Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Игровые серии

В июле 2006 года, когда старые фанаты TES во всю хэйтили новенькую Oblivion, а СНГ игроки не могли дождаться постоянно переносящегося релиза Сталкера, произошло событие, во многом давшее очередной толчок к развитию хоррор игр. И хотя такое заявление, может показаться преувеличенным, индустрия тогда действительно нуждалась в катализаторе интереса к хороррам, коим и стала серия игр Penumbra.

Penumbra Tech Demo

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Сегодня «Полутень» нельзя назвать узнаваемой игрой, да и судьба серии сложилась печально. Особенно в сравнении с Амнезией и возможно не такой популярной, но уж куда более глубокой SOMA. Впрочем, большинство игравших в игру отзываются о ней позитивно. А ведь серия зародилась благодаря студентам, создавших свой первый движок и решивших испытать его, создав простенькую демку для привлечения инвесторов. И хотя до этого Томас Грип и Йенс Нильссон уже не были совсем зелёными новичками, успев поучаствовать в некоторых студенческих проектах, шведская студия Frictional Games едва ли могла рассчитывать на серьёзный успех. Ведь студия разрабатывала некоммерческую демку от которой не планировали получить ничего кроме рекламы в профессиональных кругах. Однако неожиданно финны повторили судьбу CryEngine и FarCry, выстрелив в игровом сообществе, пускай и с куда меньшими масштабами. Финнам удалось не только привлечь внимание инвесторов, но и захватить интерес значительной аудитории, которая требовала продолжения. Коммерческую версию решилась издать Lexicon Entertainment, а над проектом на старте работало всего четыре человека и только много позже к ним в штат начали добавляться фрилансеры.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Перед тем как начать рассказ о самой игре, стоит упомянуть, что название движка HPL Engine было составлено из инициалов Говарда Филлипса Лавкрафта, так что не удивительно на какой жанр ориентировалась компания. Хорошо заметно влияние и таких игровых серий как Silent Hill и Half Life. Впрочем, стоит сделать ещё одну оговорку. Компания изначально не планировала пугать игроков скримерами или разлетающимися внутренностями от убитых врагов, хоть это и было распространённой практикой в двухтысячных. Главной идеей, которая прослеживается сквозь все игры Frictional Games, является практически полная беспомощность главного героя, давящая атмосфера и сюжет, который должен захватить всё внимание пользователей.

Сюжет демоверсии во многом схож с оригинальной игрой: главный герой (пока что безымянный) после смерти матери получает загадочное письмо на свой электронный ящик. Якобы от своего отца. Всё бы ничего, да отец бросил его до рождения, и персонаж считал его давно мёртвым. Однако вместо объяснений игрок получит только новые вопросы и задание: во что бы то ни стало уничтожить содержимое ячейки. Из-за любопытства протагонист решит сначала изучить содержимое сейфа, и узнает о некоем месте в Гренландии, где может находиться его отец.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Начинается игра на корабле, где игрок собирает снаряжение и сходит на покрытые снегом просторы острова. Идея изначально обречена на провал, и игрок еле-еле успевает, спасись от настигнувшей его снежной бури в найденном люке. Как окажется позже, люк является входом в большой подземный комплекс, однако старая лестница обрушится и вернуться на поверхность прежним путём станет невозможно. Остаётся только идти вглубь таинственного подземного комплекса.

Побродив по соседним комнатам, перед игроками предстанет первая проблема – аварийное отключение электричества. И как следствие невозможность продвигаться дальше не включив запасной генератор. Так, в поисках генератора, герою предстоит исследовать подземные коммуникации и попытаться найти пароль от замка. Проникнув в единственную открытую дверь можно встретить первого противника – крылатое существо, напоминающее летучую мышь, однако названное разработчиками тараканом. О том, что существо не безобидное становится понятно сразу – повсюду кровь, а тварь имеет ряд острых клыков. Впрочем, вступать в прямой бой не придётся, ведь таракана можно убить током. Справившись с врагом, находим прибор для металлоремонта, с помощью которого можно подчинить найденный ранее ключ. Закончив, можно услышать стоны, доносящиеся из ванной. Кроме этого появляются первые признаки галлюцинаций.

