Создание игры – это длинный, сложный и довольно извилистый путь со множеством препятствий, подводных камней и всего подобного. Конечно, разработчики рассчитывают на успех, но далеко не всегда эти ожидания оправдываются. Долгожданный релиз иногда заканчивается полным провалом, а сама студия становится банкротом и закрывается.
И таких историй немало
Причины неудач могут быть абсолютно разные: технические недоработки самих игр, неправильная политика компании, холодный прием критиков. Собрали для вас наиболее яркие примеры таких игр, которые стали для своих разработчиков лебединой песней.
Tomb Raider: The Angel of Darkness
Серия о приключениях Лары Крофт почти всегда была успешной. Игры франшизы выпускаются до сих пор, их благосклонно встречают поклонники. Но был один проект, который погубил студию-разработчика. За создание шестой части серии, Tomb Raider: The Angel of Darkness, отвечали авторы из Core Design. В этой игре привычный образ Лары был изменён, и именно это и стало роковым решением. Отважная героиня превращается в убийцу, и такая революция оказалась очень неудачной.
Да, кто-то из поклонников всё-таки поддержал проект, несмотря на такой финт и большое количество ошибок. Но, в целом, игра получила уж очень большое количество плохих оценок. Такая реакция не могла не повлиять на Core Design. После такого неудачного релиза права на франшизу были переданы Crystal Dynamics, а сам коллектив немного позже перешел под крыло Rebellion Developments.
Shadowrun
Идея была неплоха – из олдскульной РПГ-настолки сделать шутер, и, желательно, с мультиплеером. Эта задумка и была передана Fasa Studio, авторы которой уже успели отметиться разработкой MechWarrior и консольной Mechassault. Был обещан громкий релиз, но на выходе получилось не всё так гладко.
Пользователям был представлен обычный многопользовательский шутер с весьма ограниченным набором режимов и очень «скудными» картами. Shadowrun встретили без энтузиазма, и на фоне такого провала Fasa Studio закрылась буквально через несколько месяцев после релиза.
Need for Speed: The Run
Игра принадлежит к знаменитой гоночной серии, но скорее больше напоминает интерактивное кино, чем классические покатушки. Модель вождения здесь существенно упростили, убрали возможности тюнинга, а сама сюжетная кампания получилась уж очень короткой. За разработку Need for Speed: The Run отвечали канадцы из студии Black Box (филиала самой Electronic Arts).
К этому моменту Black Box уже выпустила и Underground, и Most Wanted с Carbon, и ProStreet вместе с Undercover. Именно последние две игры показали плохие продажи, что послужило поводом для временного отстранения студии от работы. После возвращения Black Box отметились сетевой версией World, а затем и пресловутой The Run, которая и стала последним гвоздем в крышке.
Duke Nukem Forever
О начале разработки амбициозного проекта, который должен был достойно продолжить или даже затмить серию, объявили еще в 1997 году. А дальше начался, как любят говорить в этих случаях, «производственный ад». Выпуск постоянно переносился на неопределенные сроки, менялись движки, набиралась команда – отговорки просто не иссякали. В какой-то момент у 3D Realms просто закончились деньги на продолжение разработки. Начались судебные тяжбы 3D Realms с издательством Take Two Interactive – последние категорически воспротивились дальнейшему финансированию.
Доделывали Duke Nukem Forever уже Gearbox Software, выпуск игры все-таки состоялся. Проект получил просто вал негативных оценок, но благодаря многолетнему пиару сумел окупиться. Сама же 3D Realms впоследствии прошла полную рестуктуризацию, занималась выпуском небольших проектов, а в 2021 году была приобретена Embracer Group.
LawBreakers вместе с Radical Heights
Разработкой проектов занималась студия Boss Key Production, основателем которой был сам Клифф Блезински – «отец» мега популярных серий Unreal и Gears of War. После ухода из Epic Games Клифф решил попробовать самостоятельно заниматься разработкой, но что-то, как говорится, пошло не так.
