Первые шутеры — как боевики из 80-х. Одинокий герой расправляется с целой армией фашистов, демонов, инопланетных захватчиков, а иногда при этом успевает раскурить сигару и неприлично пошутить. Со временем такие стрелялки отошли на второй план вместе с неуязвимыми героями боевиков, ведь геймеры захотели реализма. Есть спрос — будет и предложение: шутеры про войну, основанные на реальных боевых действиях, стали появляться один за другим. Специально для вас мы собрали их вы эту…
Подборка лучших шутеров про войну
Сюда попали не только FPS, действие которых разворачивается во времена Первой или Второй мировых войн, но и шутеры о вымышленных вооруженных конфликтах несуществующих стран, и даже шутеры о фантастических войнах где-то в далёком космосе, а вашими противниками станут как NPC с неплохим искусственным интеллектом, так и живые игроки. Решайте сами, что вам больше по вкусу!
Серия Call of Duty
Самая первая Call of Duty года была посвящена событиям Второй мировой войны. С тех пор игры серии охватили уже множество военных конфликтов, как с реальными историческими событиями, так и с вымышленными, а также происходящими в фантастическом будущем. Call of Duty — самая продаваемая серия шутеров в мире, попавшая даже в Книгу рекородов Гиннесса. Логично начать нашу подборку лучших шутеров про войну с неё.
Игры серии Call of Duty содержат как мультиплеер, так и сюжетный режим, представляющий собой линейную кампанию, в которой игрок обычно берёт на себя роль солдата какой-нибудь армии и оказывается в гуще боевых действий. В некоторых играх франшизы кампанию можно проходить и в кооперативном режиме.
Особое внимание разработчики уделяют оружию. Если игра отражает реальный исторический период, то в руках участников сражений будет оружие, соответствующее эпохе и имеющее реальные прототипы. Но в своих механиках Call of Duty ближе к аркадному шутеру, чем к реалистичному симулятору боевых действий, что сделало её сверхпопулярной мультиплеерной игрой и киберспортивной дисциплиной.
В какую именно часть Call of Duty лучше играть, и играть ли вообще — решайте сами. Эта серия потянет на отдельный огромный разбор, который мы когда-нибудь обязательно сделаем, и тогда уже выберем лучшую часть франшизы по нашему мнению. Кстати, если такой обзор вам интересен, напишите об этом в комментариях.
Серия Battlefield
Как и Колда, серия Battlefield началась с шутера о Второй мировой войне, причём Battlefield 1942 вышла на год раньше, в 2002. Геймерам понравилась классовая система и возможность управлять наземной, воздушной или даже военно-морской техникой и отличный тактический геймплей в мультиплеере.
Если Call of Duty умело балансирует между сюжетной кампанией и мультиплеером, то в Battlefield одиночный режим вторичен и мало кому интересен. Шведская компания DICE, разработавшая игру, сделала главную ставку на мультиплеер, и не прогадала. В Battlefield обширная карта с точками интереса, захват и удержание которых — главная цель игры. Сторона, контролирующая точку, будет получать подкрепление в виде военной техники. Помимо этого режима, есть и другие, например, классический захват флага.
Отдельное слово стоит сказать о технике. Уже в Battlefield 1942 игрокам было доступно более пятидесяти единиц боевой техники, использовавшейся на фронтах Второй мировой войны разными державами. Однако не стоит считать, что серия Battlefield строго следует историческим реалиям: ляпов вроде американского оружия в руках советских солдат в игре хватает.
Со временем франшиза разрослась до различных исторических эпох и соответствующих им военных конфликтов. Так, например, Battlefield 1, которую многие геймеры считают лучшей игрой серии, переносит игроков на поля сражений Первой мировой войны, а в Battlefield 2042 действие вообще разворачивается в мрачном будущем, где вся Земля покрыта горячими точками. Так что найти Баттлу на свой вкус труда не составит.
Hidden & Dangerous
Продолжает нашу подборку лучших военных шутеров игра 1999 года, которая достойно смотрится сегодня даже несмотря на солидный возраст. Hidden & Dangerous создана чешской компанией Illusion Softworks, подарившей миру культовую Mafia: The City of Lost Heaven, и уже по этой причине стоит обратить на эту игру особое внимание.
