Серия игр Silent Hill в хронологическом порядке

МТС Оплата [CPS] RU

Страх — это искусство. Дешёвые скримеры пугают лишь сиюминутно, а потом начинают раздражать. Чтобы вызвать подлинный ужас, нужно работать на глубинном уровне. Создатели Silent Hill понимали это, как никто другой, и благодаря этому серия остаётся эталоном жанра хоррор и ориентиром для всех других разработчиков.

Серия игр Silent Hill в хронологическом порядке и её история

Сегодня мы расскажем историю серии Silent Hill по списку и выясним, зашла ли она в тупик или у неё ещё есть шанс на возрождение.

Silent Hill (1999)

Сегодня только застрявшие в прошлом веке люди не понимают, что компьютерные игры — это искусство, не уступающее литературе или кинематографу, способное вызвать у игрока полное погружение с яркими и разнообразными эмоциями. Но в 1999 году геймеры Silent Hill к такому готовы не были.

Сайлент Хилл 1 в 1999 году

В жанре survival horror правила серия Resident Evil от Capcom. Противниками игрока были зомби и мутанты, возникшие в результате зловещих экспериментов всемогущей корпорации Umbrella по созданию биологического оружия. Несмотря на довольно запутанный сюжет, центральный конфликт лежал на поверхности, а пугалками для игрока были разного рода изощрённые монстры, подчас неожиданно нападающие в узком пространстве.

Руководство Konami смотрело с завистью на успехи конкурентов. Им нужна была собственная хоррор-франшиза. Для этого была собрана команда подающих надежды дизайнеров и разработчиков Team Silent. Изучив Resident Evil, они решили не сражаться с противником на его поле, а выбрать другой путь. И не прогадали.

Во-первых, Team Silent сделали ставку на мистику, а не на научную фантастику. Какими бы жуткими ни были созданные вирусом мутанты, их происхождение и поведение было понятно и предсказуемо: эта тварь хочет тебя сожрать, но если у тебя хватает пуль, ты знаешь, что делать. Ужасы Сайлент Хилла были иррациональными, необъяснимыми. Игрок не понимал, что вокруг происходит, чего ждать от окружения и что за паранормальные силы стоят за этим, ответы он получал лишь ближе к концу игры, да и то далеко не все. Люди боятся того, чего не понимают, и разработчики Silent Hill постоянно этим пользуются.

Во-вторых, главный герой игры не обученный боец, как любой из персонажей Resident Evil, а обычный писатель Гарри Мэйсон, который и оружие-то никогда в жизни не держал. Мало того, что пули причиняют противникам несущественный урон, так он ещё и попасть в них толком не может.

В-третьих, куда страшнее любых монстров работает окружение, в котором оказывался игрок. Таинственный городок Сайлент Хилл имеет тёмную сторону, параллельную реальность с ржавыми дверьми и облезлыми стенами, наполненную невообразимыми ужасами. Как только тьма наступает, игрок вжимается в кресло от страха: происходит нечто необъяснимое. На атмосферу работала и передовая по тем временам графика: в отличие от других игр с пререндеренными фонами, Silent Hill был полностью трёхмерной игрой.

Забавный факт: Мощностей первой PlayStation не хватало на рендеринг локаций в реальном времени, и разработчики пошли на хитрость. Они опустили на город зловещий туман, который должен был скрыть недостатки графики и ослабить нагрузку на железо. Неожиданно из обычной «заплатки» туман превратился в главную фишку игры: игрок чувствовал, что в тумане скрывается что-то зловещее, и находился в постоянном напряжении, что лишь усиливало атмосферу.

Усиливала погружение и шедевральная музыка, за которую отвечал композитор Акира Ямаока. В дальнейшем он станет практически бессменным композитором как игровой серии Silent Hill, так и двух фильмов по её мотивам.

