Что такое Герои 3: Horn of the Abyss?

Horn of the Abyss Обзоры

Вряд ли кто-то будет отрицать, что из всей серии Heroes of Might and Magic наибольшую любовь геймеров снискала именно третья часть. Эта удивительная пошаговая стратегия, созданная компанией New World Computing, нисколько не устарела даже сейчас, хотя вышла она в далёком 1999 году. Узнаваемый графический стиль, великолепная музыка Пола Ромеро, продуманный мир, увлекательный сюжет и, конечно же, мультиплеер с возможностью играть как по сети, так и на одном компьютере – в этой игре было прекрасно всё. Но всё, что имеет начало, имеет и конец… Или новое начало?

Что такое Герои 3: Horn of the Abyss?

Оставим в стороне первую и вторую часть, это были культовые игры своего времени, но вряд ли кто-то осмелится спорить с тем, что именно третья часть стала кульминацией серии и признанным шедевром. После The Restoration of Erathia Heroes III пережила два крупных дополнения: Armageddon’s Blade и The Shadow of Death, последнее из которых – непревзойдённый эталон жанра.

Вышедшая в 2002 году четвёртая часть уже не была так популярна, как третья. Разработчики внесли в игру слишком много нововведений, не все из которых пришлись по нраву поклонникам первых трёх частей. Но продолжения всеми любимой тройки фанаты так и не дождались, если не считать неофициального дополнения In the Wake of Gods, которое уже не имело отношения к New World Computing. Изменения игровых механик окончательно убили игровой баланс, а сюжетная кампания в сеттинге славянского фэнтези хоть была и неплоха сама по себе, но к миру Меча и Магии отношения не имела.

После банкротства New World Computing и перехода прав на серию к Ubisoft надежд на продолжение Heroes III не оставалось, пока в 2007 году группа энтузиастов не решилась взяться за возрождение великой классики. Годы старания вылились в неофициальное дополнение Heroes III: Horn of the Abyss. Давайте разберёмся, получилось ли у увлечённых поклонников оригинала дать Героям 3 второе рождение.

Просто фанатская поделка!

Что такое Герои 3: Horn of the Abyss?

Примерно так многие геймеры восприняли анонс нового неофициального аддона. И не удивительно, ведь неудачный пример «Во имя Богов» был перед глазами. Мы нисколько не хотим обидеть фанатов этого дополнения, но у тех, кому был дорог мир Энрота и тех, кто ценил в игре сбалансированный мультиплеер, WoG чаще вызывал отторжение, а не радость. Но команду разработчиков HotA во главе с Docent Picolan это не останавливало. Они заручились поддержкой некоторых бывших сотрудников New World Computing, а великодушный Пол Ромеро даже написал для фанатского дополнения саундтрек. Работа велась исключительно на добровольных началах. Да, трудно поверить, но о какой-то прибыли разработчики и не думали, ведомые лишь верой в любимую игру и её перерождение.

Что же получилось у создателей Horn of the Abyss? В игре появился новый замок Причал, новая сюжетная кампания, был улучшен интерфейс The Shadow of Death, слегка переработана графическая часть, появились новые артефакты и объекты, внесены многочисленные балансные правки. Разберём всё это по порядку.

Причал – замок пиратов

Пожалуй, самое смелое нововведение для неофициального дополнения. Причал представляет собой пиратскую бухту в духе Тортуги, населённую головорезами всех мастей и даже некоторыми морскими чудовищами. Несмотря на возмущение некоторых фанатов классического лора, мы ответственно заявляем: подобный замок целиком и полностью укладывается в классический сеттинг Героев. Те, кто играли не только в пошаговые стратегии, но и в RPG-серию Might and Magic, успели побывать на пиратском острове Регна, где проходит важная часть сюжета Might and Magic VIII: Day of the Destroyer. Свободолюбивые пираты на Энроте присутствовали всегда, и Причал не выбивается из общей картины мира.

Что же до визуальной реализации замка, то и она не подкачала. Причал выполнен в стилистике Герои Меча и Магии 3, юниты вписались во вселенную, как родные, анимация тоже не выбивается из общего стиля. Художники команды Horn of the Abyss постарались на славу, и их работа не вызывает никаких нареканий.

А как с балансом? Не вышел ли Причал поломаным замком для мамкиных нагибаторов? Увы, скорее наоборот. Несмотря на то, что герои Причала одни из самых сильных в игре, юниты у пиратов по силе – либо крепкий середняк, либо ниже среднего. Можно отметить разве что Морских Волков, второе улучшение войск третьего уровня (да, этих бродяг в игре можно улучшить дважды), которые обладают уникальной способностью «меткий выстрел», и Никсов, которые превосходно танчат, т.к. игнорируют значительную часть атаки врага. Однако, силы этих войск явно недостаточно, чтобы замок стал непобедимым. Тем не менее, безнадёжным его тоже назвать нельзя.