Сюжет игры рассказывает о британских диверсантах, действующих в тылу гитлеровских войск во время Второй мировой войны. Игрок управляет небольшой группой военных специалистов с различными навыками и снаряжением. Он может как отдавать приказы всему отряду или отдельным его членам, так и лично взять под контроль любого из них и играть от первого или от третьего лица.
Игра отличалась чувствительной сложностью и высокой ценой ошибок. Погибшие члены отряда не возвращались чудесным образом после миссии, и игрок был заинтересован не только в выполнении боевых задач, но и в сохранении жизней всех своих солдат. Сюжет Hidden & Dangerous поначалу развивался, как последовательность диверсионных миссий, но постепенно превращался в операцию по срыву разработки ядерного оружия нацистами.
В 2003 году вышла вторая часть игры. В механики тактического шутера были добавлены элементы RPG, а сюжетная кампания отличалась высокой вариативностью прохождения. В Hidden & Dangerous 2 были исправлены многие недостатки первой части, а геймплей стал глубже и интереснее, благодаря чему продолжение можно назвать более удачным. Знакомство с серией советуем начинать со второй части.
Серия Medal of Honor
Знаете ли вы, что создателем серии Medal of Honor был Стивен Спилберг? Созданная им компания Dreamworks Interactive разработала игру о Второй мировой войне по личной инициативе режиссёра, и он сам написал для неё сценарий. Игра вышла на PlayStation в 1999 году, через год после «Спасения рядового Райана», и сразу же собрала охапку наград от игровых изданий, после чего превратилась в игровую серию.
Первой игрой франшизы на ПК стала Medal Of Honor: Allied Assault, вышедшая в 2002 году. К этому времени серия уже сменила разработчика, неизменным оставался лишь издатель — корпорация зла Electronic Arts. Сюжетному шутеру от первого лица пришлось соревноваться с достойными конкурентами, о которых мы уже рассказали выше в этой подборке.
Игра рассказывает историю лейтенанта армии США Майка Пауэлла, для которого высадка в Алжире становится первой боевой операцией. Геймплейно игра представляла собой коридорный шутер от первого лица, но геймплейное разнообразие стало лучшим лекарством от скуки: то наш герой переодевается в немецкую форму и, словно Штирлиц, ходит прямо по базе фашистов и собирает информацию, то отстреливается от противников из автомобиля, то управляет экспериментальным танком. Как итог — высокие оценки критиков и приличные продажи закрепили успех серии и на ПК.
Увы, вместо того, чтобы развивать Medal of Honor своим путём, EA бросились воевать с Call of Duty, несмотря на то, что у них уже была Battlefield. Разработчики менялись, а стать «убийцей Колды» у серии так и не получилось, и в 2012 году её закрыли. Впрочем, в 2020 году вышла Medal of Honor: Above and Beyond и, возможно, серия возродится, как VR-шутер? Поживём — увидим.
Серия Insurgency
История знает немало случаев, когда удачный мод на игру становился самостоятельным проектом. Это случилось и с Team Fortress, которая изначально была модификацией для Quake, и с Dota, выросшей из карты для Warcraft 3, и с модификацией для Half-Life под названием Counter-Strike. История серии Insurgency начинается с Insurgency: Modern Infantry Combat, написанном на движке Source моде для Half-Life Модификация представляет собой тактический шутер в сеттинге Иракской войны, и в данный момент распространяется бесплатно через Steam.
Вышедшая в 2014 году Insurgency — уже самостоятельная игра от компании New World Interactive. Это многопользовательский тактический командный шутер, в котором разработчики сделали ставку на хардкорный реалистичный геймплей. Здесь нет никаких полосок здоровья, миникарт и прочих упрощающих жизнь надстроек, зато умереть можно от одной пули.
Сеттинг игры — противостояние двух фракций, одна из которых формой и снаряжением напоминает солдат США, другая — боевиков какой-то запрещённой организации, в игре называемых Повстанцами. Каждому игроку доступно восемь классов на выбор, отличающихся доступным оружием и снаряжением. Класс можно сменить между раундами.
Insurgency: Sandstorm вышла в 2018 году как продолжение Insurgency. Сеттинг игры не изменился — мы по-прежнему участвуем в войне где-то на Ближнем Востоке, и можем выбрать сторону конфликта. Подпортило впечатление от игры отсутствие одиночной кампании, которую разработчики обещали выпустить, но в итоге ограничились привычным мультиплеером. Ключевые особенности игры остались без изменений.
