Если сегодня Польша может похвастаться такими громкими и разножанровыми проектами в индустрии как Dying Light, Frostpunk, Cyberpunk 2077, Blair Witch, This War of Mine, Chernobylite и многими другими, то в начале десятых всё было не так радужно. Во время зарождения серии игр Sniper: Ghost Warrior рядовые геймеры могли слышать разве что о франшизах Painkiller и Call of Juarez, да возможно опробовали первого Ведьмака. К сожалению первых Снайперов нельзя отнести к шедеврам индустрии, несмотря на интересную концепцию, однако последние части выгодно отличаются от своих прародителей.
Sniper: Art of Victory (2008)
Начать стоит с того, что City Interactive сделали довольно много для индустрии начав популяризировать стелс как жанр. Ведь в десятых достойных серий с упором на скрытное прохождение на рынке было всего ничего – Hitman, Splinter Cell, Metal Gear Solid да пожалуй, Deus Ex вот и всё, что приходит на ум. Кроме того, все эти игры подразумевают упор на ближний бой и стрельбу на средних дистанциях. Ghost Warrior же представал в совершенно новом выгодном свете, делая упор на снайперские убийства, позволяя при этом также вступать в ближний бой.
Сюжет во всех частях Воина-призрака является слабой стороной и скорее присутствует для галочки, ведь упор идёт всё же на геймплей. В «Искусстве победы» геймерам предстоит отдать долг Родине и отправиться защищать мир от захватчиков Третьего Рейха. Да, это очередная игра про Вторую мировую войну, где герою предстоит едва ли не самолично перебить всю армию Гитлера и положить конец тоталитарной системе правления в Германии.
И вроде бы неплохая задумка, но игра спотыкается практически на каждом шаге. Ключевая механика игры – снайперская стрельба оставляет желать лучшего. Исследование мира и поиск подходящей точки также усложняется постоянными багами. Арсенал оружия неплохой, но его стрельба сделана ещё более халтурно, чем у снайперских винтовок. И даже графически игра выглядит ужасно как для 2008 года и отдельные скриншоты напоминают скорее Call of Duty 2 2005 года. Но, к сожалению, на это сходства с культовой игрой заканчиваются. Говорить об искусственном интеллекте врагов тоже не стоит – они легко обнаружат пользователей спиной, как бы они не крались и попадут с любого оружия на любом расстоянии.
Похвалить игру сложно, даже если задаться такой целью. Разве что за неплохую физику и разнообразные локации, но опять же баги ломают всё впечатление. Также стоит выделить вставки, в которых можно наблюдать за полётом пули после особенно точных выстрелов.
Сегодня Art of Victory (2008) доступна для скачивания в Стиме по низкой цене, однако вряд ли это можно назвать плюсом, ведь судя по отзывам и баллам – 3 из 10, проект не заслуживает потраченного на него времени.
Sniper: Ghost Warrior / Снайпер. Воин-призрак (2010)
Однако стоит признать, что Art of Victory является скорее пробой пера и редко упоминается как часть серии Снайпера. Началом принято считать именно Воина-призрака 2010 года и по сравнению с предыдущей частью это действительно некстген.
Кроме сюжета, конечно. Пользователи берут под управление американского солдата элитного подразделения, который выполняет миссию в стане противника. Основная задача – ликвидировать старых лидеров вымышленной страны Исла Труэно и помочь местным повстанцам в борьбе с угнетателями, захвативших силой власть в стране. США решили вмешаться в столкновение из-за больших запасов урана в стране, так как новые правители угрожают продать его террористам. Да, история не только выглядит заезженной, но и реализована довольно плохо. Посредственные пресные диалоги и скучные дополнительные миссии, где нужно превращаться из снайпера в Рембо только отталкивают. К слову русской локализации в игре нет.
В Ghost Warrior довольно мало основных персонажей и внимания заслуживают только сержант Уэллс Тайлер – протагонист игры, его напарник О’Нил и два представителя Исла Труэны: антагонист генерал Васкез и лидер повстанцев Эль-Тэхон спасший Тайлера по ходу повествования и помогающий устранять врагов.
Однако есть и плюсы. Во-первых, графика. Она наконец-то соответствует году выпуска и выглядит достойно. Также разработчики доработали механику стрельбы из снайперок (поднятые с земли винтовки стреляют всё также плохо). Арсенал как для данной концепции, весьма разнообразен. И если бы не кривое управление, пользователи даже смогли бы погрузиться в атмосферу призрачного убийцы, абстрагировавшись от сюжета.