Акира Ямаока
Акира Ямаока

По сюжету Гарри Мэйсон разыскивал в зловещем городке Сайлент Хилл свою дочь Шерил. В его распоряжении лишь фонарик и радиоприёмник, который начинает шуметь при приближении монстров. В дальнейшем Гарри найдёт и кое-какое оружие, но стрелок и боец из него никудышный, бегун тоже, да и боеприпасами и другими ресурсами игра не балует. Геймплей состоял из исследования местности, разгадывания головоломок и столкновений с монстрами.

Игра бросала игроку серьёзный вызов и заставляла поломать голову: застряв на какой-нибудь головоломке, геймер не мог просто найти решение на Ютубе, который появится только через шесть лет. Приходилось делиться опытом с друзьями и искать журналы с секретами игры.

Сказать, что игра была успешной, это не сказать ничего. Это был эффект разорвавшейся бомбы. Геймеры выстраивались в очереди за дисками, критики наперебой хвалили Silent Hill, а Konami собирали деньги и планировали следующие части серии. Впрочем, о разгроме Capcom речи не было, серия Resident Evil имела свою верную аудиторию и развивалась другим путём. Если хочешь, чтобы мы рассказали и о ней, ставь лайк и оставляй комментарий. А мы пока вернёмся к серии Silent Hill.

Silent Hill 2 (2001)

Первая часть проложила дорогу успеху серии, и вторая должна была его закрепить. Другая команда разработчиков просто запилила бы прямое продолжение, но только не Team Silent. Оставив от первой части только идею таинственного города Сайлент Хилл и подход к геймплею, они создали совершенно новую игру с акцентом на сюжет, и в этот раз даже без мистики. Silent Hill 2 выходит через два года после первой части, и становится одной из самых любимых игр всей серии.

Silent Hill 2

Игроков ждала обновлённая графика, которая не покажется современному геймеру реалистичной, но для своего времени выглядела впечатляюще. По сюжету главный герой игры Джеймс Сандерленд получает письмо от своей жены, которая приглашает его посетить «их место», небольшой городок Сайлент Хилл. Письмо шокирует Джеймса, ведь его жена умерла от болезни три года назад, но всё же он решается на путешествие, которое приведёт его в мир собственных кошмаров.

💥 Читайте также:  Отличные игры, похожие на Resident Evil

Создатели Silent Hill 2 убрали мистику в сторону и вооружились куда более мощным оружием — психологией. Они буквально вытаскивают наружу внутренних демонов героя, выворачивая его наизнанку, и погружают игрока в атмосферу фрейдистского ужаса. Игра насквозь пропитана символизмом, но в рамках обзора всей серии Silent Hill мы не можем уделить его обзору много внимания. Да и спойлерить сюжет тем, кто ещё не прикоснулся к этому культовому проекту, тоже не будем. Отметим лишь, что в Silent Hill 2 появился Пирамидоголовый, который с этого дня всегда будет занимать верхние строчки во всех возможных топах игровых монстров и станет символом всей игровой серии.

Пирамидоголовые

Акира Ямаока продолжает удивлять гениальным саундтреком, а звук является одним из важнейших инструментов повествования. Здесь разработчики использовали высокочастотные звуки, которые не слышны человеческим ухом, но воздействуют на психику игрока.

Silent Hill 2 выстрелил громче первой части. Миллион копий игры было продано быстрее, чем за месяц после релиза, и она до сих пор остаётся как на вершине всех топов самых страшных игр, так и среди лучших игр всех времён вообще. Кажется, что Team Silent уже не остановить, а Konami продолжают наполнять хранилища деньгами.

Silent Hill 3 (2003)

Третья часть франшизы снова вышла через два года после предыдущей. По пути Final Fantasy, в которой каждая следующая часть не связана с предыдущей, разработчики не пошли: Silent Hill 3 продолжает историю первой части серии. Действие разворачивается через семнадцать лет после событий Silent Hill, а главной героиней является девушка Хизер, которой снятся жуткие сны о мрачном городке. Чтобы разгадать тайну своих видений, ей придётся отправиться в сердце кошмара.