Возвращаемся к запертой двери и, открыв ее ключом, под крики преследующего персонажа таракана, быстро бежим в комнату с компьютером. Получаем пароль и наконец-то возвращаемся к переходу на Уровень #2. Впрочем, здесь снова загвоздка – нужна ключ-карта. Получить её можно разрушив с помощью серной кислоты замок на шкафчике.

Уровень #2 встречает стенами обрызганными кровью, и все нехорошие предчувствия быстро подтверждаются – протагонист ловит галлюцинации и в этот момент неизвестный оглушает его ударом по голове.

Penumbra: Overture / «Пенумбра: Тёмный мир» / «Пенумбра: Истоки зла» (2007)

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Демоверсия 2006 года была на удивление тепло принята не только «людьми из индустрии» но и обычными игроками. Более того – они требовали продолжения. Окрылённая успехом компания решилась сделать свою собственную игру, однако, разбив её на 3 эпизода для поддержания интереса и получения стабильного дохода. Стоит сказать, что решение было непростым, ведь изначально движок игры был не предназначен для проектов такого масштаба, и разработчикам пришлось поработать над его усовершенствованием, прежде чем безымянный болванчик стал Филлипом, а действие игры перенесло фанатов в давно минувший 2000 год.

Да, начало истории не претерпело каких-то серьёзных изменений. Всё то же злосчастное электронное письмо, те же документы с крупицами сведений об объекте в Гренландии, и те же суровые полярные пустоши, вынудившие героя прятаться в случайно обнаруженном люке. Но вот дальше игра начала немного удивлять. Как минимум главные враги демки – тараканы, были безжалостно вырезаны разработчиками и заменены на полуразложившихся собак-мутантов, пауков и гигантских червей.

Атмосфера игры по тем временам действительно представлялась пугающей. Таинственный комплекс на безлюдном острове, тусклое освещение да звуки, заставляющие постоянно нервно оглядываться в поисках врагов. Иногда пустые локации пугали ещё больше, ведь увидев врага можно придумать план по его нейтрализации. А так, всё отчётливо кричит о необходимости в данной зоне какого-то противника, а его нет, что заставляло постоянно быть начеку.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Однако нельзя сказать, что «Полутень» была действительно страшной в привычном понимании этого слова. Нет, пользователи скорее боялись встретить этих вездесущих зомбо-собак по той причине, что встреча с ними почти всегда заканчивалась смертью. И хотя многие ругали проект за чрезмерно неудобное управление, сделано это было во много специально. Филипп – простой физик, ему страшно и он совсем не Гордон Фримен, и управляться подручными предметами и инструментом как оружием, просто не обучен. Впрочем, нужно отдать должное команде Frictional Games, которая по тем временам создала невероятную физику в игре. Практически со всеми объектами можно взаимодействовать, толкать и использовать как оружие или отвлекающий манёвр. Даже двери там можно было приоткрыть на тонкую щелочку, чтобы оценить ситуацию в соседней комнате, просто зажав ЛКМ и легонько ведя мышью. И пускай только ленивый не костерил управление в Пенумбре, именно это сделало её эталоном хоррора-выживалки тех лет. В совокупности с атмосферой замкнутого пространства, подкрадывающимися собаками и шорохами за спиной, естественно. Также не стоит сбрасывать со счетов и ощущение загадки, таинственности, которой окутана игра, ведь информация выдаётся такими крохами, что даже к концу первой части понять, что там происходит очень непросто.

Интересно, что разработчики решили полностью отказаться от огнестрельного оружия. Этот факт невероятно раздражал, ведь без привычного огнестрела игроки чувствовали себя неуютно. Кроме того, пробираясь в глубины комплекса и встречая всё больше местной живности персонаж оставался всё таким же беззащитным – никаких поблажек вплоть до конца. Геймплей вообще своеобразная фишка данной игры – его любят за уникальность и революционность (переход квестов от кликай и делай до полноценного взаимодействия), например все игравшие помнят, как приходилось вращать мышкой, дабы провернуть вентиль, и не привлечь внимание врагов (похожее много позже было реализовано в Dishonored 2, SOMA и других известных проектах). Но большому числу игроков пришлось не по душе именно управление. Боевая система – есть, враги – есть, так почему же надо прятаться? Собственно сам автор данной статьи принадлежал к тем, кто долго и упорно выбивал всех врагов, а потом со спокойной душой исследовал каждый метр поземной станции.

