Наша страна по какой-то неведомой причине пока еще отстает от западных стран в игровой индустрии. Видимо, «во всем виноваты зеленые человечки», «не так сошлись звезды», плохое образование и все прочее. Мы по-прежнему отстаем в производстве качественного контента от наших западных друзей. Но есть у нас и самородки, в чьи игры играют не только в нашей стране, но и по всему миру. Хотя некоторые деятели из нашей статьи официально перестали считать себя российскими разработчиками после событий 2022 года. Например, студия Мундфиш, которая и от принадлежности к России открестилась, и ее генеральный директор поменял имя с Максима Зацепина на Роберта Багратуни. Хотя, тут скорее было дело в том, что разработчики видели необходимость выйти на мировой рынок. А будучи зарегистрированными в нашей стране с этим возникали определенные трудности.
Крутые русские игры на ПК
Или создатель Тетриса Алексей Пажитнов, эмигрировавший в 1996 году в США, и начавший оттуда обвинять во всех смертных грехах Владимира Путина. И все же, фактически при разработке игр они еще считались нашими, поэтому в списке они присутствуют. Некоторые игры создавались буквально одним человеком, и стали известными и популярными, что доказывает, что в России очень много талантливых разработчиков, которым нужно дать зеленый свет. Вот наш список лучших российских игр:
Корсары
Корсары: Проклятие дальних морей — это приключенческая игра в жанре экшен-RPG, разработанная студией Акелла и выпущенная в 2000 году. Игра стала одной из первых в серии «Корсары» и завоевала популярность благодаря своему уникальному геймплею и атмосфере пиратских приключений. Действие игры разворачивается в Карибском море в XVII веке. Игрок берет на себя роль капитана пиратского корабля, который должен выполнять различные задания, сражаться с врагами и исследовать острова.
Главный герой оказывается втянутым в сложную интригу, связанную с поиском сокровищ и борьбой за власть на море. Игра сочетает элементы экшена, RPG и симулятора морских сражений. Для своего времени игра обладала впечатляющей графикой и звуковым сопровождением. Детализированные модели кораблей, реалистичные эффекты воды и атмосферная музыка создавали погружение в мир пиратских приключений.
Герои Меча и Магии V
Герои Меча и Магии V (Heroes of Might and Magic V) — пошаговая стратегия от компании Nival Interactive и выпущенная Ubisoft в 2006 году. Игра является пятой частью популярной серии Heroes of Might and Magic и представляет собой сочетание стратегического и ролевого геймплея. Игра разворачивается в фэнтезийном мире Асхан, где игроки управляют героями, ведущими армии в бой против различных врагов. Сюжет игры разделен на несколько кампаний, каждая из которых рассказывает историю одного из игровых фракций. Основная сюжетная линия связана с борьбой за власть и спасение мира от темных сил.
Игровой процесс «Героев меча и магии V» включает в себя такие элементы, как: исследование обширных карт, сбор ресурсов, захват городов и сражение с врагами. Бои проходят в пошаговом режиме на тактических картах. Игроки управляют армиями, состоящими из различных существ, и используют магию и тактику для достижения победы. Герои получают опыт и повышают свои навыки, что позволяет им становиться сильнее и эффективнее в бою.
Игроки могут строить и улучшать здания в своих городах, что позволяет нанимать новые войска и получать доступ к различным улучшениям. Heroes of Might and Magic V стала первой игрой в серии, использующей трехмерную графику. Это позволило создать более детализированные и красочные миры, а также улучшить визуальные эффекты в боях. Музыкальное сопровождение и звуковые эффекты также были высоко оценены игроками и критиками.
Escape from Tarkov
Escape from Tarkov — это многопользовательская онлайн-игра в жанре шутера от первого лица с элементами RPG и выживания. Разработана студией Battlestate Games и была анонсирована в 2016 году. С 2017 года находится в стадии «закрытого бета-тестирования», привлекая внимание множества игроков по всему миру. Игровой мир представляет из себя выдуманный город Тарков, ставший зоной конфликта между двумя частными военными компаниями — USEC и BEAR. Игроки берут на себя роль наемников одной из ЧВК, которые пытаются выжить и выбраться из города, наполненного опасностями и врагами.
