Сегодня к играм с приставкой «хоррор» относятся крайне скептически и с настороженностью, ведь данный жанр не только оккупировал цифровые площадки, значительно превысив спрос, но и отличается довольно низким качеством исполнения. Впрочем, так было не всегда. Что бы убедиться в этом, достаточно вернуться в начало 90х, а именно в 1991 год, когда началась история серии игр alone in the dark, полностью изменившая как отношение игроков, так и саму суть жанра.
Alone in the Dark (1992)
Начать стоит с того, что данная серия не просто «очередная неплохая история». Ведь в 2009 году, через 18 лет после выхода оригинальной игры, первая часть была включена авторитетным немецким журналом «Empire» в топ сто лучших игр за всё время.
Но вот начиналось всё куда менее грандиозно. Бруно Бонелл, тогдашний заместитель главного директора французской компании Infogrames, предложил создать что-то новое и ранее не виданное. А именно игру, гейплей которой будет заточен под прохождение в кромешечной тьме, развеять которую можно лишь попадающимися на пути различными источниками света от спичек до фонарей.
Кроме этого, революцию решили вершить до конца, внедрив в игру «внеплановые смерти главного героя». Так, умереть в Alone in the Dark 1992 года, можно было, просто читая книгу или зайдя не в ту комнату. Атмосфера словно говорила, что должно произойти что-то зловещее, однако игрок просто не доживал до этого, погибнув в, казалось бы, простецкой ситуации. Эта концепция была основополагающей для разработчиков и геймдизайнеров во главе с Фредериком Рейналем – пользователи должны всегда знать, что смерть не просто идёт за ними по пятам, но иногда и наступает на полы плаща. К слову, именно Фредерик предложил внести в проект множество текстовых источников, нагнетающих атмосферу. По его мнению, графика тогда не позволяла на достойном уровне пугать игроков, так почему же не использовать воображение геймеров?
Также стопроцентно верным решением было выбрано использовать отсылки к произведениям Говарда Филлипса Лавкрафта, тем более что тогда это не было так массово как сейчас. А благодаря точно подобранной эпохе – Америка двадцатых годов двадцатого века – попадание в цель было просто неизбежным, учитывая, что заря двадцатого века тесно связано с нуаром, что идёт только на пользу таинственным историям.
Игра не была долгостроем и спустя год, а именно 31 декабря 1992 года уже стала доступна на первых консолях и персональных компьютерах. Пользователи могли с ходу выбрать одного из двух персонажей:
- Эдварда Карнби. Мужчина является частным детективом и в штат Луизиана, его приводит работа – частный коллекционер предлагает хорошие деньги за опись имущества особняка, хозяин которого погиб;
- Эмили Хартвуд. Девушка приходится родственницей покойному (племянницей) и ей движет желание разузнать, что же такое происходит в доме, отчего дядя собственноручно решил закончить свою жизнь.
Чисто геймплейно игра отошла от привычной концепции борьбы с потусторонними силами. А потому каждая встреча стала действительно опасна и требует либо специального оружия, либо же вовсе заведомо обречена на провал. Необычное решение как для эпохи, когда гейминг сводился не просто к убийству, а к массовому уничтожению сверхъестественных существ, инопланетян и жертв экспериментов. Да и вообще, как родоначальник survival horror, «Один в темноте» акцентировал внимание больше на решении головоломок и индивидуальном подходе к каждому бою, заставляя думать, а нужен ли этот бой вообще?
Исследуя мир, можно обнаружить записки и документы, а также целый ряд книг, общее число которых близится к двум десяткам. К слову, книги являются прямыми отсылками к произведениям Лавкрафта, хоть и переиначенными с явными хронологическими и историческими ошибками. Но нет, игроки могут смело пропустить сбор книг ведь это только способ узнать о происходящем в поместье, но никак не главная задача.
Персонажи могут взаимодействовать с окружающим миром: открывать двери, ящики столов, брать и кидать необходимые предметы, читать книги, использовать аптечки и даже собирать пластинки для граммофона. Но персонаж не старьёвщик и носить весь хлам с собой ему не нужно, а потому на игроков наложено ограничение переносимого веса, так что носись в инвентаре нужно только самое необходимое. Впрочем, всегда можно вернуться и подобрать выброшенную вещь – паранормальные существа, к счастью, вещи не тырят.
И последний интересный момент – оригинальная игра имеет полностью линейную концовку (миссия в подземельях). Однако, начало игры, как только протагонист попадает в дом, отличается неплохой вариативностью – игрок может сам выбирать, в каком направлении исследовать дом.