PlanetSide 2
Если вы устали от приземленных военных конфликтов с претензией на реализм, самое время отправиться на поля сражения далёких планет. Большинство научно-фантастических онлайн шутеров вроде Destiny делают ставку на сражения в небольших группах, даже когда речь идёт о полномасштабной войне, но только не Planetside 2. Здесь вы почувствуете себя юнитом в стратегии, где на поле боя — тысячи пехотинцев. И это не преувеличение.
Три непримиримых фракции сражаются в бесконечной войне за планету Аураксис, перекрашивая регионы и целые континенты в свои цвета. Это Терранская Республика, тоталитарная диктатура, у которой от республики только название, противостоящий её Новый Конгломерат, исповедующий идеи свободы и либертарианства, а также Суверенитет Вану, слегка свихнувшийся на инопланетных технологиях. Некоторая аналогия с Supreme Commander видна невооружённым глазом, но эти игры не связаны одной вселенной.
Игрок выбирает одну из сторон конфликта и получает доступ к характерным для неё классам, снаряжению и вооружению. «Сильной» фракции в игре нет, у всех пушек и техники есть как достоинства, так и недостатки, делающие геймплей достаточно сбалансированным. PlanetSide 2 представляет собой круглосуточную борьбу за территории: здесь стычка между двумя случайно заметившими друг друга вражескими солдатами может уже через несколько минут перерасти в масштабное сражение с техникой, авиацией и сотнями или даже тысячами участников. Однако чаще всего сражения происходят за ключевые точки, позволяющие взять под контроль регион.
Судьба русской локализации PlanetSide 2 была грустной. Описать её можно одним словом — Фогейм. На потерю всех полимеров и закрытие серверов этой компании хватило всего трёх лет. Сейчас поиграть в PlanetSide 2 можно через стим, европейские сервера живы и здоровы, и пострелушки хотя бы на пару сотен человек случаются постоянно.
Day of Defeat
Одна из популярных модификаций для Half-Life, позднее перевыпущенная на движке Source, продолжает нашу подборку лучших шутеров про войну. Действие Day of Defeat разворачивается в Европе в период Второй мировой войны, а сами создатели называют своим источником вдохновения фильм «Спасти рядового Райана». Стивен Спилберг умудрился дважды засветиться в нашем списке!
Игра представляет собой тактический шутер с классовой системой, ориентированный на мультиплеер. В качестве игровых карт — поля сражений Западного Фронта, к которым обычные геймеры в дальнейшем добавили множество других, от битвы за Сталинград до популярных карт из Counter-Strike. Помимо стрельбы из оружия, которое определяется выбранным классам, игрокам доступны различные действия, такие как перевязка ран, спринт и даже возможность поднять брошенную врагом гранату и бросить обратно.
Day of Defeat получила высокие оценки критиков, и, что самое главное, пришлась по душе обычным игрокам. Разработчики мода в скором времени были приглашены работать в Valve. Их усилиями была создана Day of Defeat: Source, и очередной отличный пользовательский мод стал самостоятельной игрой, достойной упоминания в нашем списке военных шутеров.
Серия Star Wars: Battlefront
И снова перенесёмся подальше от военных конфликтов на нашей родной планете, но лишь чтобы узнать, что в далёкой-далёкой галактике тоже давно не слышали о мире. Серия Star Wars: Battlefront, как нетрудно догадаться из названия, основана на вселенной Звёздных Войн и представляет собой серию тактико-стратегических шутеров.
Геймплей серии практически совпадает с Battlefield, но оружие, снаряжение, техника и поля сражений принадлежат вселенной Star Wars, а среди героев мелькают известные персонажи из фильмов. За разработку серии отвечают всё те же DICE. Несмотря на то, что игры серии Star Wars: Battlefront ориентированы на мультиплеер, в большинстве из них присутствует и одиночная кампания, позволяющая увидеть каноничные для вселенной сражения от лица их участников.
Казалось бы, Звездные Войны — идеальный сеттинг для лучшего военного шутера всех времён. Фанбаза вселенной насчитывает сотни миллионов людей по всему миру, и каждый мечтает сесть за руль имперского шагохода, носиться по полю боя со световым мечом или доказать личным примером, что штурмовики умеют стрелять. И поначалу игры серии действительно привлекали фанатов Star Wars, но их милость сменилась на гнев, когда игру заполонили лутбоксы и микротранзакции.