Игроки отправляются на рейды, где они должны собирать ресурсы, воевать с врагами и выполнять различные задания. Целью рейда является успешное возвращение с добычей. В игре представлена сложная система инвентаря, где каждый предмет занимает определенное количество места. Игроки могут находить и использовать оружие, броню, медикаменты и другие предметы. Escape from Tarkov отличается высоким уровнем реализма. Игроки должны учитывать такие факторы, как здоровье, гидратация, энергия и травмы. Также в игре реализована сложная баллистика и система повреждений. В игре существует внутренняя экономика, где игроки могут торговать с NPC и другими игроками, покупая и продавая предметы.
Escape from Tarkov обладает высококачественной графикой и звуковым сопровождением, что создает атмосферу напряженности и реализма. Детализированные модели оружия, окружение и звуковые эффекты погружают игроков в мир Таркова.
Блицкриг 2
Еще одна разработка от студии Nival Interactive 2005 года, стратегическая игра в реальном времени «Блицкриг 2». Игра является продолжением популярной игры Блицкриг, и она предлагает игрокам возможность погрузиться в события Второй мировой войны, управляя армиями и сражаясь в масштабных битвах. Действие игры разворачивается в период Второй мировой войны, и игрокам предлагается пройти три основные кампании: за США, за Ось и за Советский Союз. Каждая кампания включает в себя множество миссий, основанных на реальных исторических событиях и сражениях.
Блицкриг 2 предлагает классический геймплей стратегий в реальном времени с акцентом на тактику и управление войсками. Игроки командуют различными видами войск, включая пехоту, танки, артиллерию и авиацию. Каждое подразделение имеет свои уникальные характеристики и способности. Бои проходят на больших картах, где игроки должны учитывать рельеф местности, погодные условия и другие факторы, влияющие на исход сражений. В отличие от многих других стратегий, в Блицкриг 2 нет необходимости собирать ресурсы и строить базы. Вместо этого игроки получают подкрепления и ресурсы в зависимости от выполнения миссий и захвата ключевых точек на карте.
Игра стремится к исторической точности, предлагая игрокам возможность участвовать в реальных сражениях и использовать аутентичное оружие и технику того времени. Блицкриг 2 обладает улучшенной графикой по сравнению с первой частью игры. Детализированные модели техники, реалистичные эффекты взрывов и разрушений, а также разнообразные ландшафты создают атмосферу настоящих военных действий. Звуковое сопровождение, включая звуки боя и музыкальные композиции, также способствует погружению в игру. Блицкриг 2 получила положительные отзывы от критиков и игроков за свою глубину геймплея и историческую точность.
В тылу врага
В 2004 году вышла «В тылу врага» — стратегия в реальном времени, разработанная севастопольской компанией Best Way. Игра является частью серии игр, начатой с «В тылу врага: Штурм» и продолженной несколькими дополнениями и сиквелами. Это еще одна игра про Вторую мировую войну из нашего списка, где игрокам предлагается пройти три основные кампании: за Советский Союз, за Союзников и за Германию.
Всего в игре 4 независимые друг от друга кампании: «Катюша», где игрок в составе СССР наступает на Харьков в 1942 году, «Проект Америка», где нужно командовать отрядом британских диверсантов и спасти Нью-Йорк от атомной бомбы, «Дорога на Берлин», где игрок на стороне США участвует в операции «Маркет Гарден», и «Ярость тигра», здесь нужно играть за немецкого танкиста Михаэля Виттмана. Каждая кампания включает в себя множество миссий, основанных на реальных исторических событиях и сражениях.
Игра подверглась небольшой критикой за баги, несовершенство тактики, но получила положительные отзывы от критиков и игроков за свою глубину геймплея и историческую точность. Кстати, в мае 2024 года состоялся выход «Men of war II» и удостоилась по большей части хороших отзывов пользователей. Так что если вы по какой-то причине не слышали про эту серию видеоигр, самое время оценить.
Дальнобойщики 2
«Дальнобойщики 2» — игра на ПК в жанре симулятора дальнобойщика, разработанная командой из Новосибирска SoftLab-NSK. Выпущена компанией «1С» в 2001 году. Игра является продолжением первой части «Дальнобойщики: Путь к победе». Симулятор издан в разных странах под разными названиями, в США игра вышла под названием «HARD TRUCK 2» и «King of the road». Игра представляет два режима, сетевой и одиночный.