Игра выполнена очень линейно и напоминает туннель. Но всё же пользователю даётся некая свобода выбора – как убить цель, кого убивать первым, какую позицию занять, каким оружием пользоваться.
На цифровых площадках игра имеет рейтинг в районе 5.5 – 6 баллов и многие пользователи относятся к проблемам с улыбкой, беря во внимание возраст игр.
Sniper: Ghost Warrior 2 / Снайпер. Воин-призрак 2 (2013)
Продолжение снайпера получилось весьма неоднозначным. С одной стороны это ряд плюсов в виде хорошей графики, доработанной до приличного уровня механики стрельбы и гораздо меньшее число багов. С другой же, разработчики решили сместить акцент с выбора игрока и пересадить его на рельсы. Теперь пользователи не могут выбирать какую позицию им занять и какую цель убивать первой. Игра оставляет лишь один верный выбор, и он не всегда является самым правильным с точки зрения логики. Также теперь нельзя поднимать оружие, кроме снайперского, что существенно уменьшает арсенал. С одной стороны ясно желание разработчиков сделать акцент на стелсе, но с другой, если оружие лежит, почему его нельзя поднять? Да и зачем было ограничивать игроков в выборе, если акцент делается на скрытное прохождение, где вариативность один из главных аспектов успеха.
Что касается сюжета, то здесь всё же есть позитивные изменения. Как минимум присутствуют русские субтитры. Да и вообще история стала менее «картонной». Главный герой по имени Коул Андерсон работает частным консультантом по безопасности. И пускай название должности не вводит в заблуждение – Коул профессиональный наёмник в звании капитана. Именно такой специалист и потребовался заказчикам для устранения террористических группировок, цель которых применить бактериологическое оружие. Игрокам придётся посетить разнообразные локации, от джунглей Филиппин, городских районов Сараево, столицы Боснии и Герцеговины до горных массивов Тибета.
Из нововведений стоит выделить динамически меняющуюся погоду и появление новых девайсов – прибора ночного видения, взрывчатки и тепловизора. К слову, погода и расстояние, как и пульс, влияет на точность выстрела, что заставляет целиться более тщательно – второго шанса может не быть. Враги теперь могут поднимать тревогу, если обнаружат тела союзников, однако до этого они не отличаются особой внимательностью. Также можно использовать транспорт для перемещения по карте.
В Ghost Warrior 2 хотели добавить кооперативный режим, но вместо друга придётся играть с ИИ. Есть и многопользовательский режим, сводящийся к снайперской дуэли. А для придания динамичности разработчики сделали обязательным выполнение некоторых миссий, что не позволяет просто сидеть и ждать врага. Однако на сегодняшний день сервера игры практически пусты.
Воин-призрак 2 получил более одобрительные отзывы, чем предыдущий, однако, при этом получив меньший средний бал от 5 до 5.5. Пользователи оценили старания разработчиков, однако это скорее награда за старания, чем за готовый продукт.
Sniper: Ghost Warrior 3 / Снайпер. Воин-призрак 3 (2017)
Третья номерная часть сериала стала первым проектом польской студии ААА класса. Разработчики видели интерес сообщества к данной тематике (ранее было продано более 5.5 миллионов копий) и решили значительно вложиться в новый проект Sniper Ghost Warrior 3, пригласив известных в индустрии людей. Среди них Джесс Либов, работавший над League of Legends и Far Cry.
Ghost Warrior 3 наконец-то сделал прорыв в серии в сюжетном плане. Да, история по-прежнему не претендует на Оскар, но уже может увлечь игрока. Правда для этого нужно знать английский или успевать читать субтитры – русской озвучки так и не появилось. История стала более масштабной и детализированной и происходит в наши дни. Так, на фоне локальных военных конфликтов между тремя враждующими сторонами развивается личная драма протагониста. Дело в том, что некоторым государствам выгодны эти конфликты, и они провоцирую настоящую гражданскую войну в Грузии. Однако угроза нависает не только над Грузией и регионом, а над всем миром, поскольку в этой войне есть интересы у всех крупных держав. Действия развиваются настолько стремительно, что грозят перерасти в третью мировую войну.
На плечи геймеров ложится непростая задача в лице Джонатана Норта, бывшего снайпера Корпуса морской пехоты США, положить конец этому безумию, убив человека ответственного за происходящее в Грузии. Только вот миссия осложняется не только высоким уровнем опасности, но и тем, что этот человек тесно связан с прошлым Джонатана и игнорировать этот факт нельзя, как бы этого не хотелось.