А начинается история серии «Одного во тьме» в 1924 году. В штате Луизина есть большое и красивое, невероятно старое поместье Дерсето, получившее своё название в честь сирийской богини, женского аналога Дагона (получеловек-полурыба из мифов и произведений Лавкрафта). Владелец усадьбы покончил жизнь самоубийством. И хотя хозяином был известный художник Джереми Хартвуд, местные жители отнеслись к его смерти спокойно, ведь за Дерсето ходит дурная слава, пристанища тёмных сил. Более того – даже местная власть решила не раздувать дело, и быстренько закрыла, навесив на Джереми ярлык самоубийцы.
Выбрав протагониста, как писалось выше Эдварда или Эмили, пользователи должны будут прийти к одному результату, пускай и, имея разные мотивы. Так, Эдвард выполняет свою работу и он должен отыскать старинное пианино на чердаке дома, которое упорно желает заполучить в свою коллекцию его наниматель. Эмили также ищет пианино, но по другой причине — в нём, по слухам, хранится предсмертная записка Джереми, позволяющая понять причины его поступка.
Попав в дом, по канону фильмов ужасов, двери захлопываются, и игроки оказываются в ловушке. Выхода нет и нужно двигаться вперёд под скрип половиц и тяжёлые удары о стены со стороны улицы. Как и положено, особняк необитаем и помощи ждать неоткуда. Впрочем, обитатели у дома всё же есть и вот они-то несказанно рады главному герою и всеми силами норовят его убить.
Исследуя строение можно отыскать множество книг и документов. Главное, что нужно узнать из улик – особняк был построен Иезекиилем Прегзтом. Разумеется, человек с таким именем не мог быть обычным работягой, что и подтверждается – мужчина занимался морским разбоем, то есть был пиратом и изучал оккультные науки. И вишенка на торте — дом, всего лишь прикрытие, а главное – лаборатории, находятся в пещерах под ним. Как и положено пирату, Иезекииль старался увеличить своё богатство и продолжительность жизни с помощью обрядов.
Но задумкам пирата не суждено было сбыться. В Соединённых Штатах началась Гражданская война, поместье было сожжено, а его хозяин застрелен. Впрочем, оккультизм помог духу Прегзта закрепиться в мире живых, ведь его слуги перенесли его бездыханное тело в пещеры под остатками имения и положили внутрь таинственного дерева. Джереми Хартвуд столкнулся с призраком и узнал, что тот хочет вернуться в мир живых и для этого ему нужно живое тело, сосуд. Именно поэтому художник и покончил с собой – у него не было возможности покинуть особняк, но он не хотел отдавать своё тело монстру.
Естественно, дух пирата тут же приметил нового носителя – Эмили или Эдварда. И теперь цель игры сводится к тому, что персонажам необходимо попросту выжить, отыскать то самое дерево в пещерах и сжечь его.
В игре можно встретить массу отсылок к Лавкрафту, например, многие книги имеют схожий с оригинальными сюжет, а существа наполняющие дом – глубоководные или ночные призраки тоже родом из лавкрафтовских ужасов, в частности по мифам о Ктулху. Сама же игра создана на основе творчества Эдгара Аллана По и больше всего напоминает рассказ «Падение дома Ашеров». Кстати, фамилия частного детектива — Карнби, это отсылка к циклу «Возвращение чародея» Кларка Эштона Смита. Тоже основанном на мире произведений Лавкрафта.
Сегодня игра потеряла свою притягательность, во многом из-за устаревшей графики, хотя в проекте уже тогда использовались полигональные модели в связке с рисованными от руки локациями. Впрочем, это не помешало эксперименту Infogrames стать лидером продаж с 2,5 миллионами проданных копий и тонной положительных отзывов от игроков и критиков.
Alone in the Dark 2 (1993)
Разумеется, студия не стала упускать такой шанс и быстро взялась за создание сиквела. Снова на разработку ушёл всего один год, и перед общественностью предстала абсолютно новая история про детектива Эдварда Карнби. Его умение распутывать сложные дела и выживать после встречи с потусторонними силами, мгновенно принесли ему славу одного из лучших специалистов по паранормальным явлениям.
Однако скорость, с которой студия готовила проект, не могла не сыграть злую шутку с игрой. Так, игра хоть и получила множество наград и восторженных отзывов, совсем не добавила в качестве графики, используя все те же простенькие полигональные модели и рисованные фоны. В то же время игра стала не просто линейной, а прямым туннелем, с которого игрок не может свернуть. И ещё одна тревожная нотка, наверное, даже более существенная, чем остальные, это уменьшение количества и качества головоломок. Игра по-прежнему использовала статичную камеру, но теперь отдавала предпочтение прямым столкновениям с врагами. Нельзя сказать, что подкачала реализация ведь количество и разнообразие врагов и оружия значительно возросло. Теперь «во тьме» можно встретить живых представителей банды Одноглазого Джека, которые стали приспешниками Тьмы, призраков пиратов и зомби. Уничтожать врагов тоже стало веселее – помимо привычных ножей можно воспользоваться автоматом Томпсона, револьвером или же уникальными пиратскими мушкетами. Однако отхождение от канонов первой игры стало заметно сразу.
