Большинство MMORPG похожи друг на друга. Увидев короткий трейлер игры, опытный геймер сразу же отличит очередного «убийцу WoW» от клона Lineage. Даже когда отдельные проекты выделяются интересными геймплейными решениями, другие сразу же копируют их к себе.
EVE Online — лучшая и самая масштабная MMO?
Но есть одна игра, которая настолько выделяется на фоне остальных, что её попросту не с чем сравнивать. Сегодня мы расскажем об EVE Online, разберём популярные мифы, связанные с этой MMO и выясним, стоит ли новичку в неё играть. Поехали!
Немного истории
Eve Online была разработана исландской компанией CCP Games и выпущена в 2003 году, то есть, в один год с Lineage 2 и за год до World of Warcraft, так что история у этой игры не менее длинная и интересная. Пока другие разработчики создавали фэнтези-вселенные с рыцарями и магами, конкурируя друг с другом, исландцы решили отправить своего игрока в далёкий, холодный и безжалостный космос. И не прогадали.
Благодаря научно-фантастическому сеттингу и высокому порогу вхождения покорители Нового Эдема смотрели на игроков из других MMO свысока. Информации по игре было мало, а встроенная обучалка толком ничего не объясняла, оставляя новоявленного космического исследователя один на один с недружелюбной вселенной, в которой любой более опытный пилот смотрел на него только как на халявную добычу. Да, если вы не знали, Eve Online – игра с фулл-дропом, и если игрок теряет корабль, он теряет его навсегда, а установленные на него ценные и не очень модули или достанутся тем, кто сможет полутать обломки, или вовсе сгорят.
Не удивительно, что многие геймеры убегали из Eve Online после нескольких первых потерь, а некоторые даже не справились с вводной цепочкой заданий, в конце которой их ждал Даган, ужас всех новичков, который был куда страшнее этого вашего Дробителя из WoW, да и подмоги обычно ждать было неоткуда. Но разработчики из CCP Games оставались верны заданному курсу и делать игру проще отказывались. Аудитория Eve Online проходила жёсткий отбор, оставались только самые стойкие, а «мамкины ногебаторы» быстро покидали игру.
Мифы и легенды об Eve Online
Из-за того, что аудитория Eve Online держится обособленно, у геймеров, далёких от Нового Эдема, широко распространены мифы об игре, некоторые из которых имеют реальные основания. Что же мы слышали об Eve Online и насколько это правда?
Eve Online – самая массовая MMORPG
Еву не раз называли самым массовым проектом, и это трудно укладывается в голове, когда речь идёт о столь сложной игре с высоким порогом вхождения. Однако, это всё-таки правда, но с определёнными оговорками. Дело в том, что в большинство других многопользовательских игр игроки играют на разных мирах или шардах. Одних только русскоязычных миров World of Warcraft существует двадцать штук, англоязычных и того больше, а ещё есть французские, немецкие, испанские…
В Eve Online же все игроки обитают в одном мире, независимо от того, где они находятся географически и на каком языке разговаривают. Долгое время китайские пилоты были исключением со своим отдельным сервером Serenity, но сейчас и они переползли на «общий» Tranquility. Так что по количеству игроков в едином игровом мире Eve Online, конечно же, на голову уделывает даже World of Warcraft, однако, общая аудитория у игры всё же не самая большая. По данным MMOGlobus Eve Online находится на восьмом месте по онлайну в мире, а первую строчку закономерно занимает WoW.
В Eve Online нечего делать без знания матана
Игровая механика в Eve Online действительно сложна. Для успешного поражения цели нужно учитывать многое: её сигнатуру, угловую скорость относительно вашего корабля, скорость поворота ваших пушек и ещё кучу разных факторов. Графики и диаграммы повреждений вызывают у новичков такой же ступор, как дерево навыков Path of Exile у новоприбывшего из Diablo 3 геймера. Но насколько действительно нужно во всём этом разбираться?
