Серия игр Just Cause – это компьютерные экшен-игры от третьего лица, которые разрабатывались компанией Avalanche Studios и выпускались Eidos Interactive. Первая игра серии Just Cause вышла 26 сентября 2006 года. Сюжет всех частей серии в чём-то схож – вы, играя за главного героя, агента ЦРУ Рико Родригеса, прибываете в страну со спецгруппой помощников для свержения тирана и диктатора. Сам игровой процесс нелинеен и предоставляет игроку свободу действий, давая при этом слегка необычное обмундирование – крюк-кошку, что считается некой изюминкой игры. Также одной из уникальных черт игрового процесса являются всевозможные трюки с использованием того самого крюка-кошки и парашюта. Например, перепрыгивания из своего автомобиля в транспорт противника, прыжки с различных утёсов и скал, притягивание себя и к себе различных предметов и многое другое.
Однако, за таким разнообразием возможных действий скрываются и небольшие минусы. Какие именно – об этом мы и постараемся рассказать в этой статье, рассмотрев каждую из частей серии немного подробнее.
Just Cause
Первая часть серии, как уже упоминалось, вышла в середине 2006-го года и ещё до выхода обещала будущему игроку широкий спектр занятий, за которыми можно нескучно провести время и огромную территорию для свободного перемещения. Главный герой оказывается на острове невероятных размеров, на котором случайным образом размещаются сюжетные и побочные миссии. Для передвижения можно использовать любое найденное транспортное средство.
В сообществе Just Cause принято сравнивать её с серией игр GTA, но с одним лишь различием – в первой части Just Cause хоть и присутствует свобода перемещения по огромному пространству, однако занятиями этот чудный мир не особо наделён. Например, вы захотите прогуляться по джунглям. И даже если кажется, что здесь можно найти какие-либо тайники, секретные места или миссии, то вы ошибаетесь. Даже тот же животный мир представлен одними лишь однотипными птицами.
Однако, стоит отдать должное проработке окружающих декораций: открытые пространства, джунгли, в которых ветки автоматически расходятся в сторону при соприкосновении с игроком, красивые водоёмы с отлично смоделированными кораллами, по которым можно проплыть на различных водных средствах передвижения, красочные закаты и рассветы, сменяющие время суток. Вся эта окружающая природа создана будто лишь для того, чтобы красочно дополнять основной сюжет, который является здесь главным достоинством. Жаль, что то же самое нельзя сказать про побочные миссии. Сторонние задания могут надоесть после первого же их прохождения, так как не рассказывают какую-либо параллельную историю и никак не дополняют сюжет и представляют собой от гонок по чекпоинтам до зачистки местных деревень, наполненных полчищами врагов.
По сюжету, главным героем игры является специальный агент ЦРУ Рико Родригес, прибывший на остров для свержения коррумпированной власти. Судя по местной технике и достопримечательностям можно предположить, что все действия происходят на Кубе, однако сам разработчик данный секрет не раскрывает. По ходу игры главный герой постоянно сталкивается и контактирует со своими напарниками. Те, в свою очередь, дают ему ценные советы и раскрывают основной смысл происходящего вокруг. Но верить в серьезное отношение этих самых напарников к общему делу не особо приходится – практически каждая кат-сцена встречает нас изображением распития увеселительных напитков или отдыхом под обогревающим солнцем. Сам же главный сюжет можно только похвалить – отлично раскрываются персонажи, а за ходом диалогов интересно наблюдать.
Геймплей в первой игре серии Just Cause также имеет свои изюминки и эти изюминки – трюки, которые может выполнять главный герой. Что примечательно, постоянные выкрутасы не надоедают со временем. Например, находясь за рулем автомобиля вы можете раскрыть парашют, от чего Рико сразу же начнёт парить в воздухе, что даёт большое пространство для различного рода веселых и эффективных манёвров. Ещё, как пример, Рико может на ходу выпрыгнуть из своего автомобиля, приземлиться на транспортное средство противника, выкинуть его из машины и самому сесть за руль. И этого кажется недостаточно? Тогда как насчёт полёта на самолёте, держась одной рукой за крыло, а другой расстреливая убегающих в страхе противников? Это и много другое может предложить игра даже самому требовательному геймеру. Единственный минус состоит в том, что сама игра не очень то мотивирует игрока пользоваться трюками, так как пройти все миссии можно без единой попытки, что довольно грустно.