Из позитивных моментов стоит выделить увеличенную карту, не ограничивающуюся особняком, которую можно изучать не только сыщиком, но и девочкой Грейс Сэндерс. К слову, последняя может только красться мимо и прятаться от врагов, что является хорошим контрастом перестрелкам управляя Эдвардом. Среди локаций можно посетить корабль, подземелья, пещеры сад у дома с лабиринтом из живой изгороди и, конечно, само поместье.
История Эдварда продолжается спустя три месяца после концовки оригинальной части, прямо в канун Рождества 1924 года. Как и говорилось, сыщик получил широкую известность после недавних событий и организовал своё собственное агентство совместно с Тедом Страйкером. Очевидно, что приоритет отдавался делам с паранормальным оттенком.
Первое серьёзное дело не заставило себя долго ждать. Все вокруг потрясены исчезновением восьмилетней девочки Грейс Сэндерс, а полиция не может ничего предпринять. Дело поручают новосозданному агентству и Тед Страйкер берётся за его расследование.
Всё указывает на то, что девочку удерживает Одноглазый Джек в некоем особняке на утёсе у океана с нехорошим названием «Адская кухня». Раньше имение принадлежало местному гангстеру и люди склонны обходить это место десятой дорогой. Оказавшись внутри дома, герой тут же понимает почему – помимо захваченных под контроль демонами бандитов с огнестрельным оружием, на пути следователя станут и паранормальные существа. Более того пользователям предстоит выяснить что пропажа напарника Теда не случайна и он погиб в особняке. Карнби снова предстоит в одиночку противостоять неизведанному, разгадывая тайны и стараться выжить, ведь теперь на кону не только его жизнь, но и девочки.
Кроме обычных врагов, можно встретить и Элизабет Джаррет – ведьму, сбежавшую от рабовладельцев примкнувшую к бандитам.
В конце пути Эдвард узнает, что живые обитатели дома продали свои души в обмен на бессмертие, но были порабощены духами. А утес, на котором стоит особняк, хранит под собой секрет – пиратский корабль, который и является ключом к бессмертию пиратов.
Несмотря на некоторые упрощения, игроки встретили Alone in the Dark 2 очень тепло, хотя сиквелу и не удалось повторить продаж оригинала, но студия всё равно окупила средства на разработку. Критики в этот раз же здорово поиздевались над игрой закидывая камнями линейность, упрощение игры, статичную камеру и графику, не претерпевшую никаких доработок. Концовка также оставляла много вопросов своей смазанностью и простотой.
Но настоящий провал случился через три года в 1996 году. Студия наконец-то доработала версию для консоли Sony и даже поработала над графикой. Но время было упущено, и игра смотрелась физически устаревшей, особенно на фоне новенькой Resident Evil.
Jack in the Dark (1993)
В подарок к физической копии второй части, разработчики прилагали небольшую приключенческую игру. Действия происходят в канун Дня всех святых в магазинчике игрушек, где потерялась Грейс Сондерс. Она видит свет и заходит в лавку, как тут же понимает, что это ловушка созданная Джеком-из-табакерки.
Выбраться из западни можно только справившись с коварным противником, который узурпировал власть и пленил Санта-Клауса. Кроме того Джек-из-табакерки обладает магией и справиться с ним можно только перехитрив проказника.
Интересно, что Jack in the Dark является более канонической, чем вторая часть. Здесь ценится умение наблюдать и развязывать головоломки, а не решать всё грубой силой и выстрелами. Французы серьёзно подошли к своему детищу, сделав настоящий праздник своим поклонникам. Так, истории всех ключевых персонажей-игрушек были подробно расписаны, а квесты отсылали к истокам жанра.
Впрочем, не обошлось и без шероховатостей. И да, дело снова в графике. Кривоватые модели смотрелись довольно нелепо на фоне хорошо рисованных декораций и, складывалось впечатление, что разработчикам просто не хватило времени на их подгонку.
Но со своей ролью рекламы Jack in the Dark справилась на отлично – фанаты остались довольны, невероятно ярким и интересным приключением, пускай и занимающим от силы сорок минут на прохождение.