Также финны, кажется, были одними из первых, кто подошёл к вопросу освещения не банально и с чувством. Они предоставили не только базовый фонарь, да и тот на батарейках, которые вечно садятся, но добавили также химические источники света и фаеры. Уровни, окрашенные зелёным тусклым или красным светом, выглядели совсем иначе и заставляли, правда, поверить в происходящее. К слову, финны относились к освещению более чем серьезно, настоятельно рекомендуя выставлять наименьшую яркость, на которой происходящее на экране действительно было покрыто мраком.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Очнувшись в шахте и немного продвинувшись вглубь, игроки смогут найти рацию и выйти на связь с главным второстепенным персонажем игры – Рыжим. Парень один из шахтёров, которому посчастливилось выжить. И хотя он и явно не в себе, это общение по рации с живым человеком, позволит хорошо почувствовать всё давление одиночества. Рыжий говорит, что знал отца Филиппа и просит отыскать его, ведь он столько времени провёл под землёй.

В поисках шахтёра персонажу придётся разгадывать, в общем-то, несложные, но порой неочевидные загадки. Собирать предметы и действовать тихо. Ведь повсюду рыскают мутировавшие псы, коих можно отвлечь вяленым мясом или же убить. А вот убежать от преследования практически невозможно – несмотря на внешний вид собаки очень быстры и могут призывать своих сородичей.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Чуть позже в катакомбах можно встретить пауков. Их невозможно обойти, а потому придётся быстро пробегать мимо, заслепив их фонарём. В самом конце можно увидеть настоящего Голиафа данной игры, с которым невозможно сражаться, а можно лишь убегать – гигантским червём. К слову, многие ходы были прорыты именно этими существами.

Из газетных заметок, записок и электронных писем можно узнать (если быть внимательным и банально не пропустить их) о назначении объекта. Так, некая группа учёных, занималась неофициальными тайными исследованиями различных явлений, среди которых и аномальные. Впрочем, информация подаётся очень обрывчато и скудно, а потому ясно только, что в Гренландии был научный комплекс, а потом случилось какое-то событие, заставившее работников в спешки покинуть остров, а остальных умереть.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Развязка первой части чрезвычайно предстаёт весьма драматично, хотя всё указывало на обратное. Отыскав таки Рыжего, настоящее имя, которого Том Редвуд, Филлип узнает, что его обманывали. Том не знает ничего об отце героя и врал ему только потому, что отвык от общения. Кстати, отыскав одну из записок в комнатах персонала, можно узнать, что Рыжий живёт здесь один с четырнадцати лет. Неудивительно, что парень потерял рассудок, ведь помимо одиночества он вынужден был, есть крыс и даже пробовал ловить пауков.

Встретившись, шахтёр просит игрока об одолжении. Убить его. Уговорить парня выйти из огромной промышленной печи не получится и единственный вариант это исполнить его волю. Убив единственного друга и помощника в этом кромешном аду. После можно увидеть в печи горстку пепла и ключ от «Убежища». Спустившись ниже, герой замечает неясный человеческий силуэт, однако в этот момент гаснет свет и протагонист падает без сознания, получив по голове от незнакомца.

Penumbra: Black Plague / Пенумбра 2. Дневники мертвецов (2008)

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Приняв во внимание негативные отзывы – все как один хающие боевую систему разработчики сделали неожиданное – убрали её совсем. Собственно за такой подход финнам стоит сказать отдельное «спасибо», ведь они наконец-то придумали, как донести идею до игроков при этом избежав гневных отзывов. Отныне Филипп мог разве что оглушить врага. Неудобно? Да! Но игроки наконец-то смогли почувствовать себя не просто на прогулке в закрытом комплексе, а в настоящей ловушке, выйти из которой можно только используя смекалку, а не силу.

Из-за этого пришлось отказаться от привычных врагов. Пауков и быстрых (слишком быстрых) собак заменили на куда более медленных мутировавших людей. Отныне, игрокам приходилось постоянно таиться в тени и избегать любых стычек, а при обнаружении удирать от преследования. Хотя, стоит признать, что ИИ врагов иногда вёл себя крайне глупо, не замечая Филиппа под носом, но ведь эта проблема присутствует, и по сей день, так что нет смысла ругать проект 2008 года. Также компания сменила издателя, коей стала небезызвестная Paradox Interactive.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Начинается завязка снова с письма. На этот раз уже от Филиппа к безымянному другу. Манера повествования представляется в виде воспоминаний, словно протагонист пересказывает уже произошедшую историю своему собеседнику.

