Что нужно знать о World of Warcraft: Shadowlands и стоит ли в него играть?

Обзоры

Вот уже несколько недель прошло со дня выхода WoW Shadowlands. С 9 декабря игрокам доступны мифические ключи, а замок Нафрия, первый рейд нового дополнения, открыл свои ворота для смельчаков, готовых к испытаниям. С самого препатча Shadowlands и до сегодняшнего дня мы исследовали Тёмные Земли, проходили квесты и подземелья, сражались на полях боя, чтобы собрать для вас всю важную информацию о последнем крупном аддоне и сделать выводы о том, чем в нём стоит заняться и стоит ли вообще играть в Shadowlands. И вот что мы выяснили…

Сюжет Shadowlands

Данный раздел содержит спойлеры сюжета Shadowlands. Если вы ещё не играли в новое дополнение и предпочитаете узнать историю самостоятельно, сразу же переходите к следующему разделу. Мы вас предупредили!

Пока герои Азерота собирали азерит и сражались с Н’Зотом, Сильвана Ветрокрылая зря времени не теряла. Она проникла в Цитадель Ледяной Короны, победила Болвара Фондрагона, взявшего на себя бремя Короля Лича, и сняла с него Шлем Господства. Миллионы геймеров, смотревших этот ролик, были уверены, что баньши наденет его на себя, но их ждал неожиданный поворот: Сильвана сломала артефакт, тем самым разрушив барьер между мирами живых и царством мёртвых, Тёмными Землями. После чего похитила большинство мировых лидеров: короля Андуина Ринна, вождя Бейна Кровавое Копыто, Джайну Праудмур, Тралла и других.

Что нужно знать о World of Warcraft: Shadowlands и стоит ли в него играть?

Герои обоих фракций отправляются на выручку. С помощью осколков Шлема Господства Болвар создаёт портал в загробный мир, Тёмные Земли, в который с криком «Лиииирооооой Дженкинс!» бросается Тиранда (на самом деле она выкрикнула что-то на эльфийском, но автор этой статьи в школе учил орочий, так что перевод может быть неточным), а вслед за ней и остальные.

Портал приводит игроков в Утробу, самую жуткую часть Тёмных Земель, в которой вечно томятся самые злые и не заслуживающие прощения души. Здесь правит Тюремщик, главный антагонист дополнения. Выхода из Утробы нет, но наш герой слишком Избранный, чтобы его это волновало, и потому ему удаётся выбраться и попасть в Орибос, столицу Тёмных Земель. За главного здесь Арбитр, всезнающее существо, занимающееся распределением душ из всех миров по разным посмертиям, в зависимости от их дел при жизни. Вот только благодаря Сильване Арбитр находится без сознания, а все души текут прямиком в Утробу, питая Тюремщика анимой. Анима – это главный ресурс всего дополнения. Вместо азерита, ага.

Теперь герою предстоит отправиться в путешествие по четырём локациям Тёмных Земель: Бастиону, Малдраксусу, Арденвельду и Ревендрету, периодически заглядывая и в Утробу. Рассказывать сюжет каждой локации мы не будем, скажем лишь, что теперь он стал полностью линейным, в отличие от предыдущих дополнений WoW, в которых мы могли решать, в каком порядке проходить локации. Во время путешествия герой знакомится с четырьмя ковенантами, пробует способности, которые они предоставляют своим последователям, а в конце возвращается в Орибос, чтобы присягнуть одному из них. Дальше вас ждёт сюжетная кампания вашего ковенанта.

Несмотря на линейность, сюжет вышел интересным и увлекательным, а также переполненным отсылками к другим играм Blizzard. Фанаты Starcraft оценят квесты Арденвельда, мы гарантируем это! Но всё же он не лишён недостатков, главный из которых – переписывание лора. Сценаристы Blizzard работают, как Министерство Правды из романа Оруэлла: теперь нам придётся смириться, что за большинством событий из прошлого стоял Тюремщик. Даже Ледяная Скорбь и Шлем Господства – его рук дело. А как же старый лор? Забудьте. Теперь так.

Если Shadowlands – дополнение, с которого вы начинаете знакомиться со вселенной World of Warcraft, то никаких проблем не будет, вы наверняка получите от сюжета удовольствие. А вот если  вы любите лор Warcraft и когда-то вас разозлил Дренор с его альтернативными временными линиями, то Shadowlands заставит вас пылать праведной яростью. Но увы, с переписыванием истории остаётся только смириться.

Ковенанты Shadowlands

Весь эндгейм контент сосредоточен вокруг ковенантов, четырёх фракций Тёмных Земель, находящихся в непростых отношениях между собой. Обычно Арбитр распределяет новоприбывшие души умерших между ковенантами, в зависимости от их дел при жизни, но, во-первых, наш герой не умер, а во-вторых, Арбитр в отключке, так что вам придётся самостоятельно выбирать, к кому примкнуть.