Пользовательская оценка Star Wars: Battlefront II 2017 года пробивает дно, несмотря на то, что игра получила ворох наград от критиков. Причина ненависти геймеров очевидна — хищническая политика монетизации от Electronic Arts. Для некоторых игровых серий такие оценки означали бесславный конец, но вряд ли EA прикроют эту франшизу. Но сделают ли они выводы? Время покажет.
Deadly Dozen
Уже подзабытый тактический шутер 2001 года от nFusion Interactive. Игра Deadly Dozen создана по мотивам военного фильма «Грязная дюжина». Во время Второй мировой войны по приказу генерала Эйзенхауэра из приговорённых к смерти за тяжкие преступления солдат формируют отряд, который отправляют на самые опасные и безнадёжные задания. Для обреченных это единственный шанс искупить вину.
В отряде двенадцать человек, но на задание игрок может взять лишь четверых. У каждого бойца свой набор характеристик: навыки владения лёгким и тяжелым оружием, первой помощью и т. д., но это не значит, что условному снайперу нельзя выдать аптечку, а медику — пулемёт. Более того, пока игрок лично управляет персонажем, точность стрельбы будет зависеть от его собственного скилла на порядок больше, чем от статов подопечного.
Местами Deadly Dozen словно пытается копировать Hidden & Dangerous, но получается чаще неудачно. Оптимальная тактика прохождения половины миссий — засесть в укрытии со снайперской винтовкой и выжидать противников, отстреливая их по одному, пока их не станет достаточно мало, чтобы зайти на локацию и перебить остальных. Но иногда встречаются и весёлые миссии со взрывами танков и зданий.
Современному геймера Deadly Dozen покажется устаревшей, и не только по графике, но и по геймплею, и мы, возможно, лишили бы эту игру места в нашей подборке лучших шутеров про войну, если бы не ремейк 2022 года от тех же разработчиков. Если Deadly Dozen вызывает у вас чувство ностальгии, попробовать можно, но это далеко не самая лучшая игра в нашем списке.
Enemy Front
Хотите польский шутер? У нас один есть. Enemy Front создали City Interactive, теперь известные как CI Games, а у этих ребят за плечами неплохая серия Sniper: Ghost Warrior. Но если снайпер действует в одиночку в вымышленных странах и городах, то в Enemy Front нас ждёт вымышленная история в реальном историческом сеттинге.
Роберт Хокинс — корреспондент, случайно узнавший о планах нацистов развязать войну. Он спешит рассказать правду миру, но в Испании сталкивается с агентами Гестапо, идущими по его следам, и совершает путешествие, в конечной точке которого герой присоединяется к антифашистскому подполью в Варшаве.
Открытых масштабных сражений не ждите, эта игра — шпионский триллер, в котором главный герой прячется от нацистов, ищет секретные данные и устраивает диверсии вместе с собратьями-партизанами. Смотрится игра неплохо благодаря возможностям движка Cry Engine 3, да и персонажи получились на редкость приятными и не лишёнными объема. Но и без глупостей не обошлось: чтобы напихать в игру как можно больше локаций создатели заставили протагониста проделать сумбурное и запутанное путешествие, обоснование которого притянуто за уши. Геймплей обычный: вышибаем дверь с ноги и убиваем всех на месте или заморачиваемся со стелсом, скучно выхватывая противников по одиночке.
В нашу подборку Enemy Front попадает благодаря некоторым удачным идеям и отличной главе про французскую деревню, ради которой в эту игру стоит сыграть. Но ожидать от неё откровений не стоит, лучше сразу занизить планку. Раз в десять.
Серия Brothers in Arms
Ещё до того, как разработчики из студии Gearbox Software выпустили Borderlands, им удалось поработать над началом серии Brothers in Arms, которая в дальнейшем перешла в руки Gameloft по их лицензии. Сюжет игр серии привязан к событиям Второй мировой войны, а его герои — американские десантники, выполняющие локальные задачи.