Хизер из Сайлент Хилл 3

Геймплейно третья часть следует традициям серии: у Хизер есть и привычный фонарик, и радиоприёмник, боец из неё так себе, а кроме сражения с монстрами и исследования локаций игроку придётся разгадывать хитроумные головоломки. Движок достался игре в наследство от второй части, но детализация и освещение были улучшены.

Чтобы усилить чувство страха, разработчики решили сделать игру максимально реалистичной. У большинства локаций были реальные прототипы, активно использовалась технология захвата движений и голоса актёров озвучки. А вот насчёт возвращения мистики в игру единого мнения в Team Silent не было, один из главных разработчиков Silent Hill 2 Такаёси Сато утверждал, что глубокий психологический хоррор в традициях второй части был бы лучшим решением для третьей, и идея вернуть франшизу в русло мистики сделало её обычным хоррором.

Критики и геймеры тепло приняли игру. Сейчас оригинальную трилогию Silent Hill принято считать классикой, после которой франшиза начала сдавать позиции. Так или иначе, следующей части серии было суждено стать последним проектом Team Silent.

Silent Hill 4: The Room (2004)

Несмотря на то, что The Room имеет цифру четыре в названии и относится к основной серии Silent Hill, многие склонны считать, что эта игра изначально планировалась либо как спин-офф, либо как независимый проект, к названию которого Konami приписали Silent Hill просто для того, чтобы увеличить продажи. Такое предположение не выглядит безосновательным: слишком уж отличается Silent Hill 4 от классической трилогии.

Silent Hill 4: The Room

Выпуск игры выглядит поспешным. Если до этого игры выходили раз в два года, то четвёрка вышла уже в следующем году после Silent Hill 3. Произошло это потому что разработчики из Team Silent разрабатывали третью и четвёртую части параллельно.

Действие игры разворачивается в квартире главного героя по имени Генри. Это единственное безопасное место, в котором можно восстановить здоровье и сохраниться, в другие же локации Генри может попасть только через странные дыры-порталы, открывающиеся прямо в стенах дома, и вот в них уже творится привычная для серии жуть. Постепенно тьма из дыр просачивается в квартиру, и она перестаёт быть безопасной, а что за чертовщина тут творится игроку придётся разбираться привычным способом: исследуя локации, сражаясь с монстрами и решая головоломки. Разве что сражений здесь несколько больше обычного, а головоломок, наоборот, меньше.

По-прежнему крутые монстры, изобретательные локации, множество пасхалок и отсылок к культовым хоррорам, казалось бы, что могло пойти не так? Увы, в этот раз игра не вызвала восторга у критиков, хоть они и хвалили её отдельные аспекты. Впервые в истории серии Silent Hill франшиза стала заложницей собственной славы: аудитория решила, что The Room — это уже не Silent Hill.

Неожиданный поворот

Экспериментальный проект, который, кстати, продюсировал Акира Ямаока, не был провальным: Silent Hill 4: The Room стабильно входила в топы самых продаваемых игр в США, Европе и России, а в родной Японии так вообще стала самой успешной игрой года. Но сразу же после выхода игры Konami неожиданно распускает Team Silent.

Серия игр Silent Hill в хронологическом порядке

Эта новость озадачила игровое сообщество. Team Silent не выпустила ни одной провальной игры, и неоднозначность восприятия четвёртой части не могла быть причиной столь странного решения Konami. Вероятной причиной роспуска могла быть не реакция критиков на Silent Hill 4, а процесс разработки игры. Проект отказался многострадальным, и многие решения, принимаемые его создателями, неоднократно менялись и вынуждали их чуть ли не начинать разработку с начала.

Лишь в 2008 году один из разработчиков более поздних частей серии расскажет о том, что руководству Konami игры от Team Silent не нравились даже несмотря на то, что приносили большие деньги. Верить этой информации или нет — вопрос открытый. Многие члены команды Team Silent практически сразу получили приглашения работать в Sony, и в дальнейшем работали над другими играми для консолей PlayStation. А для серии Silent Hill началась новая история: руководство Konami отдало франшизу на аутсорс иностранным разработчикам.