Смысл игры заключается в развитии игрока от простого дальнобойщика до владельца своей компании по грузоперевозкам. Игра заканчивается победой, если игрок захватил весь логистический рынок. Саундтрек к симулятору писала группа «Ария», так же во время прохождения игры можно услышать некоторые песни «Арии» в инструментальном звучании без вокала. «Дальнобойщики 2» взяли несколько мест и наград на различных выставках и фестивалях, в том числе «Лучшая игра года» и «Лучшая симуляция».
Петька и Василий Иванович
«Петька и Василий Иванович» — это серия комедийных квестов, разработанных компанией S.K.I.F. и выпущенных компанией Buka Entertainment. Первая игра серии вышла в 1998 году и быстро завоевала популярность благодаря своему юмору и увлекательному геймплею. Главные герои игры, Петька и Василий Иванович Чапаев, являются персонажами из советских анекдотов и исторических событий. Василий Иванович Чапаев был реальным командиром Красной Армии во время Гражданской войны в России. Игры серии известны своим уникальным юмором и сатирой, которые часто высмеивают различные аспекты советской и российской жизни.
Это делает игры не только развлекательными, но и культурно значимыми. Первая игра серии была настолько успешной, что за ней последовало множество продолжений. Каждая новая часть добавляла новые элементы геймплея и продолжала историю приключений Петьки и Василия Ивановича. Игры серии «Петька и Василий Иванович» стали культовыми среди российских игроков и до сих пор пользуются популярностью. Они часто упоминаются в списках лучших российских компьютерных игр. Эти факты подчеркивают уникальность и значимость серии игр «Петька и Василий Иванович» в истории российских компьютерных игр.
Зайчик
«Зайчик» — Игра представляет собой интерактивную историю с элементами хоррора и мистики. В апреле 2021 вышли первые два эпизода, примерно в конце 2024 года должна выйти последняя 5 часть игры. Разрабатывалась игра с 2016 по 2021 год иркутским художником Антоном Старцевым ака Saikono Joker. Он же и основатель данного проекта. «Зайчик» отличается уникальным визуальным стилем, который сочетает в себе элементы классической анимации и современных графических технологий в черно-белой гамме.
Действие игры развивается нелинейно, от выбора игрока зависит концовка. Концовок несколько, и они кардинальным образом отличаются друг от друга. В игре используется оригинальный саундтрек, нагнетающий атмосферу напряжения и мистики. Также в игре присутствует профессиональная озвучка персонажей. Игра получила положительные отзывы от критиков и игроков за свою атмосферу, сюжет и визуальный стиль. «Зайчик» также была номинирована на несколько наград в области игровой индустрии. На данный момент игра доступна только на ПК.
Тетрис
Формально этой игры не должно быть в нашем списке, так как СССР больше не существует, но наследие Советского Союза принадлежит нам, поэтому эта всем известная игра по праву занимает в нем почётное место. Тетрис — одна из самых известных и популярных видеоигр в мире. Она была создана советским программистом Алексеем Пажитновым в 1984 году. Алексей Пажитнов разработал Тетрис, работая в Вычислительном центре Академии наук СССР. Игра была вдохновлена настольной игрой «Пентамино», где игроки должны были складывать фигуры из пяти квадратов. Название «Тетрис» происходит от греческого слова «тетра», что означает «четыре», так как все фигуры в игре состоят из четырех квадратов. Тетрис быстро стал популярным по всему миру после своего выпуска. Игра была портирована на множество платформ, включая компьютеры, игровые консоли и мобильные устройства.
Существует феномен, известный как «эффект Тетриса», когда люди, играющие в Тетрис в течение длительного времени, начинают видеть падающие блоки даже в реальной жизни. Исследования показали, что игра в Тетрис может улучшить когнитивные функции, такие как пространственное мышление и память. Также было обнаружено, что Тетрис может помочь в снижении симптомов посттравматического стрессового расстройства. Тетрис стал объектом множества соревнований и рекордов. Существуют мировые чемпионаты по Тетрису, где игроки соревнуются за звание лучшего игрока. Тетрис оказал значительное влияние на поп-культуру.