Brothers in Arms представляет собой тактический шутер, некоторые механики которого непривычны для жанра. Так, например, в игре есть режим тактической паузы, свойственный скорее RPG старой школы, а также возможность перейти к масштабируемой трёхмерной карте сражения, чтобы распланировать свои действия. В игре используется азбука жестов, позволяющая отдать беззвучный приказ своему отряду.
Героем первой части серии Brothers in Arms: Road to Hill 30 является сержант Мэтт Бэйкер, который вместе со своим взводом заброшен во Францию, чтобы подготовить территорию к массированной высадке десанта, но операция сразу же идёт не по плану. Ранние игры серии в целом привязаны к историческим событиям с минимум вольностей, а их протагонистами являются члены отряда Бэйкера или он сам. Сюжет приземленный и понятный, с хорошо поставленными катсценами, а в дополнительных материалах к игре можно найти фотографии реальных мест и участников тех трагических событий.
В 2012 году франшиза делает странный поворот. По замыслу разработчиков Brothers in Arms: Furious 4 должна была рассказать убойную историю об отряде из четырёх спецназовцев США, перед которыми поставлена задача убить Адольфа Гитлера. Реальная история была выброшена в утиль, уступив место безумной смеси «Бесславных ублюдков» и Team Fortress Планы на игру несколько раз менялись, но до релиза она так и не добралась, и в итоге была отменена. Возможно, это к лучшему, но с тех пор, увы, новых игр серии так и не появилось. Будем надеяться, что это не конец. История Мэтта Бэйкера не завершена, а серия Brothers in Arms стоит того, чтобы её продолжить. От нас — почётное место в подборке лучших шутеров про войну с надеждой на возвращение.
Red Orchestra
История этой игры начинается с мода на Unreal. Группа молодых энтузиастов хотела совместить, казалось бы, несовместимое: динамичные шутерные механики Unreal Tournament и сеттинг Второй мировой войны. Модификация Red Orchestra: Combined Arms быстро набрала популярность у геймеров, а следом выиграла и конкурс Make Something Unreal от Epic Games. Эпики выделили победителям скромный, но достаточный бюджет и подарили коммерческую лицензию на Unreal Engine 2.5, что позволило молодым талантам организовать собственную компанию Tripwire Interactive и заняться разработкой самостоятельной игры на основе мода.
В 2006 году работа была закончена, и Red Orchestra: Ostfront 41-45 увидела свет. Игра ориентирована на мультиплеер, сюжетную кампанию создатели не завезли, ограничившись режимом с ботами. Игровые карты основаны на местах реальных исторических сражений Восточного фронта, а игроки могут сражаться как за советских солдат, так и за немецко-фашистских захватчиков. Разработчики добавили в игру систему классов и возможность управлять реальной наземной военной техникой, от танков до артиллерийских орудий.
Забавный факт: игра, история которой началась с мода, сама создала отличные условия для мододелов. Количество пользовательских модификаций к Red Orchestra не поддаётся счёту, и многие из них выполнены на высоком уровне. В 2011 Tripwire Interactive выпустили сиквел Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad with Rising Storm, посвященный Сталинградской битве. В уже привычные механики были добавлены приятные нововведения: использование укрытий, система боевого духа и довольно реалистичное управление боевой техникой, с распределением обязанностей внутри экипажа.
Следом разработчики выпустили дополнение Rising Storm, в котором к советским и немецким войскам добавились ещё две фракции — США и Япония. Позднее Rising Storm «отпочковалась» от Red Orcherstra — в 2017 году вышла Rising Storm 2: Vietnam, посвященная Вьетнамской войне. Главным проектом Tripwire Interactive является хорошо известный поклонникам жанра хоррор-шутер Killing Floor 2, но и Red Orchestra они не забрасывают: найти союзников и соперников для игры не составит труда.
RAID: World War II
Кооперативный шутер от первого лица RAID: World War II в сеттинге Второй мировой войны чуть более чем полностью повторяет механики PAYDAY 2. Наши герои — четверо военнопленных: британец, американец и русский. Почему четверо? Четвёртый — неожиданно, офицер СС, которого подставили сослуживцы, и он угодил в камеру с тремя другими персонажами, быстро переобулся и решил отомстить всему Рейху. Нашу четвёрку вытаскивает из плена тайный агент британской разведки мисс Уайт.
Основа игры — кооперативные миссии диверсионного и шпионского характера, напоминающие… Да-да, ограбления из Payday. Присваиваем имущество нацистов, чтобы улучшать собственные боевые возможности, и отправляемся на следующую миссию. Сюжет? Какой сюжет?