💥 Читайте также:  ТОП 10 самых страшных и жутких преследователей в играх

В 2006 году выходит фильм «Сайлент Хилл», который, несмотря на в основном негативную реакцию критиков, часто считается редким случаем удачной экранизации компьютерной игры. В основе сюжета фильма лежит переработанная концепция первой игры с элементами других частей. Писать на него развернутую рецензию мы, конечно, не будем — здесь мы говорим об играх, а не о кино. Но посмотреть, пожалуй, посоветуем.

Silent Hill: Origins (2007)

Первая игра серии Silent Hill для портативной консоли PlayStation Portable, а также первая игра серии, созданная сторонними разработчиками. Ими стали Climax Studios, независимая британская компания, которую нельзя назвать малоизвестной или неопытной. Основана студия была ещё в 1988 году и выпустила множество игр разной степени известности, среди которых, впрочем, было множество аркад и гонок, но не было ни одного хоррора.

Silent Hill: Origins

Новые разработчики решили не экспериментировать и обойтись с первоисточником осторожно. Геймплей классической трилогии они оставили практически без изменений, за исключением боевой системы. Главный герой игры, дальнобойщик Трэвис Грэйди, умеет постоять за себя и способен использовать в качестве оружия любые подручные предметы, да и кулаками дерётся неплохо. Боёв в Silent Hill: Origins довольно много, но, к счастью, в обычный боевик с монстрами игра не скатывается.

По сюжету же Silent Hill: Origins является приквелом первой части и раскрывает историю Алессы глазами случайно оказавшегося в Сайлент Хилле водителя грузовика, а  перемещаться между альтернативными реальностями города герой может самостоятельно при помощи зеркал.

За бережное отношение к оригиналу и боязнь испортить то, что уже работает, разработчикам досталось больше всего: главной претензией критиков к игре была её вторичность и нежелание создателей изменить привычную формулу франшизы. Впрочем, средние оценки не навредили успеху игры, и её до сих пор называют лучшим хоррором на PSP. В 2008 игру портировали и на PlayStation 2.

Silent Hill: Homecoming (2008)

Пока британцы из Climax Studio старались сохранить дух оригинала в Silent Hill: Origins, американцы из Double Helix Games работали над другой игрой по франшизе, доверенной им Konami. Принцип «ломать — не строить» эти ребята знали не понаслышке, и решили, что в истории серии Silent Hill всегда было как-то маловато экшна. А значит, новая часть должна стать… приключенческим боевиком.

Silent Hill: Homecoming

Головоломки, которые способен решить младенец, бессмысленное исследование пустых локаций, простецкий сюжет, начисто лишённый символизма, и полная замена атмосферы напряжённого ужаса на пострелушки с добавление QTE. Даже Акира Ямаока, кажется, совсем не старался, когда писал саундтрек. Не такой игры ожидали геймеры от игры, в названии которой есть Silent Hill. На Homecoming обрушился шквал критики, лишь изредка прерываемый робким шёпотом о том, что всё меняется и серия не должна стоять на месте. «Игромания» сразу объявила франшизу мёртвой, что, впрочем, не помешало ей обозревать последующие игры серии.

По нашему мнению Silent Hill: Homecoming не настолько плох, если не сравнивать его с классической трилогией: это игра с удобным управлением, приятным геймплеем, отличной боевой системой и хорошей музыкой. Если бы игра не называлась Silent Hill, скорее всего, её бы даже хвалили. Но избежать сравнений с шедевральной классикой, увы, невозможно.

Silent Hill: Shattered Memories (2009)

Разработчики Climax показали себя лучше американских коллег, так что следующую часть серии Silent Hill правообладатели доверили им. Во второй половине нулевых в жанре сияли бюджетные инди-хорроры, и конкурировать новый проект должен был с ними, что было не так уж и просто, особенно когда доверие к франшизе выглядело подорванным. Британцы решили действовать осторожно и позаимствовать удачные идеи у конкурентов. Чем же в это время игры пугали геймеров?