Воин-призрак 3 отличается от прошлых частей и полностью открытым миром, который можно свободно исследовать. Только вот делать в это «большом мире» нечего. Да, есть побочные миссии, но они не могут по-настоящему увлечь и заполнить локацию контентом нужного качества.
Но вот что радует, так это стрельба. Она действительно совершенна, но разве могло быть иначе – серии уже ведь на тот момент было 9 лет. Интересна функция отключения точки-указателя на прицеле, позволяющей почувствовать всю хардкорность стрельбы.
Также есть и некий возврат к истокам. Так, разработчики снова разрешили игрокам самостоятельно выбирать цели и позиции для их устранения, что хорошо вписывается в концепцию открытого мира. Более того, теперь убивать врагов можно не только в рукопашной или из снайперки, но и просто ворвавшись на блок-пост с автоматом – ограничение на стиль было снято, хотя изначально ставка сделана всё же на стелс.
Добавлена возможность управления дроном, с помощью которого можно разведывать территорию, совершать диверсии и отвлекать противников. Правда, если беспилотник заметят, враги тут же поднимут тревогу. Ещё протагонист может комбинировать элементы паркура и фриранинга для преодоления препятствий и взбираться на уступы как скалолаз. Есть и способность позволяющая находить места для установки растяжек и закладки взрывчатки. А в убежище пользователи могут пополнить боезапас, улучшить оружие и совершить быстрое перемещение. К слову, встретить можно не только врагов, но и нейтральные группировки, которые при определённых условиях могут оказать помощь.
Воин-призрак 3 получил много положительных отзывов, где пользователи выделяли большую работу разработчиков, хорошую графику и стрельбу. Оценки игры также подросли и составляют в среднем 6-7 баллов.
Sniper: Ghost Warrior Contracts (2019)
«Контракты» это уже не оригинальная часть серии, а спин-офф. City Interactive в который раз пересмотрели свой подход к разработке, и отказались сразу от нескольких решений – открытого мира и погоней за triple-A статусом. И что самое удивительное – это пошло игре только на пользу.
Сначала разберём мир. Открытые и бесшовные просторы это хорошо, но ведь их нужно наполнить контентом, иначе это будут просто пустые безжизненные декорации. В Contracts же упор сделан на качество, хотя локации всё равно сложно назвать маленькими. И да, порой даже на таких картах можно заскучать. Коснулись изменения и стрельбы. Она стала проще и многие даже окрестили её казуальной. Но в целом в совокупности с новыми гаджетами позволяющими создать собственный уникальный стиль ведения боя, это даже пошло на пользу динамичности. Вот только враги не отличаются интеллектом и откровенно слепы до момента, пока не заработает сирена, после чего они резко начинают слышать каждый шорох и метко стрелять.
Действие происходит в Сибири, и теперь каждое задание это новая локация (вместе со стрельбищем их 6). Природа выглядит довольно реалистично и к графике серьёзных претензий нет. Игрокам предстоит получить контракт на убийство и выполнить его. Реализована система рекордов, а потому миссии можно пере проходить несколько раз. Выполнить задание можно разными способами, однако иногда к врагу все равно нужно подойти вплотную, так как у него есть нужный предмет. Кроме задний на уровнях предусмотрены испытания, за выполнение которых начисляются жетоны и деньги, за которые можно улучшать умения и оружие. Имя протагониста не разглашается, а на лице он носит специальную «умную» маску, транслирующую всё нанимателям. Также она помогает определять врагов, замечать их следы взламывать турели, видеть угол обзора камер, указывать места, где можно спрятаться самому и скинуть тела.
Помимо маски можно использовать небольшой дрон, сенсоры движения и управляемую снайперскую турель. Дрон позволяет разведывать территорию, но может быть заглушён, сенсоры делают позицию протагониста более безопасной, а турель позволяет вести огонь сразу с двух сторон карты.
Искусственный интеллект в целом неплох. Враги умеют обнаруживать игрока и обходить его позицию, но для этого есть мины и сенсоры. Но вот спустя какое-то время становится заметны «поддавки» со стороны ИИ. Враги в пылу боя высовывают голову из укрытия или вовсе могут забыть, что на базу десять минут назад было совершено нападения и спокойно продолжить патрулирование, совершенно не смущаясь мёртвых товарищей.
