Проходя Mass Effect Legendary Edition следует быть готовым к тому, что концовка трилогии может подпортить впечатление от игры. Но это произойдёт только в том случае, если вы ждёте от сюжета с массовым истреблением всего живого в галактике голливудского хэппи-энда.
Постаревший Шепард-семьянин в окружении кучи детей и внуков – такой финал истории вызвал бы ещё больше недовольства, чем знаменитая «светофорная» концовка. Да и в одном из вариантов, кстати, подобный исход событий не исключается.
Пусть мотивы «древнего пробудившегося зла» останутся сомнительными, вместо ненависти к разработчикам попробуем принять существующий сюжет, смирившись с тем, что логика и научная атмосфера безвозвратно утеряны. А обычное описание всех возможных окончаний игры заменим на обсуждение того, какое из них подойдёт под разные стили прохождения. По нашему субъективному мнению, разумеется.
Для начала стоит указать необходимые требования для открытия того или иного варианта финала. В Mass Effect 3 всё будет зависеть исключительно от боевой мощи, которую накопил игрок. Чем она выше, тем больше путей доступно.
Если удачно завершить первые две части legendary edition, то в третьей можно накопить около 8600 очков. При этом максимальное количество, которое понадобиться для самой требовательной концовки в Legendary Edition – 7800.
Итак, что же Шепарду выбрать после разговора с катализатором?
Отказ от решения
Кому подойдёт: ренегатам-лентяям, проходящим игру быстро.
Требования: просто дойти до финальной миссии.
Как получить: выстрелить в фигуру катализатора.
Не все Шепарды обеспокоены тем, чтобы выполнять просьбы своих спутников и каждого встречного. Некоторые – просто старые солдаты, уставшие разбираться с проблемами всей галактики. И когда подозрительный мальчик даёт на выбор три варианта развития событий, они идут своим путём, создавая четвёртый.
Выстрелив в катализатора, Шепард отказывается принимать решение, обрекая свой «цикл» на гибель. «Жатва» продолжится, вся развитая разумная жизнь будет уничтожена, а усилия, предпринимаемые по ходу игры, окажутся бесполезными. Поэтому ступив на такой негеройский путь, нет смысла выполнять побочные квесты и завязывать дружбу с командой. Разве что уж очень хочется ещё большей драмы.
Самое интересное в этой концовке: она единственная, где милый ребёнок-катализатор вдруг заговаривает с Шепардом голосом Предвестника. Так мы узнаём, что всё это время общались не с каким-то незнакомым ИИ, а с самым старым жнецом, управляющим всеми остальными. Подобный исход событий вызывает вопрос об истинном создателе идеи «Горна» и заставляет пересмотреть всё сказанное мальчиком.
Контроль над жнецами
Кому подойдёт: тем, кто хочет сделать из Шепарда вечное могущественное божество.
Требования: если база коллекционеров в Mass Effect 2 сохранена, эта концовка будет доступна по умолчанию, но чтобы Земля и экипаж Нормандии не пострадали, нужно накопить около 5000 очков. При уничтожении базы в прошлой части минимальные требования к открытию концовки составят 3200, а для лучшего исхода стоит набрать примерно 6000.
Как получить: после разговора с катализатором пойти влево и взяться за рычаги.
Вся трилогия Mass Effect учит нас, что рабство и попытка управлять сознанием других существ – это плохо. Но разве Шепард не выше какой-то там морали обычных смертных? Зачем отказываться от такой мощи, как жнецы, когда можно ими управлять? И нет, это не влияние ошибочных идей Призрака, наш коммандер с безграничной властью точно справиться.
После оцифровки своего сознания Шепард становится таким себе ИИ, способным существовать вечно. Первым делом жнецы под его контролем помогут восстанавливать то, что было разрушено в результате их же вторжения. А чем он займётся дальше, кроме отправки машин проведать друзей и проверить, не нашёл ли его любовный интерес себе другого?
Подсказку даёт сам Шепард в своём рассказе. Если он шёл по пути героя, то скажет, сколь многим пожертвовал, чтобы спасти галактику. Коммандер пообещает стать хранителем мира и создать для всех будущее с неограниченными возможностями.
А вот отступник отметит, какой огромный потенциал открывает перед ним контроль над жнецами. Такой Шепард захочет вести галактику за собой, как могущественный лидер, возглавляя армию, которой никто не сможет противостоять. Под конец он решительно отметит, что уничтожит всех, кто будет угрожать будущему живых.
Как видим, синяя концовка – единственная, где путь развития хоть что-то значит. Выбирая её не страшно за принятые в прошлом решения типа излечения кроганов или спасения рахни как вида, ведь Шепард в любом случае проконтролирует последствия.
Синтез органической и синтетической жизни
Кому подойдёт: идеалистам, которые на протяжении игры всех мирили и спасали.
Требования: набрать 7000 очков военной мощи.
Как получить: прыгнуть в луч по центру.
Самая «магическая» концовка из всех доступных. Использовать «Горн», чтобы превратить всех существ галактики одновременно и в органиков, и в синтетиков? Прямо как жнецов? Не зря это решение катализатор-Предвестник считает лучшим.
Если отбросим логику и размышления о том, имеет ли вообще Шепард право менять сотни миллиардов разумных существ по своей прихоти, то получится следующая картина. СУЗИ расскажет нам, что теперь жива, а в галактике установились мир и процветание.
Жнецы стали частью общества, поделившись знаниями ранее истреблённых ими цивилизаций. Это вызвало всплеск научных открытий, помогло достичь бессмертия и превзойти по развитию все существовавшие виды. Конфликт между органиками и их созданиями решён навсегда, ура!
Уничтожение синтетиков
Кому подойдёт: тем, кто не может побороть недоверие к разумным машинам и желает покончить со жнецами навсегда.
Требования: при уничтожении базы коллекционеров в МЕ2 этот вариант будет доступен по умолчанию. Но чтобы с Землёй и Нормандией всё было хорошо, нужно накопить около 5000 очков, а Шепард выживет при 7800.
Как получить: пойти направо и расстрелять энергетический канал.
Всю игру Шепард по любом пути морали демонстрировал свою простую философию: хороший жнец – мёртвый жнец. Так с чего вдруг ему слушать какого-то подозрительного мальчика, который горячо убеждает его выбрать любой финал, кроме уничтожения синтетиков?
Тем более, пацан явно врёт о последствиях этого решения, в чём можно убедиться с финального ролика. Цивилизация без ретрансляторов не откатилась в каменный век, космические корабли оказались не повреждены, а все разрушения быстро восстановили благодаря межвидовому сотрудничеству.
Слова катализатора о неизбежной смерти Шепарда из-за разрушения его имплантатов опровергаются вздохом коммандера, показанном при достаточном количестве накопленных очков мощи. Помимо этого есть ещё один знак выживания героя – табличку с его именем на стену памяти в Нормандии не вешают.
Если обычного СПЕКТРа в МЕ2 всеми силами возвращали в мир живых, то для всего лишь полумёртвого героя галактики уж точно что-то да придумают. По крайней мере, в это хочется верить всем фанатам, для которых родной Шепард важнее каких-то там синтетиков. А если вы считаете СУЗИ и гетов просто свихнувшимися роботами, то другие варианты финала можно даже не рассматривать.