Итог: Причал – удачное нововведение, замок приятен эстетически, хорошо вписан в оригинальный сеттинг и вполне жизнеспособен в мультиплеере в умелых руках.

Сюжетная кампания Horn of the Abyss

Пиратский замок не просто появился в меню, но и обзавёлся сюжетной кампанией. Уже по открывающим роликам, выполненным в олдовом стиле The Restoration of Erathia, становится ясно, что и здесь художники и аниматоры заслуживают похвалы. Но на одном визуале далеко не уедешь, что же у нас с сюжетом? Всё же Horn of the Abyss – не творение создателей Энрота, а хоть и качественный, но фанфик. А вы знаете, какими бывают фанфики.

Первый плюс кампании – её локальность. Вместо того, чтобы вмешиваться в глобальные события и влиять на судьбы любимых фанатами оригинала героев, создатели HotA сфокусировались на простых парнях, морских бродягах, чьи приключения разворачиваются в стороне от классической истории. Пока на континентах разворачиваются события «Клинка Армагеддона», регнанский капитан Джереми Альбатрос терпит кораблекрушение на всеми забытых островах, и эта неприятность втягивает его в водоворот событий, связанных с Рогом Бездны, артефактом, который по слухам сделает своего обладателя Хозяином Морей.

Сюжет Рога Бездны оказался достаточно интересным и увлекательным, хоть и несколько предсказуемым. Спойлерить его мы, конечно, не будем, но похвалить сценаристов за старания можно. Главный недостаток кампании – огромные стены текста, которые часто пестрят ненужными описаниями того, что мы и так видим на экране, и не несущими смысловой нагрузки диалогами. Авторам не хватает свойственной профессиональным игровым сценаристам лаконичности. К счастью, более существенных недостатков в сюжетной части не обнаружено.

А что по геймплею? А это – второй плюс кампании Horn of the Abyss. Сюжетные миссии непохожи друг на друга, и часто ставят перед игроком нестандартные задачи. Никаких «накопи армию и убей всех» не ждите, готовьтесь как следует поломать голову! Кампания может стать вызовом даже для олдовых геройщиков. Впрочем, и непроходимо хардкорной её не назвать, здесь разработчиков дополнения чувство меры не подвело.

Итог: Достоинства сюжетной кампании Horn of the Abyss перевешивают её незначительные недостатки. Долгие часы головоломных миссий с неплохим сюжетом порадуют и олдов, и новичков.

Изменения интерфейса

Что такое Герои 3: Horn of the Abyss?

Об этом расскажем кратко. Создатели Horn of the Abyss явно провели сотни часов за классическими Heroes III, и на себе прочувствовали некоторые неудобства их интерфейса, исправленные лишь в последующих частях серии. Доработка интерфейса пошла игре исключительно на пользу, и позволяет делать в один клик то, на что раньше тратилась уйма однотипных и бессмысленных действий. Например, можно передать армию с одного героя на другого в один клик. Или обменяться предметами прямо в замке.

Лишь некоторые изменения, касающиеся боевого интерфейса, вызвали неоднозначную оценку у старых фанатов игры. Например, у существ, имеющих выстрелы с уроном по площади (личи, магоги), в качестве цели атаки можно выбирать не только вражеский юнит, но и пустую клетку, или вовсе отключить АОЕ эффект. По мнению некоторых олдов возможность повредить собственные войска при стрельбе была особой фишкой, которую нужно было всегда учитывать в противостояниях, и её опциональность упрощает тактические решения. Впрочем, никто не мешает им играть по-старинке.

Итог: Классический интерфейс Heroes III был хорош для 1999 года, но значительно устарел для дня сегодняшнего. Авторы Horn of the Abyss довели его до ума. Отличная работа!

Переработка графики

И здесь тоже обойдёмся краткой похвалой в адрес художников проекта. К их работе действительно невозможно придраться. Визуальному изменению подверглись лишь некоторые юниты и объекты из тех, что уже существовали в игре. Например, были перерисованы копейщики, улучшен замок Крепость на карте. Работа сделана добротно, с вниманием к деталям – никаких больше бородатых женщин из Башни, вид героев на карте зависит не только от класса, но и от пола.

В игре появилось множество новых объектов, которые не выбиваются из общего художественного стиля Heroes III. Гармонично, красиво, профессионально!

Итог: Художники Horn of the Abyss, вы – лучшие!

Артефакты, объекты, баланс

Что такое Герои 3: Horn of the Abyss?