Alone in the Dark 3 (1994)
Третью часть называют самой слабой из всей трилогии и, наверное, правильно будет сказать, что именно на этом этапе студия свернула не туда. Во-первых, полностью сменилась команда разработчиков, и над Alone in the Dark 3 работали люди далёкие от франшизы. Во-вторых, студия снова поторопилась, сделав ставку на стрельбу, а не головоломки и в который раз преподнеся всё это на устаревшем движке. И наконец, в-третьих, игра утратила свою уникальность, так как на рынке уже были похожие проекты, а серия потеряла достоинства, которые сделали ей славу.
Стоит сказать, что в этот раз критики были достаточно сдержанными, хотя и наставили AITD3 невысоких оценок, но самым плохим стало, что игра не нашла отклика у фанатов.
Что касается сюжета, то Эдвард продолжает работу в своём агентстве, несмотря на гибель Теда Страйкера. В этот раз судьба снова связывает его с Эмили Хартвуд, которая после известных событий решила стать режиссёром и подалась в Голливуд. Опрометчивое решение, подумают многие, но беда пришла оттуда, откуда её не ждали. Несмотря на скованность в финансах и связях девушка нашла способ сэкономить. Поскольку она снимает фильм о диком западе – вестерн, совсем не обязательно тратиться на дорогие декорации, ведь можно отправиться в городок Slaughter Gulch. «Убойное ущелье» встретило киношников потрясающими заброшенными локациями, ведь раньше в городке правил Джебедайя Стоун. Мужчина сыскал славу безжалостного головореза и настоящего отморозка. Он основал город на священной земле индейцев, пленил коренное население и заставил их добывать золото. Долгое время Джебедайе удавалось править за счёт страха и силы, но в один день назрел бунт и местные жители убили своего поработителя. Бывшие рабы разошлись, а город был предан забвению.
И вот сюда приезжает, Эмили с актёрами и разбивает здесь съемочную площадку. В какой-то момент, исследуя опустевший город, незваные гости пробуждают неведомые силы и Джебедайя снова оживает вместе со своими подельниками-бандитами. Разумеется, смерть сделала их ещё более свирепыми и безжалостными, и они берутся за старое.
Теперь Карнби предстоит спасти киношников, попутно одолев Стоунза и разгадав тайну его возвращения к жизни. Прошлые локации сменились просторами Дикого Запада, а пираты ковбоями, также добавилось море нового оружия, но всё же отличий и усовершенствований по сравнению с игрой 93 года было крайне мало.
Следующие 2 года компания занималась выпуском своих проектов на разные платформы, и в 1996 приняла неожиданное решение отказаться от самостоятельной разработки игр в пользу скупки уже известных студий. То есть студия решила стать, издателем чужих проектов, зарабатывая деньги и быстро укрепившись на мировом рынке. Разумеется, что проекты купленных студий были в приоритете, так как за них были заплачены деньги, и разработка сериала «Один во тьме» прекратилась на целых семь лет.
Alone in the Dark: The New Nightmare / «Один в темноте: Новый кошмар»/ Alone in The Dark 4: По Ту Сторону Кошмара (2001)
Infogrames потратила довольно много времени что бы закрепиться на рынке в качестве издателя, но уже в 2001 году в свет вышло продолжение её собственного детища. И хотя разработкой уже занимались не то что другие люди, а даже другая студия – а именно коллеги из Парижа Darkworks – игра получилась весьма успешной. Особенно учитывая, что студия из столицы Франции до этого не имела опыта работы с такими серьёзными проектами.
Всё началось с чистого листа. И для разработчиков, и для серии. Так, «Новый кошмар» стал перезапуском сериала, ведь знакомый геймерам Эдвард Карнби давно умер. А заменил его в 2001 году (да-да действия уже перенеслись в настоящее) не кто иной, как Эдвард Карнби – внук без преуменьшения лучшего детектива в делах с паранормальным окрасом. Но, если даже в 90х можно было выбирать персонажа, почему нужно отказывать этом в новом тысячелетии? Так в игре появилась антрополог Алин Сэдрак, подруга Эдварда и второй полноценный персонаж. Причём когда об этих персонажах говорят «полноценный» имеется в виду полностью уникальный, ведь они отличаются не только моделькой, но и умениями, что существенно меняет игровой процесс.