Для глубокого понимания игры и умения переигрывать малыми силами превосходящий флот противника эти навыки действительно будут полезны, однако, подавляющее большинство игроков в Eve Online ими не обладает, и просто жмёт автоорбиту по оверу или летает по анкору за фк (ничего не поняли? Про игровой слэнг Eve Online мы ещё поговорим позже!).
Другими словами, рядовой игрок обычно не заморачивается физико-математическим анализом боевой ситуации, и знает лишь базовые параметры своего корабля – скорость, урон, танковку. И если вы не собираетесь становиться профессиональным соло-пвпшником или умелым флиткомом, большего вам знать и не надо. Хотя, освоив игру на базовом уровне, вы всё равно попытаетесь разобраться с ней на продвинутом, если она вам понравится, но и в этом случае вам понадобятся не дифуры и интегралы, а скорее школьный курс тригонометрии и физики.
Как следствие, мало кто вообще разберётся, как в это играть
Этот миф был справедлив лишь отчасти, но в последние годы разработчики взяли курс на расширение аудитории, и переработали обучающую систему так, чтобы она доступно и подробно объяснила новичку все виды деятельности в игре, игровую терминологию и основы управления некоторыми кораблями. Сейчас разобраться в игре гораздо проще, чем пятнадцать или десять лет назад.
К тому же, за годы существования игры в интернете появилось множество гайдов по самым разным аспектам Eve Online, написанным игроками, уже успевшими разобраться в игре. Если первые капсулиры (так называют пилотов Eve Online) были вынуждены познавать жестокую галактику методом проб и ошибок, то сейчас новичок, вооружившись гуглом, быстро найдёт всю необходимую информацию.
Кстати, эта статья тоже поможет новичкам начать играть в Eve Online, но об этом позже. Ева всё ещё остаётся игрой с высоким порогом вхождения, но разобраться в ней сегодня намного проще, чем в первые годы её существования.
В Eve Online самые захватывающие и масштабные сражения
Это утверждение справедливо лишь наполовину. Самые масштабные – да. Eve Online вошла в Книгу рекордов Гиннесса за самое крупное сражение в онлайн-игре, после чего… побила собственный рекорд. Более шести тысяч человек участвовали в битве за стратегически важную систему во время войны 2018 года, и такие битвы в игре не редкость.
Но назвать эти сражения захватывающими получится вряд ли. Чтобы избежать невыносимых лагов, в игре существует механизм замедления времени, который замедляет все процессы в перегруженных игроками системах настолько, чтобы система успевала их обрабатывать. Как итог – любое крупное сражение представляет собой практически пошаговый фестиваль слоупоков, в котором большинство кораблей лишь изредка стреляет из всех орудий по приказу флиткома. У вас не получится почувствовать себя истребителем из «Звёздных Войн», уворачивающимся на космических скоростях от вражеских снарядов, а вот пикселем на сканерах врага – запросто.
Впрочем, в скором времени ситуация может измениться. CCP Games активно сотрудничает с британской компанией Hadean. Совместными усилиями они создали мощный облачный движок Aether Engine, который уже дважды был успешно протестирован в технической демке Aether Wars, в которой приняли участие тысячи пилотов. Они сражались в режиме Deathmatch на истребителях с упрощённой механикой без какого-либо замедления времени, и движок показал отличные результаты. Как скоро он будет внедрён на актуальном сервере Eve Online сказать трудно, но после этого сражения с участием тысяч человек кардинально изменятся.
Мир Нового Эдема – самая большая игровая вселенная
Определить размер игровой вселенной – не такая уж и простая задача. В Eve Online более 7000 звёздных систем, но много это или мало? Если сравнивать, например, со вселенной «Звёздных Войн», то вроде бы и мало, ведь Далёкая-далёкая галактика включает в себя сотни миллиардов звёзд. Однако, игры по ЗВ, в которой можно было бы посетить их все, не существует, да и если верить Вукипедии, то описанных в каноне планет и тысячи не наберётся, всё остальное – безымянный космос разной степени заселённости.
