Стоит ли играть в The Tales of Bayun? Обзор визуальной новеллы

МТС Оплата [CPS] RU

Визуальные новеллы плотно ассоциируются с гаремниками для мальчиков или девочек в аниме-стилистике, сюжет которых нужен лишь для обоснования сумбурных романтических связей. Даже «Бесконечное лето», прорубившее окно в жанр отечественным геймерам и игроделам, этим грешит, хоть и отличается необычным сеттингом пионерского лагеря и вплетенными в историю нотками хоррора. Чтобы выделиться на фоне подавляющего большинства новинок жанра, достаточно сделать игру с рисовкой в любом стиле, отличном от аниме, и не сводить сюжетку к соблазнению нарисованных девушек.

Обзор визуальной новеллы The Tales of Bayun

За проектом The Tales of Bayun мы следили с появления демо-версии в Steam. Так совпало, что в этот момент мы готовили большой материал о визуальных новеллах и их разработчиках, брали интервью у художников, программистов и издателей, зарывались с головой в приключения обыкновенных японских школьников и девушек с большими глазами и разноцветными волосами, как вдруг на горизонте появляется самобытная игра в сеттинге славянского фэнтези с отличной рисовкой и интригующей завязкой. И вот у автора этой статьи появляется возможность оценить полную версию игры ещё до релиза. Предназначение, не иначе! Игра пройдена, теперь расскажем обо всём по порядку.

Дизайн и картинка

Визуал The Tales of Bayun завораживает с первых минут. Шикарная ручная рисовка, фоны кажутся объемными, а персонажи — живыми, и дело вовсе не в претензиях на реализм. Наоборот, в The Tales of Bayun глаза, уставшие от графониевых изысков «гиперреалистичного 3D», отдыхают, а разум в это время фиксирует детали.

Стоит ли играть в The Tales of Bayun? Обзор визуальной новеллы

Вот на стене висит голова… циклопа? Нет, это не монстр из античных мифов, попавший сюда по ошибке. Мы уже знаем о славной победе над Лихом Одноглазым, логично, что его голова пополнила богатырскую коллекцию трофеев. А вот опережающий время ножной протез, выгравированная на котором змейка выдаёт работу Данилы-мастера — кто ещё смог бы выполнить столь тонкую работу? В логове Горыныча среди костей поверженных воинов лежит его собственный череп — кому-то из богатырей удалось-таки отсечь змею одну голову, но новая уже выросла. И вот уже внимательный игрок, оказавшись в новой локации, не торопится читать диалоги, а начинает искать новые мелкие детали.  Практический каждый кадр рассказывает историю визуальным языком, делает мир многослойным и гармоничным. Отличная работа!

Несмотря на то, что все персонажи нарисованы отлично, заглавный герой истории затмевает их всех. Кот Баюн — не просто отстранённый рассказчик, выступающий связующим звеном между игроком и историей, а активный персонаж. Пользуясь тем, что другие люди его не замечают, он комментирует решения игрока: хвалит, посмеивается, а иногда даже провоцирует на сомнительные поступки. Этот котяра себе на уме, и не стоит считать его комичным спутником-помощником героя. Своей ухмылкой Баюн затмевает самого Чеширского Кота, познакомившись с ним, вы уже никогда его не забудете.

Художники The Tales of Bayun вложили в своих персонажей душу, каждого хочется изучить, найти какие-то интересные детали, понять, почему он (или она) выглядит так или иначе. Любая мелочь в их дизайне выглядит осмысленной. А может, это автор углубился в поиск глубинного смысла? Не иначе как влияние философских вопросов кота.

Приятным визуальным решением стало и расположение текста. В большинстве визуальных новелл текст расположен внизу, и далекий от жанра игрок не всегда понимает, кто именно сказал ту или иную фразу: приходится переносить взгляд то на спрайт персонажа, то на его имя, то на сам текст. Создатели The Tales of Bayun отказались от этого приевшегося дизайна: произнесённые персонажами слова появляются рядом с ними, как в комиксах. Мелочь, а приятно.