Релиз RAID: World War II вызвал бурю негодования со стороны геймеров. Игра оказалась сырой, а искусственный интеллект противников, похоже, вообще отсутствовал, благодаря чему некоторые фрицы в упор не видели игроков, а если и видели, то не могли в них попасть. Игра при этом продавалась по серьёзному прайсу, что лишь подогревало негодование аудитории.
Сейчас RAID: World War II слегка причесали, исправили большинство багов и снизили цену. Если вы ищете кооперативный сессионный шутер про войну с колоритными персонажами для того, чтобы поиграть с друзьями, то… подождите скидку в Steam: текущая цена в 435 рублей всё равно высоковата. Но играть можно, так что мы всё-таки поместили игру в нашу подборку военных шутеров, для разнообразия.
World War II Online
Продолжает нашу подборку ММО-шутер в сеттинге Второй мировой войны, который варится в раннем доступе Steam с 2001 года. Тянет на рекорд. Для игры World War II Online доступно всего три страны — Великобритания, Франция и Германия, а в качестве игровой территории — реальная карта Европы, смоделированная на основе спутниковых данных. Неплохая заявка.
Сами разработчики из Cornered Rat Software определяют жанр игры как тактический симулятор от первого лица, и это справедливо. Игрок в любой момент может сесть за руль или штурвал военной техники, представленной в World War II Online более двухста моделями, основанными на реальных танках, кораблях, самолётах и других боевых машинах. По уровню симуляции, конечно, не War Thunder, но достойно, да и выбор пехотного оружия впечатляет.
Увы, не обошлось без подвоха. У игры довольно высокий порог вхождения, и когда вы, наконец, во всём разберётесь и будете готовы к эпическим битвам, две недели бесплатного пробного периода закончатся, и игра перейдёт на подписочную модель. Вы всё ещё сможете играть бесплатно, но только за обычного пехотинца, потолок возможностей которого — сесть за руль грузовика.
Попробовать игру мы советуем, за время триала она наверняка подарит вам эмоции и яркие моменты. Но подписки ценой в тысячу рублей в месяц World War II Online по нашему мнению не стоит. Возможно, после пробного периода игра понравится вам настолько, что вы с нами не согласитесь, но мы считаем такой исход маловероятным. На эти деньги можно купить пару других игр из нашего списка лучших шутеров о войне.
Day of Infamy
Недооценённый шутер о Второй мировой войне от New World Interactive, создателей уже упомянутой Insurgency, механики которой и легли в основу игры. Если описать Day of Infamy одной фразой, то это Insurgency в сеттинге Второй мировой.
Останавливаться на описании механик игры мы не будем. Игровые фракции представлены солдатами США, Британии и Третьего Рейха, в центре геймплея — слаженная командная работа и ставка на хардкорность и реализм, присутствует PvE режим, но игра в первую очередь ориентирована на PvP-мультиплеер. Карт много, нарисованы красиво, за саунддизайн — отдельная похвала.
Увы, на момент написания этой статьи онлайн в мультиплеере Day of Infamy насчитывает десятки человек, а большинство игроков просто проходят PvE миссии в одиночку. При этом игровое коммьюнити продолжает ставить игре высокие оценки и пытается привлечь интерес геймеров к неплохому проекту, но получается плохо.
Рекомендуем ли мы Day of Infamy? Сложный вопрос. С одной стороны, это достойная игра, которая по праву занимает место среди лучших шутеров о войне. С другой, даже в порядком устаревшей первой Red Orchestra вы за пару минут найдёте живую зарубу, а здесь встреча с парочкой живых игроков — уже удача. Если у вас много друзей, и вы как раз ищете военный шутер чтобы пострелять друг в друга, в этом случае Day of Infamy — отличный вариант. Может быть, именно с вас начнётся воскрешение онлайна?
На этом наша подборка военных шутеров подходит к концу. Мы могли бы включить сюда и некоторые другие проекты, но решили ограничиться этими. Узнать о других шутерах, допустим реалистичных, вы можете в этой статье. Будем надеяться, что вы найдёте себе игру по вкусу, а если вы играете в какой-то другой отличный шутер про войну, напишите об этом в комментариях, мы читаем их все.