Эдвард, как настоящий приемник своего деда, отлично владеет любым оружием и способен выносить противников если не тачками, то точно мешками. В свою очередь Алин предпочитает решать проблемы миром и продвигаться, вперед используя интеллект и скрытность. Таким образом, пользователи получали абсолютно разный опыт от одной игры, просто поменяв персонажа – от шутера до головоломки со стелсом в один клик. Примечательно, что играть за мужчину проще – его роль убийство врагов и помощь в поисках братьев Мортонов. В то же время девушка более зависима от напарника, но играть за нее интереснее. Также появились и новые противники – загадочные тени, тайну происхождения которых тоже предстоит узнать.
Изменилась и мотивация героев. Если раньше всё как-то, но было связано с громкими делами и детективным агентством, то теперь протагонистами руководят сугубо личные мотивы. Друга Алин и Эдварда, Чарльза Фиске, убили, и парочка решает, во что бы то ни стало узнать кто и почему.
Карнби унаследовал умение критически мыслить и выходит на след который приводит его неожиданно в … старый дом на побережье. Вместе с Алин они отправляются в опасное путешествие, но прибыв на место, они разделяются из-за поломки самолёта и для возможности выбора кого-то одного.
Определившись с героем, игроки познакомятся с Эденшоу, который расскажет о том, что Чарльз искал некие скрижали. Древние артефакты по слухам обладают мистическими свойствами, с помощью которых можно выпустить некую силу в наш мир. Разумеется, сила злая и ужасная. Однако у Фиске ничего не получилось и он погиб. Теперь геймерам предстоит раскрыть тайну скрижалей и по возможности отомстить за смерть друга.
К слову, основных «злодеев» аж шестеро. Да, речь о Мортонах. Ученых, которые на протяжении нескольких поколений проживали на Острове Теней в попытках создать нечто ужасное. Они занимались экспериментами над людьми, животными, клонировали, оживляли их, призывали существ из других миров и постепенно увядали в собственноручно созданном болоте чёрной магии и жертвоприношений. Ниже подробнее о Мортонах, так как понять, кто из них кто может быть непросто:
- Ричард Мортон. Начать стоит с него, ведь именно он построил поместье на Острове Теней и начал проводить там первые эксперименты, выбирая в качестве подопытных маленьких девочек. Профессор не гнушался черной магии и жертвоприношений, однако умер своей смертью;
- Арчибальд Мортон. Сын и приемник Ричарда. Также проводил эксперименты и был жутко противной личностью, хотя детей уже не воровал, обходясь рабами из Полинезии. Труп Арчибальда можно отыскать в пещере под крепостью Абаканисов играя за Эдварда;
- Джереми Мортон. Наиболее адекватный из всего семейства. Предпочитал изобретать, а не практиковаться в ритуалах. Создал множество интересных приспособлений, частью из которых как фотопульсар и фосфорные патроны пользовались и протагонисты игры. В старости понял необходимость борьбы с тёмными силами и стал религиозным, но его сыновья уже успели коснуться Тьмы. В игре можно встретить старого индейца, друга Джереми который частенько помогает в сложных моментах;
- Ховард Мортон. Единственный кто предстаёт в игре в качестве босса-монстра которого можно встретить, играя за Аллин. К слову, в монстра его превратил собственный сын Алан после смерти;
- Близнецы Алан и Обед Мортоны. Последние представители семьи. Про Обеда сложно рассказать что либо, так как он полностью теряется в тени более умного брата. Алан, несмотря на свою поистине маниакальную одержимость патологоанатомических открытий и циничность представляется настоящим злым гением. К концу игры браться, с коими придётся взаимодействовать довольно часто, также станут монстрами-боссами для каждого из персонажей.
Стоит сказать, что Alone in the Dark: The New Nightmare выгодно отличается от предыдущих частей серии графикой и количеством локаций. Радует и разнообразие оружия: от револьвера и двустволки до гранатомёта, ракетницы, плазменного ружья и даже молниемёта. Особенно выделяется фотоэлектрический пульсар Джереми Мортона. Если до этого оружие выпадало сугубо «когда нужно», чтобы облегчить прохождение, то пульсар, несмотря на поражающий урон, выглядит не очень привлекательно за счёт длительной перезарядки и неудобного прицела. Тот же молниемёт имеет ряд преимуществ – хороший урон даже нескольким противникам сразу плюс восполняемые патроны от аккумулятора.
Что касается врагов, то противостоять геймерам будут собаки, монстры, боящиеся света, монстры, игнорирующие свет, твари из воды, зомби и большие скорпионы. Не сказать, что список поражает, но все они появляются по мере прохождения и довольно гармонично вписываются, так что количество здесь заменяется качеством.
В целом перезапуск можно считать удачным: критики и игроки хорошо приняли игру, соскучившись по миру «Одного во тьме» и банально простив некоторые шероховатости проекта.