Стоит ли играть в The Tales of Bayun? Обзор визуальной новеллы

Как итог, работа художников The Tales of Bayun радует глаз, и визуально игра даст солидную фору абсолютному большинству визуальных новелл не только отечественного, но и зарубежного производства. Качество картинки выше всяких похвал, а мир игры буквально хочется потрогать.

Сюжет и сеттинг

Кот Баюн рассказывает игроку две истории, события которых разворачиваются примерно в одно время в одном мире. Их сюжеты связаны тонкими нитями, но напрямую не пересекаются, так что проходить их можно в любом порядке. Судя по зарезервированному в главном меню месту, в будущем нас ждут и другие сказания хитрого кота: этот мир оставляет почву для отличных историй, да и за дальнейшей судьбой некоторых персонажей хотелось бы проследить.

Кстати, о мире. The Tales of Bayun — славянское фэнтези без привязки к реальным историческим местам и персонажам. Оно и к лучшему: в одной вселенной смешаны элементы из IX, XIII и XV века, никогда не сосуществовавшие в реальности, но перед нами не Древняя Русь, а отдалённо похожий на неё мир с вымышленной географией и историей,  выдвигать к которому исторические претензии некорректно (хотя у профессионального историка стилизация речи героев может вызвать некоторую боль, мы предупредили!). К тому же с людьми сосуществует разная нечисть (просим прощения у Яги за использование этого термина) — от безобидных мелких проказников до могучих богов, чьи интересы затрагивают целые сёла и города. И всё это приправлено сверху уральскими сказаниями Павла Бажова, персонажи которого вроде Хозяйки Медной горы вписались в сеттинг, как родные.

Стоит ли играть в The Tales of Bayun? Обзор визуальной новеллы

По описанию может показаться, что перед нами — две поучительные сказки для младшего школьного возраста, пересказанные волшебным зверем, но это не так. Кот Баюн принёс своим слушателем суровое тёмное фэнтези. Две истории, раскрывающие темы предназначения и выбора между злом и большим злом… Стоп, это что, Ведьмак?

Влияние Ведьмака на The Tales of Bayun трудно не заметить, особенно во второй истории. Могучий богатырь должен доставить княжеского сына к отцу, но по дороге ввязывается в проблемы местных жителей, постоянно заставляющие выбирать между плохими и очень плохими решениями. Попытка сохранить нейтралитет часто оборачивается ещё более печальными последствиями, не говоря уже о том, что сомнения в правильности каждого выбора посеяны авторами умело. Здесь же впервые появляется и повод упрекнуть сценаристов игры: в некоторых ситуациях игроку вообще не оставляют выбора, но встречается такое не часто.

А вот упрекнуть их в копировании Ведьмака нельзя. Несмотря на то, что создатели  The Tales of Bayun исследуют те же темы и работают в похожем сеттинге со схоже фабулой, история в игре другая. Особенно нам понравилась авторская трактовка Предназначения, но чтобы объяснить, что мы имеем в виду, пришлось бы заспойлерить важную часть сюжета, а это было бы непростительно для наших читателей и будущих игроков. Скажем лишь, что эта история заставит вас поразмышлять над вопросами, которых вы, скорее всего, не ожидаете от мрачной сказки.

Проработка персонажей тоже выполнена достойно: даже эпизодникам авторы уделяют достаточно внимания, чтобы они не казались декорациями, и в большинстве случаев это получается. Без изысков выполнены разве что протагонисты обеих историй, но это скорее плюс, чем минус: в визуальных новеллах игрок должен сливаться с персонажем и наделять его своими чертами характера, а не влезать в чужую шкуру, так что некоторая «плоскость» здесь приветствуется.

Стоит ли играть в The Tales of Bayun? Обзор визуальной новеллы

Из всех персонажей больше всего, пожалуй, нас порадовал Млад. В начале истории одноногий больной мальчишка кажется обузой, но со временем не только раскрывается, как человек с пытливым умом и добрым сердцем, но и по-настоящему привязывает к себе, и миссия по его защите и сопровождению становится личным делом не только для богатыря Лютобора, но и для игрока. Отметим и Прокла — рыжий приятель протагониста первой истории хранит немало сюрпризов для игрока.

