сотнями.

Nemesis, в свою очередь, работает быстрее и эффективнее, а также позволяет использовать DAR — инструмент для использования нескольких рандомных анимаций для одного действия. Например, для удара мечом или копьем. DAR позволяет легко добавить анимации для практически любого действия (использование зелья или переката, например), но их придется раскидывать по дереву папок вручную. Если не хочется этим заниматься, вполне подойдет и FNIS. Кроме того, пользователи Reddit сообщают, что Nemesis до сих пор не умеет работать с некоторыми специализированными анимациями.

LOOT

Как создавать стабильные сборки на Skyrim SE?

Программа для сортировки порядка загрузки плагинов. Несмотря на то, что Vortex имеет встроенный сортировщик, LOOT все еще может пригодиться для поиска конфликтов. Часто он сообщает о необходимости поставить патч совместимости для двух похожих модификаций. Кроме того, он показывает “грязные” плагины, с неиспользуемыми ссылками, навмешами и прочим. Если вы не знаете что это — игнорируйте предупреждения. Иногда чистка плагинов может сделать хуже. Обычно разработчик мода предупреждает, что его не стоит чистить, но бывают и исключения.

Действительно серьезной проблемой являются unassigned navmeshes. Такое предупреждение лучше не игнорировать и отключить мод, так как он может приводить к багам и вылетам на рабочий стол. Исключением является прямое заявление автора мода об отсутствии проблем из-за unassigned navmeshes.

Если вы все же хотите использовать такой мод, придется научиться пользоваться xEdit.

BodySlide and Outfit Studio

Как создавать стабильные сборки на Skyrim SE?

Вы установили новое тело для PC или NPC, но они выглядят по-старому? Дело в том, что нужно переделать и одежду, иначе она будет использовать стандартные тела. Простой способ — скачать пакет для изменения стандартной одежды и брони под нужное вам тело. Такие пакеты иногда создаются моддерами под распространенные типы тел. Если вы используете чей-то пресет для тела, или создали свой собственный — одежду из пакета придется пересобрать под него. Для этого запустите BodySlide, выберите нужный вам пресет, поставьте галочку возле Build Morps и нажмите Batch Build.

Outfit Studio позволяет вручную изменять одежду, если даже после установки пакета она выглядит криво, или под какую-то одежду нет конвертации для используемого тела. Инструкции по использованию можно найти на странице мода и на форумах, но это не быстрый процесс. Нет смысла переделывать весь набор стандартной одежды в этом инструменте, это может пригодиться в том случае, если вам особенно понравился какой-то мод на одежду, но отсутствует версия под используемый тип тела. Помните, что каждый элемент костюма придется дорабатывать вручную.

xEdit

Мощнейшая утилита для редактирования esm-плагинов. Позволяет чистить плагины в автоматическом режиме, или модифицировать их в обычном режиме. С помощью xEdit можно менять характеристики и описание предметов, переписывать диалоги и вносить множество других изменений в моды. Требует изучения соответствующих руководств и минимального понимания структуры esm. Использовать с осторожностью и не забывать делать бэкапы.

xTranslator

Как создавать стабильные сборки на Skyrim SE?

Более легкая и простая программа, предназначенная для перевода плагинов. Позволяет переводить диалоги, описания предметов и прочее. Поможет перевести мод с вашим любимым компаньоном или последнюю версию интересного квеста. На странице с этой программой можно найти инструкцию по ее использованию.

Wrye Bash и Mator Smash

Эти инструменты помогут вам создать патч, устраняющий некоторые конфликты. Простой пример — у вас есть несколько модов на оружие, и все они вносят изменения в уровневые списки, чтобы добавить новые предметы в мир игры. По итогу, они могут перезаписать друг друга и некоторые предметы не появятся у NPC. Чтобы избежать таких проблем, можно создать патч, объединяющий уровневые списки и некоторые другие данные. Он загрузится последним и позволит вам увидеть весь установленный арсенал в действии.