Очнувшись от оглушения, игроки обнаружат себя запертыми в комнате. Неизвестного, чей силуэт привлёк внимание героя в конце первой части, как и того кто оглушил нас, рядом нет, а потому предстоит выбираться из ловушки. Благо рядом есть вентиляционная шахта ведущая прямиком в «Убежище», более известное русскоязычным геймерам как «Станция Мануик».

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Кроме полного физического бессилия (оружия то так и нет), персонаж начал испытывать ощутимые проблемы с психикой, раз, за разом проваливаясь в галлюцинации. Здесь можно увидеть знакомый по Overture корабль, сцену с гигантским червём и различные голоса. Один из которых, чуть позже, оформится в разумную сущность и назовётся Кевином.

Продвигаясь по лаборатории, протагонист отыщет комнату учёного, где с ним на связь выйдет Амабель Свансон. Женщина просит о помощи, так как попала в ловушку и долгое время находится в комплексе. Отправившись на её поиски, становится ясно, что герой заражён вирусом. Более того – Кевин всё больше и больше руководит действиями тела, подавляя волю Филиппа.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Добравшись до библиотеки, попутно разобравшись с учёным и впервые сразив червя, неожиданно предстанет разгадка о судьбе отца. Так, мужчина погиб, однако рядом с ним можно отыскать сведения о таинственной гробнице Туурнгайт. Кевин не упустит возможности поддеть игроков, выдав очередную едкую шуточку.

Проникнув на станцию Мануик, пользователи встретят ту самую Амабель Свансон. В этот момент вирус начинает прогрессировать и заставлять Филиппа убить Амабель. Понимая, что времени не так много, герой решает найти способ излечиться от заразы и снова ловит галлюцинацию. Создав вакцину из собранных ингредиентов, ему удаётся избавиться от Кевина, но тот не сдаётся и завладевает другим телом. В этот момент протагониста спасает Туурнгайт, фактически прекращая физическое существование Кевина.

Отвлёкшись от повествования, стоит сказать, что Кевин – разумный вирус, а Туурнгайт по факту является его прародителем. Именно Кевин был тем вирусом, который заразил персонал станции Мануик. Также его можно рассматривать как главного антагониста игры, ведь он практически всё время мешал и всячески пытался навредить Филиппу. А перечень его способностей поражает от банального сарказма не дающего сосредоточиться, до создания крайне реалистичных галлюцинаций (после того как он добрался до зрительных нервов), управления телом и даже призывом мутантов. Однако вся агрессивность вируса тут же гаснет, как только он понимает, что герой готовиться изгнать его. Он тут же начинает молить не убивать его, однако даже несмотря на то, что он является абсолютным вирусом, способным полностью встраиваться в заражённое тело, достичь своей цели не сумел. Интересно, что Кевин сам выбрал себе имя, анализируя память своего носителя и достигнув воспоминаний о фильме «Телохранитель». Одна из наиболее колких шуток связана с этим моментом, ведь как сказал Кевин он тоже в какой-то степени ангел-хранитель главного героя, намекая на их неразрывную связь.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Кроме этого Рыжий и Кевин являются своеобразными поводырями главного героя. Однако если первый просто впал отчаяние от одиночества, то второй люто ненавидит людей, презрительно называя их мартышками и амёбами. Рыжий же, считал Филиппа другом, хоть и использовал в своих целях, но старался не причинять вреда.

Туурнгайт не просто так спасает героя. Он нужен ему, однако сначала нужно пройти испытание. Необходимо проявить не только смекалку и принять очень нестандартные решения, доказав, что он не такой как все и видит истинный, философский смысл ситуаций.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Закончив с испытаниями, древнее существо расскажет, что люди отыскали его гробницу и создали тут научный центр, в попытках обрести его силу. Для их же безопасности древний просит протагониста оградить его от людей, ведь это повлечёт за огромные проблемы. Впрочем, выбора то у героя особо и нет – ведь он см заражен, и его планы во многом совпадают с древним.