Каждый ковенант награждает своих последователей двумя способностями: одна является общей для всех, а вторая зависит от вашего класса. Также у ковенантов есть святилища, которые вы будете развивать и отстраивать, и в которые представителем других ковенантов вход заказан. По механике это напоминает оплоты классов из Легиона, но, пожалуй, разнообразнее и интереснее.

Каждое святилище обладает собственной транспортной сетью, позволяющей быстро перемещаться по локации ковенанта, проводником анимы, позволяющим направить аниму в выбранную локацию и получить дополнительный контент, столом заданий, на котором вы сможете отправлять своих последователей на разные тактические приключения. Последняя система не менялась со времён Дренора, но в Shadowlands её переработали, превратив во что-то похожее на популярные сейчас автошахматы.

Что нужно знать о World of Warcraft: Shadowlands и стоит ли в него играть?

Также в святилище можно установить связь с одним из трёх медиумов, который наделит героя дополнительными способностями. Прокачка дерева талантов медиумов – важная часть нового дополнения. Помимо всего выше перечисленного, каждое святилище обладает и уникальной постройкой, недоступной другим ковенантам.

Всего ковенантов четыре, и вот их список.

Кирии.

Располагаются в Бастионе. Сюда попадают души тех, кто при жизни был благороден, честен и верен своему долгу. Не всем из них выпадает честь стать Вознесёнными и получить крылья, претенденты проходят долгое обучение, которое иногда длится сотни и тысячи лет. Самая сложная часть обучения – ритуал, который стирает память претендента о жизни. Только так по мнению кирий можно избавиться от привязанностей прошлого и полностью посвятить себя служению.

Общая способность ковенанта: Призыв распорядителя. Ваш верный слуга принесёт вам флакон безмятежности – зелья, которое восполняет здоровье и снимает негативные эффекты. Флакон имеет раздельный кулдаун с алхимическими зельями, что делает его особенно ценным в опасных ситуациях. Также распорядитель обладает рядом полезных небоевых способностей.

Святилище Кирий: Элизийская цитадель. Уникальная постройка – Путь Перерождения. Здесь вы можете испытать ваших медиумов в бою. Возьмите под контроль понравившегося медиума и сражайтесь с чудовищами с помощью его уникальных способностей, собирайте полезные материалы и предметы, чтобы сделать вашего подопечного сильнее и пленить могучих боссов.

Некролорды.

Располагаются в Малдраксусе. Сюда попадают души погибших на поле боя воинов, проявивших силу, храбрость и смекалку. Воины Малдраксуса добиваются признания и славы лишь в вечных сражениях, а их задача – защищать Тёмные Земли от внешних угроз. Для этого они используют бесчисленные легионы нежити.

Общая способность ковенанта: Скульптор плоти. Герой поглощает души поверженных врагов, окружая себя щитом, прочность которого зависит от силы убитых монстров. С помощью медиумов способность может быть улучшена и наделит героя дополнительными бонусами, пока щит цел.

Святилище Некролордов: Престол Примаса. Уникальная постройка – Фабрика поганищ. Открывает доступ к уникальному навыку производства кадавров, которые могут сопровождать вас в приключениях. Поганища обладают различными полезными способностями: сражаются вместе с вами, другие находят полезные предметы или даже возят вас на себе.

Ночной народец.

Жители Арденвельда, которые поддерживают цикл перерождения. Сюда направляют души тех, кто жил в единении с природой или следовал пути равновесия. Правит ковенантом мудрая и немногословная Королева Зимы.

Общая способность ковенанта: Облик души. Позволяет ненадолго превратиться в лисохвоста, который передвигается с увеличенной скоростью и умеет телепортироваться на короткие расстояния. Полезная способность для классов, которым недостаёт мобильности.

Святилище Ночного народца: Сердце Леса. Уникальная постройка – Зимний сад королевы. Здесь спят и перерождаются духи древних божеств. Странствуя по Тёмным Землям последователи ковенанта будут находить дремлющих духов, которых можно вернуть к жизни в саду и получить за это полезную награду.

Вентиры.

Мрачный готический Ревендрет похож на католическое Чистилище. Здесь содержатся грешные души, у которых ещё есть шанс избежать Утробы и искупить свои грехи, проходя через мучительные ритуалы очищения. Правящие здесь вентиры будут рады видеть в своих рядах тех, кто умеет хранить секреты.

Общая способность ковенанта: Врата теней. Это телепорт на короткую дистанцию, который имеет небольшое время прочтения. Абилка выглядит явно слабее Облика души от Ночного народца, но при выборе ковенанта куда большее значение имеет вторая, классовая способность, а первая станет приятным бонусом к мобильности.