Так какую же программу для создания патча выбрать? Wrye Bash старше и стабильнее, и пару лет назад он был бы идеальным вариантом. Но разработчик довел Mator Smash до вполне удовлетворительного состояния, и теперь это гораздо более мощный инструмент, разбирающийся с большим количеством конфликтов. Как и любое более глубокое вмешательство в файлы модов, это может вызывать проблемы. Некоторые редкие сочетания модов могут работать немного странно, но в целом это довольно стабильный инструмент.

Авторы больших сборок на Reddit рекомендуют именно Mator Smash, но выбор остается за вами. Главное, помните, что при наличии множества модификаций создание объединенного патча практически необходимо.

Mod Configuration Menu

Это удобный мод, добавляющий в игру отдельное меню для настройки модов. Множество модов поддерживают эту функцию. Не стоит ей пренебрегать, так как настраивать мод, меняющий боевку или добавляющий режим выживания так гораздо удобнее. Вы же не хотите править десятки конфигов вручную?

У меня все еще проблемы

Порядок загрузки отсортирован, предупреждения LOOT прочитаны, проверены зависимости установленных модов и создан патч, но игра все равно вылетает! Что делать?!

Обратитесь к мануалам

Еще раз проверьте инструкции по установке модов от авторов. Начинайте с крупных скриптовых модов, меняющих механики, интерфейс и добавляющих большое количество контента. Часто проблема именно в них.

Проверьте соблюдение требований и список конфликтов на сайте разработчика модификации. Некоторые моды плохо уживаются друг с другом, например два больших мода на диалоги или на AI NPC. Если у вас стоят такие моды, или в списке конфликтов вы нашли совпадения — ищите патч совместимости на nexusmods. Обычный патч WB или MS в данном случае не поможет. Если такого патча нет — придется отключить один из этих модов.

Обновите старые скриптовые моды

Проверьте версии модов, зависимых от SKSE. Если ваш мод написан под старую версию SKSE, он может быть несовместим с новой. В таком случае игра может не запуститься, или же мод не загрузится и вы не увидите ничего в MCM.

Такое часто происходит, если скачивать старые переводы. Скачайте последнюю версию на английском языке. Если вы не можете или не хотите играть с модами на английском языке — используйте xTranslate.

Почитайте форумы

На многих сайтах к модам прикреплены соответствующие темы на форуме для обсуждения. Пробегитесь по сообщениям — возможно, у кого-то уже возникала похожая проблема и способ ее решения описан.

Черные лица у NPC

Многие игроки сталкиваются с “ошибкой темного лица”. Подобное происходит, если несколько разных модов вносят изменения во внешний вид NPC. Если вам не помогает bashed/smashed patch, придется вручную найти конфликтующие моды и отключить часть. Комплексные моды, как Bijin NPCs, требуют внимательного следования инструкции по установке и часто конфликтуют с другими модами на изменение внешности NPC. Помните об этом, иначе вы легко получите “ошибку темного лица” или отсутствующие части доспехов, или даже тела персонажа.

Почему нет инструкций под Legendary Edition? Я хочу сборку на LE!

К сожалению, Oldrim морально устарел. 32-битная версия накладывает ряд ограничений, игнорировать которые уместно разве что на совсем слабых машинах. Некоторые модмейкеры больше не обновляют свои моды под LE, а какие-то из новых модификаций придется переписывать практически с нуля, чтобы портировать их на LE. Иногда возникают проблемы совместимости.

Несмотря на это, вы все еще можете создать свою сборку на LE, используя большинство из описанных инструментов и старые версии модификаций. Но помните, что многие авторы прекратили поддержку модификаций для LE, а это значит — никаких багфиксов, и никаких жалоб на совместимость. Постарайтесь перейти на SE, если у вас есть возможность, благо большинство необходимых модификаций уже портированы.