В конце можно услышать, как Филипп пишет письмо проговорив: «Убить их. Всех убить». Таким образом, он снова доказывает правоту выбора Туурнгайт, ведь решение убить всех обитателей станции Мануик является единственно верным. Только так можно спасти внешний мир не только от заразы, но и тьмы других миров. Самопожертвование ради общего блага как заключительная часть испытания.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Несмотря на непродолжительность, а «Дневники мертвецов» были существенно короче оригинала, и проходились за неполные 4 часа, часть по праву считается лучшей в серии. Переработанная камера, уже не такая неудобная, акцент на скрытность, интересный сюжет и атмосфера беспомощности, дополненная всё усиливающимся безумием – вот то, чего так ждали и наконец-то получили фанаты.

Penumbra: Requiem / Пенумбра 3. Реквием (2008)

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Любили ли финны своё детище? Очевидно, да. Старались ли они сделать его лучше? Здесь не поспоришь. Но вот желание выпустить финальную часть как можно быстрее, существенно сказалось мало того что на продолжительности игры, но и на качестве. Что и не удивительно: продолжение вышло в том же году, всего через 9 месяцев. И хотя, стоит признать, что у таких коротких сроков есть и определённые факторы. Как минимум студия стала узнаваемой, а многие декорации новой игры, были переработаны и вставлены в «Реквием». Сделано это было, чтобы у игроков возникало стойкое чувство того, что они уже тут были, но всё же с определёнными отличиями, не зря же уровень безумия здесь просто зашкаливает.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Изменения коснулись и геймплея. Так, бросается в глаза переработанная система инвентаря, в который теперь можно положить только обезболивающие да фонарь с фаерами. Остальные объекты приходится перемещать именно что «ручками», пронося через уровни. К слову, снова вспоминается Half-Life 2. Информации в блокноте тоже поубавилось, зато теперь предельно ясно, сколько ключей необходимо отыскать для доступа к следующей локации. Расположение шаров-ключей обычное для подобных игр – труднодоступное место, иногда скрытое за какой-то головоломкой. Впрочем, количество последних существенно поубавилось, так как серия решила отойти от квестовых составляющих в угоду выживалок.

Что касается сюжета, то повествование продолжается практически через мгновение после конца «Дневников мертвецов». Филипп заканчивает письмо с пугающим требованием уничтожить всех, кто причастен к станции Мануик. И его снова оглушает неизвестный.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Очнувшись в гробнице, игроки смогут почувствовать, что всё это они уже видели – комнаты, переходы, лестницы и даже некоторые действия предстоит сделать снова. Так, придётся поискать дверь с пока неактивным порталом и, необходимую запчасть, после чего активировать уступы камнями. Далее необходимо пройти испытания, попутно находя записи Элоффа Карпентера проливающие свет на происходящее.

И вот настанет момент, когда Филипп сможет услышать голос Возвышенного, прямо у себя в голове. Но перед этим немного о личности этого, персонажа. Элойзей был не просто учёным – это человек, который полностью познал тайны Туурнгайте. Он знает, что именно последний наслал на станцию чуму и, что более важно, знает, как остановить распространение заразы. Известно, что учёный был членом некоей Касты и всячески пытался помочь людям, запертым в карантинных частях станции, пока его самого не словили мутанты и не заперли в камере. В Black Plague можно отыскать его записи на кассетах, оставленные непосредственно перед появлением монстров. К сожалению, он не успел рассказать всё, что знает. В камере мужчина, получивший множественные травмы, впадает в кому и оказывается в таинственном месте. Карпентер тщетно пытается найти выход и, даже общается с Рыжим, однако его труды не приносят плодов. Чуть позже он оказывается у большой печи или же мусоросжигателя, но не желает мириться со своей участью и не принимает смерть. Таким образом, он навечно оказывается в мире, за границами реального пространства.