Святилище ковенанта: Грехопад. Уникальная постройка – Пепельный Двор. Чтобы завоевать расположение среди вентирских аристократов, вы будете проводить здесь роскошные приёмы с изысканными яствами и развлечениями. Если гости останутся довольны, ждите щедрое вознаграждение.

Как выбрать ковенант в Shadowlands? Если вы казуальный игрок, который не стремится закрывать высокие ключи, рейдить на мифической сложности или покорять арену, берите тот ковенант, который пришёлся вам по душе. Для закрытия основного контента подойдут любые способности. Так что просто играйте в удовольствие.

Если же вы делаете прицел на хардкорный рейдинг или планируете стать гладиатором, следует выбирать наиболее эффективный ковенант для этой цели. В русскоязычном сегменте огромное количество гайдов и видео на эту тему, однако, компетентность их авторов под большим вопросом. Лучше всего воспользоваться сайтом https://www.icy-veins.com/, на котором гайды пишутся топовыми игроками как PvP, так и PvE направлений, хорошо знающими свои классы. Просто выберите нужный класс и спек и узнайте, какой ковенант ему лучше всего подходит и почему. Правда, понадобится минимальное знание английского языка. Если же вы совсем не дружите с английским, загляните на сайт сильнейшей русскоязычной гильдии Exorsus – https://exorsus.gg/, или на их канал на Ютубе. Другие русскоязычные источники по теме выбора ковенантов куда менее надёжны. Также обращайте внимание на дату публикации материала – со времён беты многие способности были понерфлены или, наоборот, усилены.

Почему правильный выбор ковенанта в Shadowlands так важен? Дело в том, что сменить ковенант в игре довольно сложно. Первый раз эта процедура даётся относительно легко, но если вдруг передумаете, старые союзники будут помнить о вашем предательстве и придётся долго стараться, чтобы вернуть их доверие.

Прокачка в Shadowlands

Что нужно знать о World of Warcraft: Shadowlands и стоит ли в него играть?

Прежде чем вы сможете выбрать ковенант, вам предстоит взять максимальный в игре шетидесятый уровень. Сам контент Shadowlands доступен с пятидесятого. Если просто пройти сюжетную кампанию Shadowlands, захватив по пути парочку побочек, вам должно хватить опыта с лихвой. Автор этой статьи делал все побочные квесты, которые встречал по пути, и потому увидел заветное число 60 уже в начале сюжетной цепочки Ревендрета. Заняло это четыре вечера неспешной игры, причём в хилоспеке шамана, однако, пока вы полностью не завершите основной сюжет, вступить в ковенант не получится. Мировой же рекорд прокачки в Shadowlands составляет три часа.

Если вы качаете альта в Shadowlands, уже имея одного шестидесятого, то для вас существует система «Нити судьбы». После прибытия в Орибос вам предложат два варианта прокачки на выбор:

  • Стандартный, с повторным прохождением всего сюжета;
  • Нити судьбы, с пропуском сюжета.

Если вы выбираете второе, сюжетные квесты автоматически завершаются, и вы сразу же можете выбрать ковенант и перейти к локальным заданиям и прочим развлечениям левелкапа. Однако, у такой прокачки есть серьёзный недостаток: по какой-то причине Blizzard не даёт альтам проходить кампанию ковенанта раньше, чем они возьмут шестидесятый уровень. Пройдя все локалки, включая самые скучные, вы обнаружите, что вам нечем заняться, ведь сюжетные квесты недоступны. Остаётся только добивать уровни в подземельях или ждать обновления локалок.

Есть небольшой лайфхак, позволяющий решить эту проблему. Прокачивая альта, выберите стандартный путь прокачки и отправляйтесь в Бастион. Сюжет Бастиона проходится быстро, а сама локация простая и открытая. Как только по сюжету вас отправят в Малдраксус, летите в Орибос и меняйте вариант прокачки на Нити Судьбы, после чего отправляйтесь делать локалки. Если вы не хотите бегать по подземельям, то с помощью такого комбинированного метода прокачать альта проще всего.

Кстати, о подземельях…

Подземелья Shadowlands

Что нужно знать о World of Warcraft: Shadowlands и стоит ли в него играть?

Всего на этой фазе восемь подземелий, по два на каждой из четырёх локаций. Автор этой статьи закрыл их все на мифической сложности ещё в первую неделю выхода аддона, и готов поделиться с вами некоторыми выводами.