Количество проданных копий достигло 1,5 миллиона и в целом это был успех. Пока Уве Болл не взялся за экранизацию вселенной. Чем это закончилось, знают многие – фильм получил место в Книге Рекордов Гиннесса. Правда как «фильм по игре с худшими кассовыми сборами», что явно не делает чести легендарной серии хорроров и подпортило послевкусии перезапуска франшизы.
Alone in the Dark/Alone in the Dark: Near Death Investigation/Alone in the Dark: У последней черты (2008)
Очередного перезапуска пришлось снова ждать семь лет, но счастливое число никак не могло помочь французам. Компания переживала не самые лучшие времена – огромная часть активов была потеряна, а директор Бруно Бонелл, возглавлявший студию долгие десятилетия и придумавший концепцию первой Alone in the Dark, покинул свой пост. Да и от той студии осталось совсем немного – даже название решено было сменить в 2007 году на более раскрученный бренд компании Atari, что не слишком помогло. И всё же студия смогла на какое-то время справиться с локальными проблемами и, предчувствуя скорый крах, вспомнить о 1,5 миллионных продажах The New Nightmare в 2001 в попытках снова заработать на популярной серии.
Игра 2008 года уже сильно отличалась от любого из своих предшественников и дело здесь не только в графике, которая была на хорошем уровне. Преобразилась сама концепция. Теперь история не была единым потоком ужаса, а разбивалась на эпизоды. Причём не было ограничений на выбор – игрок мог начать любой эпизод, ведь перед стартом всё равно показывали трейлер как в сериалах в духе «в предыдущих сериях «Одного во тьме»».
Наконец-то появилась более или менее адекватная камера и игрокам позволили менять вид от первого или третьего лица. Взаимодействие с окружающей средой тоже вывели на новый уровень: практически все разбросанные на уровнях объекты можно использовать как холодное оружие или лом для разрушения дверей и препятствий. Интересной стала система крафтинга, когда пользователи могли самостоятельно комбинировать предметы, причем это было действительно интересно. Ведь игра не водила за ручку в этом плане и многие «открытия» приходилось делать «методом тыка» или просто догадавшись, что лечебный спрей и зажигалка могут оказаться нужным в хозяйстве огнемётом. К слову, огонь в игре генерируется при контакте с источником. То есть с помощью зажигалки или импровизированного огнемёта можно подпалить реальные игровые объекты.
Интересной стала и система повреждений. По внешнему виду героя можно определить, насколько серьёзны его раны. Так, на теле Эдварда появлялись открытые раны и ссадины, а при критическом уроне экран начинал мерцать красным, и слышен звук биения сердца. Лечиться же можно с помощью ранее упомянутого медицинского спрея или бинтов.
И наконец, последнее нововведение – теперь игрок мог моргать. Причём делалось это не автоматически, а по нажатию кнопки Х (икс). И да, это умение не бесполезно – с его помощью можно замечать слабые места врагов и делать картинку более четкой, как бы протирая глаза. Стоит заметить, что некоторые геймеры столкнулись с проблемой, когда игра запускалась на английском, а язык системы был на русском и Эдвард не мог моргать из-за того что сбивалось управление.
Вещи протагонист носит прямо в куртке, которая разбита на три отделения:
- Слева находятся различные расходники, как патроны, бинты, батарейки и инструменты вроде отвёртки и изоленты. Всего доступно пять ячеек, но чуть позже две займут линза и зажигалка;
- Справа можно уложить медицинские спреи, кровь в пакетах, бутылки, сигнальные и неоновые фонари;
- И последний слот – кобура. Предназначен для пистолета и фонарика. Здесь ничего нельзя добавлять, но пистолет впоследствии можно заменить на более удобный и мощный.
Начинается новая история с непонятной сцены в городе, где рушатся небоскрёбы и взметают ввысь автомобили. О том, кто главный герой и как он оказался в рушащемся здании ни говорится ни слова. Поморгав после проверки зрачков на реакцию к свету и немного придя в себя, игрокам прослушать коротенький и малоинформативный диалог главная мысль которого, что персонажа прямо сейчас будут убивать. Немного насилия и вот герой уже стоит на крыше, ожидая расправы.
Впрочем, довольно быстро становится понятно, что ГГ – это всё тот же Эдвард, внук известного в прошлом детектива. Он так же занимается «проблемными» делами, но в этот раз всё зашло слишком далеко и его хотят убить.