Silent Hill: Shattered Memories

В 2007 году вышла Penumbra от шведов из Frictional Games, главной фишкой которой был безоружный герой. Вместо того, чтобы просто перестрелять монстров, как это сделал бы любой персонаж Resident Evil, протагонист игры был вынужден или отбиваться подручными предметами, которые могли разве что сбить чудовище с толку или оглушить, либо просто бежать и прятаться. Эту идею и решили взять на вооружение разработчики Shattered Memories.

Итак, встречайте новый Silent Hill. Без оружия. Без инвентаря. Без шансов убить даже самого слабого монстра. Теперь в распоряжении Гарри Мэйсона только фонарик и радиоприёмник. Да, вы не ошиблись, именно Гарри Мэйсона, протагониста самой первой части игры: Shattered Memories стали переосмыслением первой части. Именно переосмыслением, а не ремастером или ремейком, ведь теперь мир Silent Hill выглядел иначе.

Вместо тумана Сайлент Хилл окутывает вечный снегопад, а альтернативная реальность представляет собой город, покрытый льдом и населённый разного рода жуткими тварями. Которых, напомним, герой не способен убить, благодаря чему игра превратилась в прятки и погони с головоломками.

Серия игр Silent Hill в хронологическом порядке

Интересным решением создателей игры было влияние поступков игрока на окружающий мир. От принятых решений напрямую зависит то, как будет выглядеть город и каких монстров Гарри встретит на пути. Игра довольно короткая, и потому заметить эти изменения можно довольно быстро.

Столь экспериментальная для франшизы игра в целом оказалась достойной. Отличное погружение, интересные головоломки, много леденящих кровь моментов. Но по жанру игра была скорее триллером, чем хоррором, а постоянная беготня от монстров раздражала многих игроков, которые не привыкли быть беспомощными в серии Silent Hill. Возможно, мы выскажем непопулярное мнение, если посоветуем отбросить предрассудки и дать этой игре шанс. Shattered Memories — не только смелый эксперимент, но и хорошая игра, которая, увы, остаётся в тени великого предка.

Silent Hill: Downpour (2012)

Поняв, что франшиза идёт куда-то не туда, Konami не придумало ничего лучше, как привлечь к разработке следующей части чешскую компанию Vatra Games, которая до этого разработала лишь одну игру — платформер Rush’n Attack: Ex-Patriot, оценки которого были где-то на уровне плинтуса. Да ещё и Акиру Ямаоку неожиданно сменил композитор Дэниел Лихт. Что же могло пойти не так?

💥 Читайте также:  Лучшие пиксельные хоррор-игры

Silent Hill: Downpour

Игра начинается в тюремном автобусе, который перевозит нескольких заключённых. Мы успеваем немного познакомиться с героями, после чего автобус попадает в аварию. Осуждённый Мёрфи Пендлтон, главный герой игры, приходит в себя и обнаруживает, что вокруг нет ни других узников, ни коновоя, ни их мёртвых тел. Сориентировавшись на местности, он идёт в ближайшее небольшое поселение — городок Сайлент Хилл.

Игра обладает впечатляющим началом в лучших традициях серии, и именно это начало Konami показали на E3 2011, завысив ожидания игроков до небес. Но это сыграло не на пользу, в общем-то, неплохому творению Vatra Games: удержать планку на нужном уровне они так и не смогли, и заявленный в начале психологический хоррор довольно быстро скатывался до обычной расчленёнки со слабой боевой системой, неинтересными головоломками и обыденными монстрами.

В сюжетном плане Downpour хороша, да и атмосфера в игре отличная, хоть это и не тот Silent Hill, которого все ждали. Несколько игровых наград не спасли Vatra Games от банкротства. Казалось, что теперь история серии Silent Hill подошла к концу.