LawBreakers с классическими для арены-шутеров механиками замахнулась на саму Overwatch, но потерпела поражение. Следующая игра, Radical Heights, созданная в духе королевской битвы, показала бодрый старт, но быстро утратила популярность. Студия Boss Key Production закрылась в 2018 году, а сам Блезински покинул игровую индустрию.
Vampire: The Masquerade – Bloodlines
Работой над проектом занималась студия Troika Games, уже успевшая отметиться культовыми The Temple of Elemental Evil и Arcanum. В целом, и проект Vampire: The Masquerade – Bloodlines сложно назвать полным провалом. Даже сегодня многие фанаты с теплотой вспоминают об этой игре. Здесь есть и классная сюжетная линия, и фантастическая атмосфера, хотя все эти плюсы были изрядно подпорчены техническими багами.
К тому же, дебют проекта пришелся в одно время с выходом Half-Life 2, что также подпортило продажи. Фанаты продолжают заниматься выпуском патчей и с нетерпением ожидают выхода второй части Bloodlines – ее разработкой занимается часть сотрудников самой Troika Games.
Hellgate: London
Проект казался многообещающим. Работы над игрой вела Flagship Studios – студия, которую создали выходцы из Blizzard. Hellgate: London стала первой игрой и, как ожидалось, должна была полностью соответствовать канонам экшен-РПГ. К сожалению, многочисленные баги на старте стали просто настоящим апокалипсисом. Проблемы были и с персонажами, которые могли спонтанно самовыпилиться, и с игровыми микротранзакциями – деньги чисто случайно снимались не по одному разу.
В решение проблем вкладывались огромные бюджеты, что не могло не сказаться на финансовом положении Flagship Studios. Кризис затягивал всё сильнее, игроки покидали проект, а второй готовящийся релиз, Mythos, пришлось просто забросить.
Fable Legends
Разработкой концепции Fable, а также не менее популярной Black & White, занималась студия Lionhead с неповторимым Питером Молинье во главе. Хотя репутация у него несколько сомнительна, но стоит признать, что выпущенные им проекты отлично игрались без многого, что было им обещано. Далее последовало переосмысление вселенной Fable, что и стало роковым решением.
Сначала студия Lionhead выпустила Fable Journey, которая получила спорные оценки, а затем должна была появиться и Fable Legends. К слову, разработка последней велась уже без Молинье. Выпуск игры так и не состоялся, а студия попросту закрылась.
SimCity 2013
Вроде бы и классная франшиза SimCity, а, тем не менее, нашелся проект из этой серии, который оказался провальным. Эта же игра и подкосила студию, хотя и казалось, что для успешной серии такой исход событий совсем уж маловероятен. Но для Maxis SimCity 2013 принесла только несчастья – проблемы касались, в основном, новой DRM-защиты. Из-за использования этой технологии требовалось постоянное подключение к сети интернет – сей факт вызвал волну возмущений до премьеры.
Еще и сервера не справились с нагрузкой, что только усугубило ситуацию. Фактически в SimCity 2013 поиграть получилось только спустя несколько месяцев после выпуска. Maxis была дочерней компанией EA, и последняя не стала мириться с таким провалом, а просто прикрыла свой филиал. Негатива у публики, естественно, только прибавилось.
L.A. Noire
Красивый детективный триллер, который считался технически прорывным в свое время, да и сегодня в этом плане смотрится на достойном уровне. Нуар и притягательная атмосфера 40-х годов по достоинству оцениваются поклонниками. Создателем проекта выступает австралийская студия Team Bondi. Ее послужной список невелик – за 8 лет работы только один проект, L.A. Noire.
Да, игре сопутствовал успех, но в это же время выяснилось, что условия труда в студии просто катастрофические. Рабочий день длился до 12 часов, что сказалось на репутации. Team Bondi лишились поддержки Rockstar Games и не смогли больше прибиться ни к одному издателю. Исход печален: студию перекупили в 2011 году, а через два года попросту закрыли.