И что же в итоге? А в итоге мы получаем довольно неоднозначную игру про свержение власти с красочным окружение и большим пространством для свободного перемещения, но не особо большим спектром возможностей, отличным основным сюжетом, но довольно унылыми второстепенными миссиями и увлекательным геймплеем.
Just Cause 2
Вторая часть серии игр Just Cause вышла в 2010 году на все доступные платформы, а именно Windows, PlayStation 3, Xbox 360. По сравнению с первой частью, имеет несколько отличий и улучшений. Мы так же, как и раньше, играем за агента ЦРУ Рико Родригиса, который прибыл с целью свержения диктаторства. В нашем арсенале до сих пор остаются парашют, который можно открывать в любой момент времени и сколько угодно раз и любимый крюк-кошка, но с некоторыми отличиями. Теперь есть возможность висеть на бампере автомобиля или шасси вертолёта, расстреливая попутно шайки врагов, а также сцеплять вместе два объекта или врага, что придаёт игровому процессу больше веселья и возможностей. Однако, это практически все изменения, которые произошли после выхода первой части.
В Just Cause 2 в нашем распоряжении архипелаг Панау, который разделен на несколько составных частей – труднопроходимые снежные горы, небольшое количество островов на которых располагаются небоскрёбы, связанные между собой цепью автомобильных дорог, и те самые красочные джунгли, по которым мы могли прогуляться в первой части игры.
Если рассматривать графическую составляющую игры отдельно, то можно заметить, что практически все визуальные эффекты и графика в целом стала на порядок выше, чем это было в первой части Just Cause. А именно: различные виды туч и облаков, через которые проступают яркие солнечные лучи, рассветы и закаты, сменяющие день и ночь, высокая детализированность океана с большим количеством мелких спецэффектов и легкая дымка, которая придаёт свою, уникальную атмосферу. Но хоть визуальная часть и была тщательно доработана, то по джунглям ходить всё так же не особо интересно. Если с воздуха они выглядят проработанными и интересным, то вблизи это мало похоже на правду – низкая полигонность текстур делает растения не особо правдоподобными. А чтобы процесс рассматривания текстур не стал принудительным из-за большого размера территорий, игра предоставляет геймеру большой спектр средств перемещения как по земле, так и в воздухе. Сюда входят любые возможные автомобили, самолёты, вертолёты, лодки и многое другое, за каждое из которых можно зацепиться тем самым крюком-кошкой и оказаться за рулём. С любым объектом, который движется, теперь можно взаимодействовать, что является отличием от первой части, ведь ранее летящие вдали самолёты были лишь частью интерьера.
Проведя в игре пару часов, станет казаться, что за внешнюю красоту Just Cause 2 разработчикам пришлось заплатить чем-то другим. Игровой мир не кажется живым или бурлящим. Во время долгого путешествия от одной точки до другой изредка можно встретить пару машин с врагами. Лишь время от времени может повезти и вы натолкнётесь на военный патруль, который внесёт хоть немного разнообразия.
Развлечения в свободное от выполнения миссий время тоже не особо предусмотрели. Они ограничиваются взрывом всего, что только можно найти, захватыванием новых территорий и, за счёт этого, расширением сферы влияния союзников и гонки на всевозможных средствах перемещения. Больше, к сожалению, развлечь себя нечем.
Развития способностей героя по ходу игры до сих не присутствует: у вас всё так же с самого начала в наличии парашют, крюк-кошка и умение цепляться им за всё, что только возможно. Минимально развитие всё же есть, и оно заключается в том, что при нахождении секретных бонусов и выполнении миссий вам будут открываться новые модели автомобилей и виды оружия. Приобрести их можно у стороннего агента ЦРУ, который будет прилетать на вертолёте. Оружие и автомобили можно улучшать из-за чего они перестают быть просто скучным инструментом.
В игре представлены два вида миссий: сюжетные и миссии повстанцев. Для доступа и к одним, и к другим необходимо набрать заданное количество так называемых “очков хаоса”. Для получения очков требуется взрывать всё, что кажется связанным с диктатурой. И если побочные миссии довольно скучные и в большинстве своём заключаются в перегоне автомобиля и одной точку в другую, как и в первой части игры, то вот сюжетные миссии заставят испытать неподдельные эмоции. Чего только стоит задание, связанное со спутниками, которые запускает тот самый диктатор! Основные миссии располагаются на большом расстоянии друг от друга, из-за чего вы сможете вдоволь насладиться здешними красотами, о которых рассказывалось ранее.