Как итог, источники вдохновения сценаристов игры нетрудно обнаружить, но проект не лишён оригинальных идей, некоторой доли сюрпризов. Лучшей опорой для сюжета становятся запоминающиеся, выпуклые персонажи, да и смысловых слоёв хватает. Возможно, две истории написаны разными людьми: первая воспринимается, как отличный приключенческий мистический детектив с легкими элементами хоррора, а вторая пропитана драмой и давит на игрока тяжким бременем принятых решений. Если же у обеих историй один автор, мы будем внимательно следить за его будущими сюжетами.

Саунддизайн и музыка

Поглощенный выдающимся визуалом автор чуть было не забыл похвалить звуковую составляющую игры. The Tales of Bayun словно напоминает, что саунддизайн важен не только в шутерах и action-RPG, но и в визуальных новеллах. Звук работает на атмосферу в каждой сцене и в каждой локации: в лесу безмятежно поют птицы, по мрачной пещере проносится зловещее эхо, по деревне где-то за кадром бродит домашняя живность.

Музыка в игре звучит ненавязчиво, наполняет окружение, но каких-то въедающихся в голову мотивов, как в некоторых других играх жанра, мы не запомнили. Впрочем, это ни в коем случае не является недостатком игры: аудиодорожка справляется с возложенными на неё обязанностями.

Геймплей

Нетерпеливый геймер уже строчит гневный комментарий: геймплей в визуальных новеллах, вы о чём вообще? Отвечаем: как и в любой другой игре он есть! И если некоторые геймплейные решения в The Tales of Bayun радуют, то другие вызывают вопросы.

Несущественный спойлер: в начале первой истории Ждан рассматривает карту с князем, и на каждый его вопрос имеет три варианта ответа, один из которых всегда выглядит глупым и нелепым, и если кто-нибудь из игроков его и выберет, то только шутки ради. Но если перед визитом к князю наш протагонист решил выпить водки, в этом диалоге у него будут доступны лишь эти дурацкие варианты. Отличная лекция о вреде пьянства через геймплей.

Стоит ли играть в The Tales of Bayun? Обзор визуальной новеллы

В обеих историях есть и дополнительные факторы, влияющие на события: характеристики протагониста, предметы в инвентаре, уровень здоровья Млада и т. д. И вот тут уже возникают некоторые вопросы. С одной стороны, прокачка характеристик с помощью их использования — обычное дело для многих ролевых игр. С другой, некоторые решения разработчиков выглядят сомнительными: чтобы не обидеть товарища, выбираешь мягкий вариант в потенциально конфликтной ситуации — и прокачивается Хитрость. Простите, но нежелание ссориться с другом вряд ли имеет отношение к хитрости.

Впрочем, подобных ситуаций в игре немного, а прокачка статов добавляет приятное разнообразие в историю, когда открываются и даже срабатывают довольно смелые варианты в критических ситуациях. Вознаграждённый за выбранный путь прокачки игрок остаётся доволен.

Технических проблем у The Tales of Bayun мы не обнаружили, разве что заметили пару опечаток, а в некоторых моментах с ключевым выбором игра ненадолго подтормаживает. Пожалуй, главный недостаток игры — она слишком короткая. Высокая реиграбельность частично его нивелирует: после того, как вы получите первую концовку для выбранной истории, вам наверняка захочется открыть и другие. Но когда у Кота Баюна будет припасено для вас пять или даже десять историй, игра заиграет невиданными красками.

Стоит ли играть в The Tales of Bayun?

Однозначно да, если главное для вас в играх — это интересный вариативный сюжет, приправленный качественной ручной анимацией. Мы уже сравнивали The Tales of Bayun с Ведьмаком, но напрашивается и ещё одно сравнение — игры от Telltale Games эпохи расцвета компании. Если дебютный проект FlyingDogs уже настолько хорош, стоит пожелать им лишь не снижать планку и надеяться, что они с этим справятся. От нас — уверенная рекомендация и высокая оценка.

GGSel.Net [CPS] RU
Пример HTML-страницы
Pay-day