Однако неведомые силы начинают рушить здание, и с геймерами остаётся всего один охранник, которого незамедлительно убивает нечто. Эдварду удаётся сбежать, попутно проходя обучение и пытаясь не разбиться, наступив на хрупкий пол здания. Вообще эта часть игры получилась весьма интересной: постоянные обвалы, пожары и враги заставляют всегда ожидать каких-то «сюрпризов». Трюки, спуски на пожарных шлангах, борьба на карнизах – экшена в этом эпизоде хватает, и его умело чередуют с сюжетными вставками. Причём переход от наблюдения за происходящим к действию очень плавный. Правда в отличие от похожих игр, сюжетная часть здесь заметно хромает.
Далее понятнее не становится, так как Эдвард ничего не помнит, благо в 2008 амнезия уже была очень распространённым приёмом. Пробираясь сквозь завалы и комнаты герой становится свидетелем как та самая сила, убившая его надзирателя, убивает или же овладевает другими людьми. Спустя немного времени происходит судьбоносная встреча с арт-дилером или градостроителем в зависимости от версии игры (ПК или Wii соответственно) Сарой Флорес. Совместными усилиями они добираются до нижних уровней строения, где расположилась парковка, и встречают старика-священника Теофила Пэддингтона.
Стоит сказать, что на этом моменте вся интрига и пропадает, так как старик оказывается нашим другом и тут же вводит в курс дела. Так, всё происходящее вокруг не что иное, как результат высвобождения Люцифера. Стоит за всем этим Кроули, но к счастью, Теофил смог снова завладеть камнем, в котором было заключено зло, и спасти мир может только Эвард, пройдя «Путь Света».
Герои садятся в автомобиль и покидают парковку, но на улице их встречает такой же ужас охватившей целый район. Пэддингтон говорит, что теряет силы и больше ничем не может помочь, после чего передаёт протагонисту камень и убивает себя, сказав, что они встретятся в комнате 943 в музее. Чуть позже он вернётся в виде призрака-помощника.
Отправившись в музей, Эвард узнает свою фамилию – Карнби и чуть позже попросит у встреченного врача помощи. Так что тот, просмотрев его медицинскую историю, скажет, что единственным Эдвардом Карби который зарегистрированным в базе был пропавший 1938 году мужчина. И здесь раскрывается ещё одна тайна – протагонист вовсе не внук, а именно тот Эдвард, ведь на его щеке красуется полностью аналогичный шрам.
Добравшись до музея и отыскав нужную комнату, попутно спасая из неприятностей спутницу Сару Флорес, геймеры узнают, что виной творящемуся вокруг есть сам Эдвард, ведь камень был у него. Однако Кроули сумел завладеть им и призвать Люцифера, сделав Центральный парк Нью-Йорка настоящим адом.
В планах у Люцифира уничтожение мира, но для этого ему нужен камень. Но ему можно помешать, ведь в Центральном, пройдя «Путь Света» можно отыскать Гермеса с похожей половинкой камня. Всё это время предстоит немало попутешествовать по парку, для удобства можно воспользоваться машиной и давать зомби на скорости. Интересно, что особо шустрые враги могут запрыгнуть на автомобиль и сорвать крышу, выкинув героя из машины. Действия пользователей всё это время будет координировать Сара, отправляя на электронную почту отрывки из записей Теофила, которые должны помочь в поисках.
К слову, Гермес – один из старейших мудрецов которому сотни лет и выглядит он соответствующе. Именно он украл Философский камень у Люцифера и владел им долгое время, прятавшись в пещерах под Центральным парком Нью-Йорка и позже, повинуясь его зову, возведя там целый храм. Столетия он ждал достойного человека, который сможет пройти «Путь Света».
После, Гермес и протагонист возвращаются в музей, где первый находит и открывает тайный проход к Вратам Люцифера. Попутно надо спасти Сару от Кроули, застрелив его. Соединив части камня, мужчины призывают Люцифера. Коснувшись его Несущий Свет ангел пытается завладеть телом героя, Сара пытается ему помочь и он переходит в девушку. Дальше есть две концовки:
- Нужно убить Сару и тогда Люцифером станет сам детектив. Совершив убийство, Гермес скажет, что последним свободным выбором человека было убийство.
- Если убивать Сару, то она станет сосудом для падшего ангела. Эдвард скажет, что любит неё но, поняв, что это уже не та девушка уйдёт и в ответ на вопрос Люцифера, каково это быть одиноким, ответит, что ему не привыкать.