Но один факт, позволяющий оценить масштабы вселенной Нового Эдема, всё же есть, и знаем мы его благодаря пилоту Katia Sae из исследовательской корпорации Signal Cartel. 1 декабря 2009 года Katia Sae задаётся целью посетить каждую звёздную систему в Eve Online и начинает невероятное путешествие, отмечая каждую исследованную систему скриншотами в твиттере. Путешествие было завершено 9 марта 2019 года, то есть, заняло 9 лет реального времени. Рекорд Katia Sae тоже попал в Книгу Гиннесса, а в системе Saisio, откуда начался путь исследовательницы, теперь установлен монумент в её честь.
Знаете ли вы другу игру, на полное исследование мира которой уходит 9 лет? Мы не знаем. Если у вас есть такая на примете, напишите в комментариях. А пока, пожалуй, заявление о самой большой игровой вселенной выглядит правдоподобно.
С такой медленной прокачкой понадобятся годы, чтобы чего-то достичь в игре
Прокачка в Eve Online действительно отличается от других MMO, ведь здесь ваш персонаж обучается новым навыкам круглосуточно, независимо от того, находитесь вы онлайн или нет. Некоторые навыки прокачиваются до максимального пятого уровня месяцами, а для управления самым большим в игре кораблём класса «титан» и правда понадобятся годы прокачки. Но есть два «но».
Во-первых, в Eve Online нет бесполезных классов кораблей. Юркий перехватчик, прокачать который до приемлемого уровня можно в первый месяц игры, с лёгкостью догоняет и удерживает крупные корабли противника, не способные по нему попасть, после чего прибывший союзный флот превращает их в металлолом. А одинокий титан без поддержки москитного флота превращается в большую и неповоротливую мишень для стеллс-бомбардировщиков противника. Для того, чтобы быть полезным во флоте, годы прокачки не нужны.
Во-вторых, с появлением в игре механизма переливания скиллпойнтов прокачка заметно ускорилась. Если у вас есть стабильный заработок в игре, вы всегда сможете купить скилл-инжекторы, каждый из которых заменяет примерно неделю прокачки, и быстро прокачать нужный вам корабль. Но если вы будете качаться по-старинке, то все навыки в игре действительно прокачаются до пятого уровня примерно за двадцать два года.
Попасть в корпорацию в Eve Online сложнее, чем устроится работать в Google
Это не совсем так. Корпорации – это объединения игроков, аналогичные гильдиям и кланам из других игр. Любой, кто играл в другие MMORPG, знает, что в некоторые такие коллективы достаточно просто попроситься, чтобы быть принятым, а в других к кандидатам выдвигаются высокие требования. Точно так же дела обстоят и в Eve Online, но, как всегда, есть одно «но».
Во вселенной Eve Online можно потерять всё в один миг. История, показанная в трейлере «Месть», основана на реальных событиях: даже обычный шпион, сливающий врагам важную внутрикорпоративную информацию, может причинить огромный вред, а если такой человек доберётся до рычагов управления альянсом, это может разрушить целую империю. Так что всеобщая паранойя насчёт шпионов в серьёзных коллективах – обычное дело, но найти себе корпу без имперских амбиций, чтобы просто летать «по фану», труда не составит.
Что же такое Eve Online сегодня?
В первую очередь, Ева – это игра-песочница. Подавляющее большинство звёздных систем в ней заселяется игроками, которые сами пишут историю игры: формируют корпорации и альянсы, заключают торговые и дипломатические отношения, развязывают территориальные и идеологические войны. Добавьте к этому ещё и то, что абсолютно все корабли и модули, существующие в игре, производятся самими игроками. Eve Online – игра не только с политикой, но и с экономикой, приближенной к реальной настолько, насколько это вообще возможно в MMORPG.