Арсенал представлен внушительный – 11 снайперок, 5 автоматов и пистолетов-пулемётов, 8 пистолетов. Из них глушитель можно установить только на 1(!) пистолет и винтовку, а к автоматам они вообще не применимы. Более того бесшумное оружие доступно только в Deluxe-версиях, что странно для стелс игры.
А теперь о сюжете. В альтернативной версии в наши дни Россия распалась на несколько государств. В игре можно найти агит-плакаты «Хватит кормить Москву!» и именно под таким лозунгом федерацию покинула Сибирь со всеми ценными ресурсами. Только вот вместо демократической процветающей республики, сибиряки получили бандитское правительство во главе с олигархами. Более того, новая страна стала вести агрессивную политику, напав на Монголию и угрожая соседям: остаткам от Российской Федерации, Китаю и США.
Разумеется, такое поведение вызвало беспокойство на международном уровне и тайное агентство (возможно и 47 -ой где-то там) разместило ряд контрактов на устранение первых лиц нового правительства. Геймеры в лице бывшего военного, а ныне наёмника должны взяться за выполнение этих заданий и убить бомонд Сибири. В число целей входят бандиты, бывшие КГБшники, беспринципные учёные, грязные политики и прочие тёмные личности.
Из интересных особенностей стоит выделить расцветки некоторых объектов и зданий в сине-жёлтый цвет и вставки кадров с Майдана.
«Контракты» получили хороший отклик у фанатов, да и стоит признать, что CI Games проделали потрясающую работу, если смотреть с чего начинался путь серии. Пользователям понравился сюжет и геймплей, позволяющий самостоятельно принимать решения, за что проект получил оценки в районе 7-7.5 баллов.
Sniper: Ghost Warrior Contracts 2 (2021)
Хорошие продажи последней игры недвусмысленно намекнули разработчикам, чего от них ждут фанаты. А именно продолжения истории снайпера в формате «Контрактов». Вряд ли кто-то ждал серьёзных изменений по сравнению с первой частью, ведь основные фишки серии уже сформированы: хороший выбор оружия, просторные карты, множество девайсов, современная графика и реалистичная стрельба – так зачем что-то менять?
Правда, одно громкое заявление всё же было. А именно дистанция, с которой можно убивать целей должна была повыситься до 1 км и даже больше. Но обо всём по порядку. Итак, протагониста зовут Raven и он наёмник-снайпер, который получил ряд заказов. Действие происходит в наши дни и переносит геймеров на Ближний Восток. А именно на границу Сирии и Ливана где находится несуществующее государство Квамар. На данной территории образовался мощный преступный синдикат, подрывающий безопасность региона и грозящий резким повышением цен на нефть и дефицитов горючего. Задача «Ворона» не только помешать планам преступников, но и наказать виновных.
Также сейчас пользователям доступно большое бесплатное дополнение Butcher’s Banquet, которое добавляет в оригинальную игру новый регион – Храм. Эта изнеможённая солнцем локация полна опасностей, роскошных дворцов, прекрасных водопадов и оазисов, так что визуально всё выглядит очень привлекательно. Повествование расскажет о Махмуде Зарзе по прозвищу Мясник. После событий в Квамаре он почувствовал свою силу и готовится начать собственное движение. А учитывая прозвище этого человека, несложно догадаться какими будут его цели и методы. Поэтому агентство снова ищет наёмника готового остановить распространение хаоса.
Разработчики говорят, что Contracts 2 потребует совершенно новых навыков и подхода к ведению боя, и они не врут. Многие цели располагаются на большом расстоянии, и добраться до них не представляет возможным, а потому игрокам предстоит научиться не просто метко стрелять, но и использовать каждый шанс, словно он последний.
Но не забыли разработчики и о ближнем бое, добавив красочные кат-сцены добивания врагов. Наблюдать за полётом пули, так же как и раньше, можно с помощью кинематографической камеры.
Как и ожидалось Sniper: Ghost Warrior Contracts 2 получила очень положительные отзывы в Стиме, ведь она стала итогом многолетней работы, соединив в себе всё лучшее от прошлых частей, хотя серия и шла к этому долгих 13 лет, через проблемы и ошибки. Пользователи выделяют интересный сюжет, графику, вариативность убийства целей, хорошую стрельбу и графику и жалуются в основном на одно – отсутствие русской озвучки. Проект набрал на различных агрегаторах довольно высокие оценки от 8 до 9 баллов.