Шанс на спасение

Стоило не нуждающемуся в представлении гению геймдизайна Хидэо Кодзиме написать у себя в блоге, что его новый движок прекрасно подошёл бы к Silent Hill, как ему позвонил президент Konami и предложил возглавить разработку следующей части серии. К проекту вскоре подключились режиссёр Гильермо дель Торо и актёр Норман Ридус и работа закипела. Масштабная игра требовала огромного бюджета, Кодзима едва ли мог вписаться в корпоративные рамки Konami, но проекту с такими именами в титрах ничего не угрожало… Пока Konami не открыла для себя рынок мобильных игр.

После того, как выяснилось, что мобильная дрочильня Dragon Collection, слепленная на коленке дешёвыми горе-кодерами, приносит миллион долларов в день, руководство Konami меняется, а следом меняет и политику компании, из которой следует, что гений с его неуправляемыми идеями и огромными бюджетами им больше не нужен. Действительно, зачем вкладывать деньги в столь дорогую игру, когда можно просто прикручивать микротранзакции за картинки, которые рисуются за полчаса, и отгружать деньги мешками.

Сразу после этого Кодзима был уведомлён, что после окончания работы над MGS 5 он покинет компанию, а его новый проект с рабочим названием Silent Hills будет отменён. Ни геймеры, ни игровые журналисты об этом не знали.

Silent Hills

В это же время никому не известная независимая студия 7780s выпускает бюджетный инди-хоррор P.T. в качестве бесплатной демки для PlayStation Store. Рынок был переполнен такими игрушками, и никто не ожидал от неё никаких открытий, но раз дают бесплатно, почему бы не скачать? Первые же игроки отметили превосходную пугающую атмосферу и необычные головоломки с нарастающей сложностью. Игра неожиданно цепляла новых и новых участников, сарафан делал своё дело, и вот уже геймеры со всего мира ломали голову над необычной игрой. Коллективный разум оказался сильнее инди-разработчиков, и когда последняя загадка была разгадана, герой игры вышел из проклятого дома, и весь мир увидел заставку игры Silent Hills под знакомую музыку Акиры Ямаоки, а в титрах появились настоящие имена создателей.

Сейчас P.T. уже разобрали на кадры все, кому не лень, обнаружив в ней и множество отсылок к Silent Hill, включая само название студии (7780 — площадь японской префектуры Сидзуока, название которой буквально переводится «тихие холмы»), и иносказательное послание Кодзимы в адрес дирекции Konami. Ознакомиться с игрой самостоятельно очень сложно: вскоре Konami потребовала удалить её из PlayStation Store, и сейчас она существует только на консолях игроков, успевших её скачать. И консоли эти продаются по завышенной цене. Остаётся лишь смотреть прохождения и разборы на Ютубе.

Уходя, Кодзима подложил под Konami бомбу замедленного действия. Весь мир увидел, какой может быть новая часть Silent Hill, если к ней приложит руку его команда, и отмена игры мгновенно превратила Konami в корпорацию зла в глазах геймеров. Пока руководство Konami рвало на себе волосы, Кодзима со своими друзьями отправился пилить Death Stranding, но это уже совсем другая история.

Silent Hill F

Silent Hill F

В историю серии Silent Hill можно было бы вписать и некоторые малоизвестные спин-оффы, вышедшие в основном для мобильных платформ или аркадных автоматов, но мы не стали этого делать. Ни одна из них не достигла и десятой доли успеха игр основной линейки. Сейчас игры классической трилогии — признанные шедевры игровой индустрии, и многие инди-компании ориентируются на них, когда пытаются создать собственный хоррор.

Сейчас надежда на возвращение серии Silent Hill находится в руках гонконгской студии Neobards Entertainment, и руки эти выглядят надёжными: в студии собрались не только выходцы из Konami, но и бывшие сотрудники Capcom, работавшие над Resident Evil. Пока что про проект мало что известно. Анонсирован он в октябре 2022 года, сюжет будет развиваться не в американском Сайлент Хилле, а в Японии 60-х годов, а рабочее название игры — Silent Hill F. Трейлер выглядит впечатляюще, и нам остаётся только надеяться, что в этот раз всё получится.

GGSel.Net [CPS] RU
Пример HTML-страницы
Pay-day