Музыка из игры, особенно тема «Коробейники», стала узнаваемой и популярной мелодией. Вокруг Тетриса было много юридических споров, связанных с правами на игру. В конечном итоге права на Тетрис были приобретены компанией Nintendo, что способствовало его дальнейшему распространению. На данный момент права на Тетрис принадлежат компании The Tetris Company, которая была основана Алексеем Пажитновым и Хенком Роджерсом в 1996 году. The Tetris Company контролирует все лицензии и коммерческое использование игры Тетрис по всему миру.
Аллоды Онлайн
«Аллоды Онлайн» — многопользовательская онлайн-ролевая игра (MMORPG) 2009 года выпуска, разработанная компанией Astrum Nival (ныне Allods Team). Игра является частью серии «Аллоды», которая началась с игры «Аллоды: Печать тайны» в 1998 году.
Назвать её шедевром или одной из лучших MMORPG в мире язык не поворачивается… Однако, стоит сказать, что это лучшая российская MMORPG из когда-либо созданных. Именно поэтому было решено добавить её в список.
События происходят в фэнтезийном мире Сарнаут, который состоит из множества «аллодов» — островов, плавающих в астрале. Игроки могут путешествовать между этими островами на астральных кораблях. В игре есть две основные фракции — Лига и Империя, каждая из которых имеет свои уникальные расы и классы. Лига включает в себя эльфов, гибберлингов и канийцев, а Империя — хадаганцев, орков и аризонов.
Одной из уникальных особенностей игры являются астральные битвы, где игроки могут сражаться на своих кораблях против других игроков или монстров. Изначально игра была выпущена по модели подписки, но позже перешла на модель free-to-play с микротранзакциями. «Аллоды Онлайн» была локализована и выпущена в различных странах, включая США, Европу и Китай, что сделало её одной из самых успешных российских MMORPG на международной арене. Игра продолжает активно развиваться, получая регулярные обновления и дополнения, которые добавляют новый контент, улучшения и исправления.
Ил-2: Штурмовик
Обойдемся очень кратким описанием достоинств этого шедеврального проекта от российских разработчиков. Начнём с того, что это один из лучших авиасимуляторов всех времён и народов. Авторы смогли воссоздать качественное и очень натуралистичное (если можно так выразиться) управление военными летательными аппаратами эпохи Великой Отечественной Войны.
Реализм в игре просто зашкаливал: сбивать вражеские самолёты — дело не простое, взлететь с полосы и сесть на неё удавалось с первого раза далеко не каждому. В Ил-2 было (и остаётся) большое количество интересных миссий, кампаний и даже собственный редактор. Кроме того, игрок волен выбирать самые разные модели самолётов, в том числе иностранного производства.
War Thunder
War Thunder — это многопользовательская онлайн-игра, разработанная и изданная московской студией Gaijin Entertainment. Игра была выпущена в 2012 году и с тех пор завоевала большую популярность среди игроков по всему миру. War Thunder предлагает игрокам участвовать в масштабных сражениях на земле, в воздухе и на воде. Игроки могут управлять танками, самолётами и кораблями из различных исторических периодов, начиная с довоенных лет и заканчивая современностью.
Игра известна своим высоким уровнем реализма. Модели техники воссозданы с высокой точностью, а физика и механика игры учитывают множество факторов, таких как баллистика, бронепробиваемость и повреждения. War Thunder поддерживает кроссплатформенную игру, что позволяет игрокам на различных устройствах (ПК, PlayStation, Xbox) сражаться друг с другом.
В игре регулярно проводятся события, основанные на реальных исторических сражениях и кампаниях. Это позволяет игрокам погрузиться в атмосферу реальных боевых действий и испытать технику в условиях, близких к историческим. В War Thunder представлено более 2000 единиц техники из различных стран, включая США, СССР, Германию, Великобританию, Японию и другие. Игроки могут исследовать и разблокировать новые машины, улучшать их и настраивать под свои предпочтения. Игра постоянно развивается и получает регулярные обновления, которые добавляют новую технику, карты, режимы игры и другие улучшения. Это поддерживает интерес игроков и обеспечивает долгосрочную поддержку проекта. «Гром Войны» получил множество наград и премий за свою высокую реалистичность, разнообразие контента и вклад в индустрию игр, среди них премии за «Лучшую игру года» и «лучшую симуляцию».