Филипп же, пройдя все испытания и оставшись не только живым, но и при относительно здравом уме, также просыпается в этом таинственном месте. Находя записки Элойзея, герой слышит голос, который говорит ему, что некий безумец предлагал ему умереть, но тот отказался. Теперь же, его собственная жизнь ему не подвластная и он предостерегает протагониста не повторять своих ошибок. Аргументируя, что он находится в месте, где всегда темнота и из которого нет выхода. В этот момент игра позволяет ненадолго посмотреть глазами Возвышенного.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Том, он же Рыжий, снова связывается с Филиппом и обещает ему спасение, разорвав круг вечного безумия. Обессиленный, и уже не отдающий себе отчёта о творящемся вокруг, протагонист находит Тома у крематория. Да, это именно та комната, в которой Редвуд погиб в Overture. Мужчина предлагает войти к нему и получить единственный шанс на спасение – умереть, сгорев заживо. Далее следует жуткий крик, кривоватая анимация огня и титры, а игроки смогут наблюдать беспомощного Филиппа, который в реальности находится в комнате с компьютером и медленно умирает. Вероятно, приняв решение умереть вместе с Рыжим, герой обрёк себя на реальную смерть и в настоящем измерении. Не зря же Туургвайт акцентировал внимание на том, что испытания смогут пройти лишь те, кто смотрит на мир иначе.

Впрочем, у игры есть и относительно хорошая концовка. Для этого необходимо отклонить предложение Рыжего и покинуть комнату через находящуюся за спиной дверь. Как ни странно, но герой очнётся в месте, с которого всё началось – в своей каюте на корабле. Можно было бы предположить, что ничего из предыдущих частей игры не происходило и это просто плод воображения героя, однако на стене висит картина, которой не может быть, если всё произошедшее всего лишь дурной сон.

Споры о том, выжил ли Филлип или это очередная предсмертная галлюцинация едва ли когда-то придут к логическому концу, ведь разработчики намеренно использовали такую манеру подачи, что игрокам самим предстоит решить, что же с ними происходило, и какой конец заслужил Филипп.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Есть один интересный факт. В «Пенумбра 2. Дневники мертвецов» можно найти данные о вирусе, поразившем станцию Мануик (после встречи с Амабель Свансон). Из них становится известно, как себя проявляет и развивается вирус. И один из финальных, смертельных, неизлечимых симптомов – ощущение дежавю. Причем воспоминания обязательно связанны с вирусом и могут включать в себя места и людей, которые имеют к нему хоть малейшее отношение. Исходя из этого, можно сделать осторожное предположение, что Филипп так и не выбрался на поверхность или же наоборот – действительно вернулся на корабль, но при этом он заражение перешло точку невозврата и всё происходящее то самое дежавю, воспоминания из прошлого, предшествующие смерти.

Penumbra: Necrologue / Пенумбра 4. Некролог (2015)

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Разумеется, такой подход разработчиков к повествованию не то что бы разочаровал поклонников, скорее они остались голодными, не насытившись этой историей сполна. И «накормить» всех желающих был призван неофициальный мод Penumbra: Necrologue, вышедший в 2015 году на базе другой игры Frictional Games – не менее известной «Амнезии». А конкретно – Amnesia: The Dark Descent. Именно эта игра обязательно нужна для установки бесплатного мода с цифровых площадок как Steam.

Начать стоит с геймплея. Его изменили, но не существенно, убрав Рассудок (шкала, из-за которой герой в Амнезии мог просто сойти с ума) и заменив масляный фонарь на канонический электрический. Также были переработаны некоторые объекты, часть была добавлена из Penumbra: Black Plague, но появились и новые враги.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Несмотря на то, что разработкой занимались фанаты, игра получилось гораздо атмосфернее и даже более пугающей, чем оригинал. Заметно, что разработчики полностью отдались своей работе – практически все отзывы на «Некролог» кричали о высоком качестве проработки уровней, словно это официальное продолжение или переосмысление серии. Что и говорить, если даже на консервных банках можно встретить этикетки «Дядя Ктулху», что прямо отсылает к произведениям Лавкрафта, которыми и вдохновлялись финны. Такие мелочи и делают атмосферу.

Отдельного «спасибо» CounterCurrent Games удосужились от русскоговорящего сообщества, сделав действительно качественную озвучку. Более того – это те же актёры озвучивания, что и в прошлых частях, что только добавляет веса работе компании.

А что с сюжетом? Здесь всё просто и так, как и должно быть. История продолжается после «Дневников мертвецов» игнорируя «Реквием». Филипп просыпается и понимает, что вакцина не смогла излечить его. Кевин всё также находится в его сознании и быстро прогрессирует. Правда, в этот раз незваный гость не горит желанием убить своего носителя, а наоборот предлагает ему продолжить поиски выхода.