Несмотря на то, что Eve Online славится масштабными космическими сражениями, далеко не всем игрокам они интересны. Одни предпочитают небольшие пиратские коллективы, другие летают на мирных добывающих и транспортных кораблях, а некоторые даже вообще не выходят из дока, занимаясь торговлей на станциях. У каждого игрока своя Ева, в Новом Эдеме настолько много активностей, что даже после нескольких лет игры вы, возможно, не успеете попробовать их все.
Если вы не боитесь трудностей и умеете играть в команде, Eve Online – отличная игра для вас.
С чего начать?
В первую очередь, вы должны зарегистрироваться в игре. Лучше всего сделать это по реферальной ссылке, чтобы получить бонусные очки навыка. Нет друзей в Еве, которые могут вам её дать?
Теперь вам предстоит создать персонажа. К какой из четырёх великих держав принадлежать – не важно, вы всё равно сможете выучить корабли всех фракций. Выбор чисто эстетический, берите того, кого хотите. Появившись на станции своей академии, пройдите обучающие миссии, которые научат вас основам игры, после чего игра оставит вас один на один с холодным космосом. И кое-что вам нужно про него знать.
Уровень безопасности
Начнёте вы свой путь капсулира в системах с высоким уровнем безопасности, хайсеках. Из названия ясно, что здесь вам почти ничего не угрожает. Почти, потому что гарантом вашей безопасности является Конкорд, полицейская служба, которая нападает на любого, кто проявит агрессию по отношению к другому пилоту. Конкорд гарантированно уничтожит преступника, однако, это всё же не страхует вас от потери корабля, ведь противник может уничтожить его быстрее, чем погибнет сам.
Пилотов, практикующих подобные хайсечные нападения называют суицидниками, т. к. они гарантированно погибнут после атаки. Суицид может быть как способом просто испортить игру другому (некоторые без этого не могут), так и способом заработка. Если уничтоженный суицидниками корабль гораздо дороже тех, которые они использовали для атаки, лут с него может окупить все потери.
Менее безопасными являются системы с низким уровнем безопасности, или лоусеки. Здесь уже нет Конкорда, и только возле врат и станций миролюбивых пилотов будут охранять стационарные турели. Впрочем, это помогает мало. Лоусеки – место обитания пиратских корпораций, промышляющих нападением на беззащитных прохожих. Обычно эти ребята не отличаются высоким уровнем скилла и организованности и предпочитают тактику «навалимся толпой на одного». Но Eve Online – это игра не про честные рыцарские поединки, так что если вам такой геймплей нравится, добро пожаловать.
Системы с нулевым уровнем безопасности, или нули – это место, где вас уже не защитит никто. Большая часть нулей контролируется крупными альянсами и коалициями, которые не будут рады посторонним, и потому уничтожат ваш корабль при первой же возможности. Однако, академки нулльсечных блоков обычно рады новичкам, и охотно примут вас в свои ряды. Но жизнь в нулях подразумевает организованность и ответственность перед теми, кто эти нули контролирует. Сбивать кого попало и летать туда, куда глаза глядят, уже не получится: за комфортную жизнь в богатых системах приходится платить соблюдением определённых правил и исполнением обязанностей.
И, наконец, неисследованный космос, или вормхолы. Здесь нет ни локального чата, в котором указаны все, кто находится в системе, ни привычных врат, с помощью которых можно покинуть систему или попасть в неё. Сделать это можно только через нестабильные червоточины, которые находятся с помощью сканирующих зондов. По замыслу CCP Games вормхолы должны были стать аналогом подземелий из других MMORPG – игроки находят вход в систему, существующий лишь определённое время, сражаются с сильными НПЦ внутри неё и выходят, когда червоточина вот-вот схлопнется. Но всё пошло не по плану – вместо того, чтобы спешно покидать неисследованные системы, игроки начали… в них жить. Жить в вх сложно, но очень интересно, и они приносят отличный доход своим обитателям.