На суммарное прохождение игры у вас уйдёт более 20 часов. В сумме насчитывается 40 заданий, из которых сюжетных – всего лишь 10. А будут они захватывающими и интересными – зависит только от вас!
Just Cause 3
Третья по счёту игра серии Just Cause вышла в свет 11 ноября 2014 года и на данный момент доступна на всех игровых платформах, от ПК до консолей. Если две предыдущие части больше всего привлекали проделками в воздухе и выкрутасами со средствами передвижения, то сейчас разработчики немного сменили вектор и делают акцент на красоте всевозможных взрывах: машины, бензоколонки, любые резервуары с топливом. Любите наблюдать, как всё взлетает на воздух? Эта игра однозначно для вас.
Отношение к сюжету в Just Cause 3 также немного изменилось и приобрело меньшую значимость. Рико Родригесу в очередной раз необходимо спасти участок суши, а именно средиземноморское Медичи от очередного диктатора. В этот раз в роли тирана выступает Себастьяно ди Равелло. С первых минут игры становится понятно, что этот участок земли знаком Рико, так как он постоянно встречает своих друзей и знакомых, а по ходу сюжета мы временами сталкиваемся с прошлым Родригеса.
Добавилась и новая уникальная фишка – вингсьют. Он представляет собой костюм, при помощи которого главный герой может быстро перемещаться в воздухе, нажав всего одну кнопку. Старые приспособления никуда не делись. Пошарив в карманах, можно найти уже знакомые нам парашют и крюк-кошку. За счёт добавления вингсьюта, Рико может находиться в воздухе практически без остановки: оторвавшись от земли при помощи парашюта, можно зацепиться за ближайшую возвышенность крюком-кошкой, раскрыть вингсьют, улететь куда глаза глядят и так раз за разом.
Проходить задания стало сложнее, но в то же время и интереснее. Густота построек в каждой локации не позволит облететь всё одним махом, попутно уничтожая врагов. Приходится постоянно менять место зацепа, чтобы маневрировать было удобнее и эффективнее. И всё было бы замечательно, если бы не одно НО – игроку приходится постоянно сталкиваться с ограничениями: освободите четыре провинции, чтобы дальше следовать сюжету, захватите определенное количество баз, чтобы освободить данную провинцию и так далее. Ещё один минус можно обнаружить во время выполнения заданий на самих локациях. Объекты, которые необходимо найти или взорвать, обнаружить не так-то просто и порой на это уходит намного больше времени, чем на зачистку территории от неприятелей.
Одно из добавленных изменений касается живучести главного героя. Убить Рико Родригеса в этой части Just Cause теперь не особо простая задача. Только, конечно, если вы не решите проходить игру “методом лома” и не станете лезть на врагов лоб в лоб, что и сама игра не особо приветствует, даруя набор по незаметному уничтожению базы противника. Нескончаемая взрывчатка и комплект из прошлых частей серии с некоторыми дополнениями (парашюта, кошки-крюка и вингсьюта) – вот наши верные друзья.
Говоря об окружающем мире игры, можно отметить лишь пару моментов. Визуальные элементы и графическая составляющая улучшилась и стала соответствовать играм-конкурентам того же года выпуска. На территории, где происходят основные действия, довольно мало достопримечательностей. Подолгу задерживаться в одной локации становится скучным, так как разнообразием предметов игра не кишит.
Just Cause 4
Следующей и заключительной частью серии игр Just Cause является четвертая, которая вышла в конце 2018 года на все платформы – Windows, PlayStation 4 и Xbox One. На начало 2020-го года не известно, будет ли у игры продолжение или данная часть станет заключительной в серии и поставит точку в истории.
Сюжет Just Cause 4 построен вокруг климатического оружия и постепенном поиске правды об отце главного героя, которым является всё тот же Рико Родригес. Проект, которым занимался его оцет – это Проект Иллапа. Он включает в себя четыре метеорологические станции, при помощи которых можно управлять погодными условиями. Помимо личным мотивов, в сюжете также появляется очередной диктатор и ЧВК “Чёрная рука”, которым Рико будет противостоять на пути всего прохождения.