Легко понять желание авторов аддона дополнить игру многочисленными предметами и объектами. Однако, все мы знаем куда приводят благие намерения. Heroes of Might and Magic – это не только долгие кампании, но и сражения живых игроков, и каждый артефакт или объект, который может дать сильное преимущество отдельным героям и замкам, влияет на хрупкий игровой баланс. Добавление одного единственного артефакта или чемпиона в какую-нибудь League of Legends обычно полностью меняет мету, и к подобным нововведениям разработчики подходят крайне осторожно. А вот создателям Horn of the Abyss этой осторожности не хватило.

Возьмём, например, здание Опытный Цех. Уничтожив охрану из Стальных Големов, игрок получает в качестве награды от одного до четырёх Гигантов. Перебить неповоротливых стражей не составляет труда даже в ранней игре. Как итог, армия в тридцать Титанов в первый месяц – обычное дело для Horn of the Abyss. Неудивительно, что у Башни столько поклонников. Большинству других замков подобной халявы не завезли.

Некоторые же здания не портят баланс, но вводят в геймплей унылые рутинные элементы, от которых, казалось бы, разработчики хотели избавиться. Так, например, склады приносят определённый ресурс раз в неделю, из-за чего их нужно постоянно посещать снова и снова. Зачем это нужно, когда существуют шахты – вопрос открытый.

Из-за нововведений сражения против живых игроков начисто лишены мидгейма. Вы или рашите в первые недели, опираясь на раннюю мощь выбранного замка (Red Rush в игре не запрещён, так что красный игрок всегда имеет преимущество в умелых руках), или уже через месяц бегаете с колоссальными армиями и статами за двадцать. Для новичков, открывших для себя Heroes III после 2011 года, такое положение дел кажется нормальным, но тем, кто помнит оригинал, вряд ли это понравится.

The Shadow of Death была не идеальной игрой в плане баланса, олды помнят, что на турнирах повсеместно было запрещено Сопряжение, а в затяжных боях Некрополис был практически неостановим благодаря тысячам скелетов и рыцарю смерти Галтрану, специализирующемуся на них. Создатели Horn of the Abyss попытались исправить эти недостатки: умерили пыл элементалей, уменьшили вдвое количество поднимаемых скелетов, а бедного Галтрана вообще забанили. Но увы, на одну хорошую балансную правку приходится две плохих.

Безусловно, отдельные изменения сказались на игре положительно. Так, например, юниты в нейтральных лагерях на карте накапливаются, что позволяет собрать прирост сразу за несколько недель. От предложений Хижины Ведьм и Учёного теперь можно отказаться. Механика исследования заклинаний, позволяющая заменить ненужный спелл на новый, тоже скорее хороша.

Итог: Одно лечим, другое калечим. Создатели Horn of the Abyss понимают игровой баланс по-своему, и до мастерства разработчиков оригинала им, к сожалению, далеко. Иногда если что-то работает, лучше это просто не трогать. Однако, новоприбывшие игроки, не знакомые с оригинальными Heroes III, скорее всего, не заметят многочисленных проблем HotA.

Играть или не играть?

Если давать общую оценку этому неофициальному дополнению, она будет, безусловно, положительной. Группа фанатов проделала колоссальную работу, результатом которой стала добротная сюжетная кампания и интересный новый замок, в игру стало намного удобнее и приятнее играть. А вот как мультиплеерная дисциплина Horn of the Abyss оставляет желать лучшего. Выросло уже целое поколение новичков, уверенное, что HotA – это и есть оригинал, но даже старичкам стоит испытать этот опыт и решить для себя, хотите ли вы смиряться со столь радикальными изменениями мультиплеера или ограничитесь многочасовым приключением в кампании, чтобы потом оставить Horn of the Abyss до следующего сюжетного патча. В будущем нас ожидает ещё один замок – когда-то анонсированная разработчиками оригинала Кузница, и связанная с ним сюжетная кампания.

В ноябре 2020 года команду HotA постигла тяжёлая утрата. Его координатор и вдохновитель Docent Picolan погиб в автокатастрофе. Коллеги не дали знамени этого достойного проекта упасть, и Horn of the Abyss будет развиваться дальше. Каким бы несовершенным местами не было их творение, им удалось невозможное – разбудить интерес нового поколения геймеров к великой игре и дать ей второй шанс, а это дорогого стоит. Нам остаётся лишь пожелать им удачи и успехов в этом деле.

⚡Если материал оказался полезным, тогда поделись им с друзьями в соц. сетях:

Владимир. Играл в Elite на Spectrum-е и в Doom на тракторе, когда трава была зеленее. Мечтал стать киберспортсменом, но стал сценаристом. Предпочитает игры с интересным сюжетом или соревновательным геймплеем. Можно и то, и другое сразу.

Pay-day
  • Антон

    То что ты написал по балансу — рука лицо. На каких шаблонах ты играл и как много? Интересно, чем ты руководствовался по поводу баланса? И да, Пол Ромеро не писал для хоты саундтрек, он напишет только тему для нового города, который еще не вышел.

Комментарии для сайта Cackle