Atomic Heart
Atomic Heart — это амбициозный проект от российской студии Mundfish (ныне кипрской) 2023 года выпуска, который привлек внимание геймеров и критиков по всему миру. Игра представляет собой шутер от первого лица с элементами ролевой игры и хоррора, действие которого разворачивается в альтернативной версии Советского Союза.
Игра вышла на различных консолях: PS4/5, Xbox one, Xbox series X/S, ПК. Atomic Heart выделяется своей необычной концепцией и сюжетом, у нее отличная визуальная составляющая. Дизайн уровней, персонажей и окружения вдохновлен советской эстетикой, что придает игре уникальный стиль. Разработчики планируют добавить поддержку виртуальной реальности, что позволит игрокам еще глубже погрузиться в мир Atomic Heart и испытать его на совершенно новом уровне. Это делает игру более привлекательной для широкой аудитории. Несмотря на некоторые недостатки, это более чем достойная игра и, пожалуй, одна из лучших игр в нашей индустрии игропрома.
Space Marine 2
Да, юридически игру разрабатывали не в нашей компании, однако создавалась она руками ребят Saber из Питера (российское подразделение). Как по мне, они сделали чуть ли не лучшую игру 2024 года и один из лучших проектов по вселенной Warhammer.
Вам придется взять роль космодесантника, который прошел через огонь, воду и т.д. Бороться с нечистью наш протагонист будет не один — в этом ему могут помогать компьютерные болванчики или реальные игроки (в кооперативе). Игра просто поражает своими масштабами, крутейшими перестрелками, ближним боем и напряженным сюжетом. Хотите зрелищ — вам сюда!
Противостояние 3
Шедевральная стратегия, в которую мы без конца играли в детстве. После RTS, где требовалось заниматься стройкой своих баз, сбором ресурсов и т.д., эта игра стала настоящим открытием! Уже в самом начале вам давали бронетехнику, пехоту и т.д., чтобы начинать свой поход против противника или для обороны. По мере прохождения миссии вы получали подкрепление.
В момент выхода «Противостояние 3» смотрелась шикарно, а тактические возможности бесконечно радовали всех компьютерных полководцев. Атмосфера строилась на реализме, интересных тактических возможностях и классной озвучке.
Космические Рейнджеры
Легендарная игра, разработанная ребятами из Владивостока. К сожалению мне так и не довелось поиграть в эту великолепную игру (и её сиквел), однако судя по оценкам прессы, отзывам друзей и знакомых, игра точно достойна звания русского шедевра.
В начале 2000-х годов тяжело было найти игру с огромной свободой действий и выбора. Космические Рейнджеры позволяли игроку забыть о существовании сюжета и заниматься исключительно своими делами: бороздить просторы космоса, торговать, охотиться на пиратов, выполнять всякого рода квесты, в т.ч. текстовые. В общем, в этой игре можно было зависнуть на сотни часов. Если вас не отпугивает устаревшая графика, тогда игру смело можно проходить и сейчас.
Проклятые Земли
Изначально эта игра носила рабочее название «Аллоды 3», однако со временем разработчики решили его поменять, т.к. игра весьма серьёзно отличалась от первых двух игр серии, хотя её события и происходили в той же вселенной.
«Проклятые Земли» стала одной из любимейших моих игр. Шедевральная RPG с линейным сюжетом и великолепной атмосферой, классной боевой системой и крафтом. Эта игра поощряла скрытное прохождение — переть в лобовую на двух или трех противников было очень опасно. Порой и с одним справиться было совсем не просто. А потому, лучшим способом борьбы с врагом было нападение из-за спины.
Система повреждений позволяла ударить врага по голове, туловищу и конечностям. От этого зависели его подвижность и возможность управляться с оружием. Порой, хватало одного удара в голову и противник падал замертво.
А какая же там атмосфера! Больше всего запомнился зеленый Гипат с его разбойниками, кабанами, орками, троллями и людоедами.
Расскажите в комментариях о своих любимых отечественных проектах!