Подводя итоги, можно сказать, что французам удалось достичь главной цели – снова заработать на своём детище. Ведь было продано более 1.2 миллионов копий. И здесь стоит сказать продано вопреки, а не благодаря стараниям разработчиков. Ведь, ужасное управление (сносное на геймпадах), множество багов на старте, откровенно банальные и «киношные» диалоги, сюжет, который создан скорее как декорация для не особо увлекательного игрового процесса и смехотворные сцены с погонями, явно не могли привлечь внимание пользователей. И в то же время, несмотря на тонны критики со всех сторон игра получала продажи и в целом неплохие отзывы. Для примера, российская «Игромания» и вовсе перечислив все недостатки игры, поставила ей 9 из 10 и, хотя западные коллеги были более сдержанными в оценках, с трудом отдавая 6 баллов, мнения критиков были схожи – игра ужасна, но в нее нужно играть. А точку в конце этой нелепой истории поставила сама Atari, подавая судебные иски на издания, поставившие неудовлетворительные оценки.
Alone in the Dark: Illumination/Один в темноте: Освещение (2015)
Снова семь лет ожиданий, но нет. Возродить серию Atari решила не из любви к франшизе, а из-за очередного кризиса сделав из проекта некую палочку-выручалочку. Забежав немного вперед – трюк не удался. И критики, и преданные фанаты долгие годы хаявшие недоразумение 2008 года и лелеявшие мечты и нормальном перезапуске на этот раз были категоричны: это провал. Но французы потерпели не только имиджевые, но и финансовые потери – игра ужасно продавалась и не смогла помочь в очередной раз залатать дыру.
Происходит действо Illumination в старом годке штата Вирджиния Лорвич. Город давно заброшен, а близость к границе делает его не слишком популярным и отдалённым от цивилизации. При этом раньше город был зажиточным за счёт большого количества шахт и бизнеса. К несчастью, с гор сошла большая вода и разрушила поселение. Но, несмотря на то, что жители были эвакуированы, Лорвич запустел. Спустя долгие годы никто не хочет туда приезжать, так как там пропадают люди и виден странный туман.
Геймплейно игра не далеко ушла от предшественников: всё также можно взаимодействовать с окружением, а для убийства врагов нужно сначала осветить их либо поджечь. Это коснулось и графики, которая явно отставала от тенденций последних лет. Из нововведений – система прокачки умений героя. Качать можно такие навыки как скорость перезарядки, скорострельность, время активности магических умений и прочее. Примечательно, что повышать характеристики совсем не обязательно – игра легко проходится со стандартным набором скилов. Более того – данная система была настолько криво вставлена в игру, что большинство игроков просто не заметили её.
Появилась возможность менять внешний вид героев и Atari пыталась сделать на этом ставку, давая в качестве бонуса за предзаказ эксклюзивный скин. Скин представлял собой костюм призрака и не имел каких-либо дополнительных характеристик. Всего доступно четыре героя:
- Теодор Карнби. Сильнейший персонаж игры, владеющий огнестрелом и являющийся прямым потомком Эдварда. Также детектив и прибыл для расследования;
- Сара Хартвуд. Потомок Эмили Хартвуд, ведьма, которая ищет своих сестёр. Владеет магией и использует пистолет;
- Габриэлла Сондерс. Инженер, которая ищет своего отца. Основное оружие обрез и пистолет, также может использовать различные приёмы;
- Отец Генри. Священник, отправленный правлением Ватикана, чтобы навести в городе порядок. Использует парные пистолеты, «священную силу» и может бить врагов током в ближнем бою.
Но главное разочарование настигло фанатов не в виде вездесущих багов и маленького разнообразия врагов. Нет. Если раньше студию ругали за простенький сюжет, который явно делали на скорую руку, то теперь никто этого делать не осмелился, поскольку сюжета попросту не было. Игроки просто появлялись на карте без предыстории и должны были убивать врагов, да таская различные предметы и включая генераторы продвигаться далее. И так все три кампании, а ведь в каждой по четыре уровня. Более того игровой процесс максимально однообразен – в конце каждой кампании игрокам предстоит вынести орду врагов и уничтожить Обелиск. В ходе прохождения можно обнаружить записки проливающие свет на историю города и причины аварии, однако повествование настолько обрывчатое, что теряется его смысл. В конце предстоит сразить самого Ктулху, но даже этот колоритный монстр из глубин не смог спасти серию от стремительного погружения на дно, получив оценки в районе 2 из 10 от всех популярных изданий.
Заключение
На сегодня будущее серии выглядит очень туманно. Один из разработчиков оригинальной игры 1992 года, Фредерик Рейналь, основал студию и разрабатывает проект со схожей концепцией. В то же время THQ Nordic выкупила права на сериал, а значит, фанаты вполне могут ожидать официального продолжения. Правда, за «Одним в темноте» уже долгое время держится слава неудачного проекта, последующая часть которого становится хуже предыдущей. А нелепая экранизация Уве Болл, по которой словно и делались последние игры серии, только довершает эту картину.