Кстати, о доходе…
Стабильный заработок внутриигровой валюты, или ISK, нужен любому игроку. Даже самые надёжные корабли рано или поздно будут сбиты, боеприпасы и расходники тоже стоят денег, да и подписку в Eve Online можно оплатить внутриигровой валютой, а не реальными деньгами. Так что как только новичок осваивается в игре, перед ним встаёт вопрос – где взять заветные иски? Мы перечислим несколько доступных новичкам способов, не описывая каждый в подробностях. Если какой-то покажется вам интересным, найдёте гайд по нему сами.
Выполнение миссий
Способ, доступный с самого начала игры, простой, но не самый прибыльный. Выполняете задания агентов, получаете награду, берёте новые задания. Важно знать, что помимо исок агенты платят вам и очками лояльности, LP, которые можно обменять на предметы, которые производит их фракция: чертежи, боеприпасы, импланты и т. д. Всё это можно использовать самому или продавать на рынке. Приемлемая прибыль начинается лишь на миссиях 4-5 уровня, но для них уже понадобится дорогой корабль, а за пятыми так вообще придётся лететь в населённые пиратами лоусеки. Стоит ли оно того – решайте сами.
Датасайты и релики
Раз вы полностью прошли обучающий курс, значит в вашем ангаре уже стоит фриг, предназначены для сканирования аномалей. Заряжайте сканпробки и отправляйтесь на поиски датасайтов и реликов. Само собой, в хайсеках добыча будет куда менее солидной, чем в нулях или вх, но умельцы уже нашли множество способов увеличить профит. Например, можно вычищать системы в нулях, пока их хозяева спят.
Фарм бездны
Неплохой способ заработать в одиночку без риска быть убитым другими игроками. Зато с риском быть убитым опасными НПЦ. Попасть в бездну можно с помощью филаментов, которые приобретаются на рынке (если, конечно, вы не хотите добывать их самостоятельно, в этом случае см. предыдущий пункт).
Ваш крейсер (а бездны проходятся именно на крейсерах) забросить в изолированное от исследуемого космоса пространство, которое будет существовать двадцать минут, после чего потеряет стабильность и схлопнется, уничтожив вас. За это время вам необходимо будет зачистить три кармана, населённых разными случайно сгенерированными НПЦ и собрать ценный лут, чтобы потом его продать. Вот такой roguelike от мира Eve Online! Впрочем, это только на словах всё кажется простым, а на деле по безднам можно было бы написать отдельный подробный гайд, но это уже делали до нас. Ищите на Ютубе.
Фарм зелени
- «Зелёнкой» называют боевые сайты, которые периодически появляются в космосе. Они находятся обычным бортовым сканером без зондов, на котором отображаются зелёным текстом (отсюда и название). За убийство враждебных НПЦ вы будете получать награду (баунти), а ещё их можно полутать. За фармом зелени лучше всего лететь в нули, а значит, для этого заработка вам всё же придётся вступить в какой-нибудь нулльсечный коллектив, где вам всё покажут и всему научат.
Добыча газа в вх
Экстремальный (для новичков) вид заработка с довольно высоким профитом. Для этого вам понадобится добывающий фриг Venture, на который вы поставите проблаунчер и два «пылесоса» (Gas Harvester). Дальше ищите вормхолы в которых нет местных жителей, ищите пробками газовые облака и добывайте газ, пока не появятся враждебные НПЦ или на подскане не замаячит чей-нибудь боевой корабль. Звучит сложно? Так и есть, без чтения подробного гайда тоже не обойтись.
И просто добыча руды!
- Наименее выгодный, но наиболее простой заработок – просто копайте руду и вывозите на продажу в ближайший торговый хаб. Денег приносит мало, зато требует от вас минимальных усилий. Впрочем, после реворка руды, который CCP обещает в следующем патче, хайсечная руда может подняться в цене, и это занятие станет более выгодным. Следите за новостями.
- Само собой, в Eve Online есть и другие способы заработка, но для новичков наиболее доступными являются именно эти. Пробуйте разные виды активностей, пока не найдёте то, что вам по душе.
Я ничего не понимаю!