Во-первых, тактики в Shadowlands стали более сложными, чем в Battle for Azeroth. Каждый босс обладает несколькими механиками, которые заставляют вас часто менять позицию, сбивать касты, переключаться на адов и т.д. А некоторые механики, вроде поиска пути ко второму боссу в Туманах Тирна Скитта, вообще не имеют аналогов в предыдущих дополнениях. Если на нормальной и героической сложностях большинство боссов можно зергануть под жаждой крови, то перед походом в мифик обязательно перечитайте тактику. Её незнание будет стоить жизни в лучшем случае вам, а в худшем – всей группе.

Во-вторых, требования по уровню вещей сильно завышены. Знающая тактики группа в 145-150 шмоте даже не сможет стать в очередь в гер, зато вполне сможет закрыть мифик без модификаторов и разжиться снаряжением 184 уровня. Так что если у вас есть своя толковая группа, смело отправляйтесь в м0 ножками и одевайтесь, не теряйте время на геры.

Расписывать тактику для каждого подземелья Shadowlands в этой статье мы, конечно же, не будем. Всё это вы легко найдёте на вовхэде или на ютубе. Скажем лишь, что подземелья стали более сложными и интересными, но заметите это вы лишь на мифическом уровне сложности. Так что одевайте 150+ снарягу, крафтите свою первую легендарку и смело отправляйтесь в забег по мифам!

Легендарки Shadowlands

В World of Warcraft вернулись легендарные предметы, но теперь рандом, связанный с их получением, сведён к минимуму. По мере продвижения по кампании ковенанта каждый игрок познакомится с резчиком рун, закованным в цепи пленником Тюремщика, который мало что помнит о своём прошлом. Возвращая ему воспоминания, вы будете открывать рецепты легендарных предметов, а потом крафтить их прямо на месте. Для создания легендарки необходимы следующие компоненты:

  • Воспоминание резчика рун с легендарным свойством;
  • Основа, которая крафтится профессиями (например, основа для легендарного кольца создаётся ювелирами и т. д.);
  • Депеши со вторичными характеристиками, создаваемые начертателями;
  • Пепел душ, ресурс, добываемый в Торгасте.

Основу и депеши вы можете скрафтить самостоятельно или купить на аукционе, пепел душ фармится в Торгасте, и только нужные воспоминания предстоит выбить, что не так уж и сложно.

Легендарные предметы Shadowlands можно улучшать. Механика улучшения такая же, как в Destiny 2 – берёте ненужный предмет в тот же слот с более высоким уровнем, отправляетесь к резчику рун, платите ему нужное количество пепла, и он повышает уровень легендарки до уровня ненужного предмета, который при этом будет разрушен.

Что ещё за Торгаст?

Что нужно знать о World of Warcraft: Shadowlands и стоит ли в него играть?

Торгаст, Башня Проклятых, расположена в Утробе и представляет собой тюрьму для особо важных пленников, которых нашему герою предстоит освобождать. Торгаст разделён на зоны и этажи с возрастающим уровнем сложности. Каждый раз уровни генерируются процедурно, так что два прохождения Торгаста никогда не будут одинаковыми.

В Торгасте собственная система прокачки, которая напоминает таковую в Heroes of Might and Magic: при очередном взятии уровня вы можете выбрать один из нескольких талантов, усиливающих ваши способности или дающих новые свойства. Эти улучшения будут работать только во время текущего похода в Торгаст и исчезнут, когда вы покинете экспедицию. Экспериментируйте с разными талантами, находите оригинальные билды и продвигайтесь всё дальше в этом жутком лабиринте!

Зачем нужен Торгаст в Shadowlands? Во-первых, с ним связана основная сюжетная линия, ведь именно здесь Тюремщик держит всех похищенных Сильваной. Во-вторых, важная для крафта легендарок валюта Пепел душ добывается именно здесь. В-третьих, это уникальный в своём роде контент для соло-игроков. Впрочем, проходить Торгаст можно и в группе.

Подведём итог

Нудного фарма в Shadowlands стало намного меньше, а разнообразия контента прибавилось. Искусственные ограничения вроде невозможности быстрой смены ковенантов лишают прокачку вариативности, но это существенно лишь для тех, кто нацелен на высокие результаты, казуальные же игроки могут играть и не заморачиваться. Сюжет может расстроить ветеранов переписыванием лора, но новичкам, скорее всего, придётся по вкусу.

В этом аддоне Blizzard сделала ставку на новичков и соло-игроков, а единственным подарком хардкорщикам стали сложные тактики мифических подземелий и рейдов. Так стоит ли покупать ВоВ Shadowlands? Если вы ещё не знакомы со вселенной World of Warcraft, новый аддон идеально подойдёт для вас. Опытные же игроки пока что лишь сходятся во мнении, что Shadowlands выглядит лучше, чем Battle for Azeroth, но всё ещё далёк от совершенства.