Добавлена новая изюминка игры – катаклизмы, одним из которых является торнадо. Призвание этих стихийных явлений – добавить игре немного хаоса и, иногда, помогать главному герою уничтожать вражеские сооружения. После прохождения игры нам добродушно предоставят возможность управлять погодой. Выполнен этот процесс не особо интересно и увлекательно: мы выбираем одну из нескольких отведенных территорий, на которой и начнёт происходить катастрофа. Помогает ли это нам? Не особо.
Скучные однообразные миссии из прошлых частей перекочевали и в четвертую. Всё так же приходится лениво передвигаться из одной точки в другую для того, чтобы доставить союзников в горячую точку для зачистки и, время от времени, прикрывать напарника на базе соперника, пока тот занимается своими делами. Радует в этой ситуации два момента. Первый заключается в том, что такие тоскливые задания занимают не больше трети всех миссий и помимо них нас ждём много всего интересного. Вторым плюсом является наличие ещё большего количества транспортных средств, по сравнению с прежними частями серии Just Cause. И не простых средств передвижения, а с улучшенной физикой. Разработчик игры позаботился о том, чтобы разные поверхности, по которым мы перемещаемся, чувствовались не одинаково. Например, передвигаться на спортивном автомобиле по горной дороге теперь не шибко эффективное и простое занятие. В данном случае идеальным решением будет попробовать поискать неподалёку багги, который отлично для этого подойдёт.
Вот мы, наконец, и дошли до инструментов передвижения Рико, которые стали неотъемлемой частью игры. По сравнению с третьей частью, кардинально изменился крюк-кошка – были добавлены три набора снаряжений. Один из них, как и в прошлой части, позволяет объединять два предмета в единое целое при помощи троса. Другой же, наоборот, создан для установки на него фултонов и ускорителей. Фултоны можно наполнить гелием, чтобы поднимать прицепленные предметы в воздух, и взрывоопасным газом, который сдетонирует при попадании. Ускорители выполняют свою прямую функцию и способны изменять направление. Для прокачки обоих приспособлений необходимо выполнять миссии, которые и научат с ними обращаться. Все остальные инструменты, такие как парашют и вингсьют, остались без изменений и работаю точно также, как и в предыдущих частях серии.
Миссии последней части Just Cause разделены на три ветки. Первая – самая очевидная и важная, сюжетная. В ней нам рассказывают историю диктатора и ЧВК, как ситуация стала такой, какой она является на данный момент, историю об отце Рико и его проекте. Вторая ветка – это ветка развлечений, если можно её так назвать. В ней мы будем получать задания по взрыву всего, что будет попадаться на глаза: здания, мосты, автомобили, лодки и многое другое. Последняя, третья ветка заставит немного пораскинуть мозгами. В ней мы столкнёмся с археологом Хави, который попросит помочь ему в решении древних головоломок. Данная ветка также познакомит с физикой игры и с её основными особенностями. Обязательна к прохождению если с чем-то не можете разобраться.
Одной из проблем игры является искусственный интеллект. Он довольно глуп и местами мешает адекватному прохождению. И загвоздка в том, что этим страдают не только противники, что было бы нам на руку, а ещё и собственные же союзники. Порой довольно трудно усадить напарника в автомобиль для перевозки из точки А в точку Б и это занимает немалую часть времени, которое можно было бы потратить на что-то более увлекательное. Единственные, кого не коснулась эта проблема – вражеские снайперы. Те попадут с любого расстояния и при любых погодных условиях.
С графическим оформлением игры тоже всё не так просто. По сравнению с конкурентами оно не выглядит свежо и некоторым требовательным геймерам может показаться слегка сырым. Один из недостатков является дальность прорисовки, который в определенный момент может серьезно загубить заранее придуманный план действий.
Вывод
Какие же можно подвести итоги? Серия игр Just Cause является неплохим шутером-боевиком со своими уникальными фишками, как крюк-кошка с вингсьютом, которые можно найти в каждой части, довольно интересным сюжетом про постоянное свержение диктатуры, но слегка унылыми второстепенными миссиями, неплохой графической составляющей и большим количеством объектов, с которыми можно взаимодействовать.