- Нули, пробки, филаменты, пылесосы, импланты, подскан… Как бы мы ни старались избегать слэнговых выражений в этом небольшом мануале для новичков, едва ли это удаётся. В Eve Online давно устоялся собственный язык, который основан на англоязычной версии клиента, и на нём разговаривают все опытные пилоты. Чтобы легче их понимать, советуем вам использовать английский клиент. Если без матана в Eve Online ещё можно обойтись, то без английского языка будет довольно трудно. Впрочем, специфических для русскоязычных игроков слэнговых терминов в игре тоже предостаточно.
- «На гайке минусовый бидон, в бубле, в агре» – если вы поняли это выражение, значит, вы уже достаточно хорошо разобрались в Eve Online. Если перевести его на человеческий, то это – доклад разведчика, который сообщает командиру флота, что недалеко от врат («гайками» их называют из-за внешней похожести) находится вражеский (минусовой) Abaddon (амаррский баттлшип, который у нас прозвали «бидоном»), застрявший в поле варп-дизруптора (бубле), из-за которого он не может отварпать, и недавно совершивший агрессивное действие (в агре), из-за чего он не может пройти через гайку из-за таймера агрессии. Длинно выходит, правда? А в условиях космического боя информация должна передаваться максимально ясно и коротко.
- Но насчёт слэнга не переживайте – его понимание просто приходит с опытом.
Куда вступать?
- Как мы уже говорили выше, Eve Online – игра командная. Играть в одиночку в эту игру не сложно, а очень сложно. Но и прогадать с корпорацией здесь проще простого. Как же выбрать себе коллектив по душе, если у вас нет друзей в игре, которые охотно возьмут к себе?
- Для начала, не стоит искать корпорацию раньше, чем вы более-менее разберётесь в игре и поймёте для себя, чем вам хочется заниматься в мире Нового Эдема. Когда вы, например, решите, что вас больше всего интересует проживание в вормхолах и PvP-полёты маленькими флотами, просто откройте поиск корпораций, отсортируйте только подходящие вам и посмотрите, что они собой представляют. Обратить внимание стоит на следующие пункты:
- Требования для кандидатов. С корпой, в которую берут всех желающих, каши не сваришь. Именно по этой причине стоит избегать разного рода открытых академок и нубокорп: для развития в игре вам нужно оказаться в опытном коллективе, который занимается тем, что вам в игре понравилось, а среди таких же новичков, которые хватаются за всё подряд и ничему вас не научат.
- Системы, в которых активна корпорация. Если вы собрались жить в вх, довольно странно вступать в корпу, которая обитает в лоусеках, верно?
- Количество людей в корпорации. Ищете маленький и дружный коллектив или огромную армию, где вы затеряетесь в толпе? Выбор за вами.
- Киллборду корпорации. На сайте https://zkillboard.com/ вы сможете увидеть, насколько боеспособна эта корпорация, на каких кораблях летает, представляет ли собой сильный коллектив или корм для пиратов. Если в ваших планах попасть в PvP-корпу, а на кб у коллектива одни сливы, проходите мимо, здесь вас научат только сливаться.
- Есть ли у корпорации и альянса, в котором она состоит, активные войны. Если есть, то с момента вашего вступления в корпу её противники смогут атаковать вас даже в хайсеках, и Конкорду не будет до этого дела. Война есть война. Готовы ли вы к таким трудностям?
- (Актуально на 2020 год) В данный момент в Eve Online идёт масштабная война между коалицией Imperium (альянс Goonswarm и его союзники) и… всем остальным Новым Эдемом. Так что если вы хотите жить в нулях, вступать в Imperium будет плохой идеей: на территории этой коалиции ведутся активные боевые действия, спокойной жизни новичку там не видать, а разгромное поражение Imperium’а будет наиболее вероятным исходом.
Теперь вы знаете достаточно, чтобы начать играть в Eve Online. Но если у вас есть какие-то вопросы по игре, или вы хотите узнать о ней больше, напишите в комментариях. Возможно, мы напишем и другие статьи о выживании в мире Нового Эдема, если это будет вам интересно.