В этот момент можно услышать голос Амабель Свансон из голосового чата. Как оказалось она не только жива, но и никогда не встречалась с Филиппом, покинув кабинет до его появления. Кевин признается, что это его проделки и герой убил учёную лишь в своих галлюцинациях.

Девушка же говорит, что на станцию наконец-то было отправлено подкрепление, так как кому-то удалось послать сигнал бедствия и связаться с командованием. Теперь протагонисту предстоит добраться до точки эвакуации, попутно не потерев рассудок и излечившись от болезни.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Некролог стала той самой вишенкой, которая должна была украсить детище Frictional Games. Пускай и созданное любителями и фанатами серии. Пускай и с множеством багов и устаревшей графикой. Но зато с великолепной атмосферой, качественной одухотворённой русской локализацией и, что самое главное полноценным завершением, которое по хронометражу переплюнуло официальные игры. Разумеется, у «Некролога» нашлось и немало хейтеров, однако данный мод сумел поставить хорошо различимую точку в истории и это его главная заслуга.

Penumbra 5: Twilight of the Archaic / Пенумбра 5. Сумерки Древних (2015)

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Это первое из двух неофициальных дополнений к «Некрологу», призванное прояснить, что же случилось на станции Мануик. Пользователям предстоит взять, подл своё управление девушку-учёную Амабель Свансон и продвигаться по сюжету параллельно событиям второй части и «Некролога». Дополнение также работает в связке с «Амнезией» и может похвастаться хорошей продолжительность, за что многие назвали его затянутым. Игрокам снова предстоит разгадывать загадки и ходить в потёмках, никуда не исчезли и фирменные «вырубания» главных героев перед каким-то важным сюжетным поворотом.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Как итог, пройдя через ужасы Мануика, Амабель будет обманута вирусом и в итоге поможет ему сбежать, проникнув во внешний мир. Сама же Амабель останется в подземелье, так что теория о том, что её фамилию можно перевести как «лебединая песня» (Swanson созвучно с swan song) выглядит вполне разумно и печально. Ведь девушке всего 25 лет, она достаточно умна, так как смогла разработать вакцину, и сильна – её не сломило долгое одиночество. Даже появление Филиппа не заставило её окончательно свихнуться, а лишь внесло кратковременное помутнение рассудка. В общем и целом девушка вполне могла бы вернуться к нормальной жизни, если бы не проклятый Мануик.

Пенумбра: Пленник Судьбы. Демо версия (2018)

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Это дополнение должно стать последним в мире «Пенумбры» и повествует оно об одном из самых любимых персонажей серии – 14-летнем шахтёре-мальчишке Рыжем, волею судьбы, оказавшемуся единственным кто выжил в холодных шахтах Гренландии. Этот парень комок противоречий – от спасительного голоса из рации в «Полутени», до смерти во плоти в «Реквием». И всё же он тот, к кому игроки будут неизменно стремиться, как мотыльки к свету. К сожалению, интриги о том, как сложится судьба Томаса, нет. Все поклонники серии знают, что он встретит смерть в крематории. Однако его путь и долгие годы одиночества остаются загадкой, которую и призвано решить дополнение «Пенумбра: Пленник Судьбы», ведь все события разворачивают до приезда Филиппа.

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

Стоит сказать, что Демо-версия игры создана на базе Амнезии, однако полноценная игра строится уже на базе более нового творения Frictional Games – хоррора про подводную станцию SOMA.

Итоги

Серия игр Penumbra – все игры серии по порядку выхода

История «Пенумбры» закончилась, пускай и со значительной помощью фанатов серии. Хотя всё также остаётся множество вопросов один из главных, а что случилось с миром, куда попал вирус? Происходили ли вообще события «Пенумбры» или это просто видения убитого горем после смерти матери Филиппа? Впрочем, как становится ясно из дополнений и многочисленных отсылок, конец серии просто не может быть хорошим, ведь люди вторглись в мир, который не понимают. И он несёт вечные страдания каждому, кто с ним взаимодействует или же обрекает на смерть как Тома, Анабель и Филиппа. Впрочем, если ограничиться только официальными частями, то каждый игрок вполне может сам додумать какая концовка у всего этого безумия и есть ли она вообще.