Серия игр Sonic: её история и не только

МТС Оплата [CPS] RU

Как вышло, что неутомимый и самоуверенный ёж стал одним из самых известных и популярных персонажей не только в играх, но и в массовой культуре вообще? Почему его иголки синего цвета? Какое отношение он имеет к гонкам Формула-1? И, наконец, причём здесь хоррор?

Серия игр Sonic

Мы не стали описывать все игры серии Sonic The Hedgehog в хронологическом порядке (их слишком много и далеко не все стоят вашего внимания, выбрали лучшие игры про Соника). Запасайтесь чаем, мы отправляемся в сверхзвуковое путешествие по серии игр Sonic, и впереди вас ждёт много интересного!

Как появился Соник?

Конец 80-х. Маркетологи из Sega встревожены не на шутку: надо как-то выигрывать конкуренцию с Nintendo, но все предлагаемые идеи не работают. Секрет успеха конкурентов лежит на поверхности: удачный и запоминающийся образ усатого водопроводчика Марио продвигает их консоли лучше любой самой изощрённой рекламы. А значит, у Sega тоже должен быть свой маскот.

Алекс Кидд, бывший лицом одноимённой серии игр на Sega — маскот так себе. Слишком уж напоминает версию Марио для бедных, молодую и без усов. Нужен яркий, дерзкий персонаж, способный обогнать итальянского водопроводчика! Обогнать… А это идея!

Главным референсом становится Микки Маус — самый узнаваемый анимационный персонаж в мире. Художники берутся за работу и предлагают разные варианты. Кролик? Нет, все будут сравнивать его с Багзом Банни, нужно что-то более оригинальное. Белка-летяга? Сомнительно. Кенгуру? Уже неплохо, но вы представляете, как потом анимировать его движения с мощностями из прошлого века. Нужны простые формы, например, шар… А кто умеет сворачиваться в шар? Ёж! Гениально, премию этому автору, а теперь все — работать! Автором, кстати, стал художник Наото Осима, которого теперь фанаты уважительно называют отцом Соника.

Это, конечно, не точная стенограмма совещания в штаб-квартире Sega, но рождение Соника произошло примерно так. Впрочем, на первых эскизах он был мало похож на того синего ежа, которого мы знаем, да и звали его труднопроизносимым именем Мистер Харинэдзуми, а на гайдзинском — Мистер Нидлмаус. Быстренько сообразив, что это не самое удачное имя, персонажа быстро переименовали в Соника.

Но почему Соник синий?

Изначально Соник был коричневым, как и все его родственники-ежи. Но руководство компании хотело, чтобы его цвет совпадал с цветом логотипа компании — синим. Ежа перекрасили и даже придумали этому цвету обоснование: иглы Соника посинели, когда он первый раз преодолел звуковой барьер.

Первое появление

Нет, впервые наш герой появился вовсе не в Sonic the Hedgehog 1991 года, как вы могли предположить, а годом раньше в аркадных гонках Rad Mobile. И если вы подумали, что сверхзвуковой ёж соревновался в скорости с гоночными болидами, увы, всё куда прозаичнее: Соник просто висел на зеркале заднего вида в виде игрушки-сувенира. Не самая престижная работа, но все мы с чего-то начинали, верно?

Но самостоятельный дебют Соника не заставил себя долго ждать…

Sonic the Hedgehog (1991)

Заглавная игра серии сразу же стала хитом. Этот головокружительный платформер мгновенно покорил все игровые топы и получил всеобщую славу и одобрение как от игровых критиков, так и от рядовых геймеров. Именно здесь появились все узнаваемые элементы, которые в будущем станут неотъемлемой частью любой игры про Соника.

Sonic the Hedgehog 1991

Во-первых, ёж демонстрирует фантастическую скорость. Если игроку удаётся следовать по маршруту, избегая препятствий, уровень можно пролететь за какие-то секунды. Удивительная отзывчивость управления и ощущение скорости — это заслуга главного программиста игры по имени Юдзи Нака. Именно он придумал алгоритм, позволяющий спрайту плавно передвигаться по извилистому маршруту, который может включать в себя горки, мёртвые петли и другие уже привычные для поклонников серии элементы.

Во-вторых, золотые кольца, которые собирает Соник, стали заменой уровня здоровья. Получив урон, ёж теряет все кольца, и на некоторое время становится неуязвимым. Часть рассыпавшихся колец можно сразу же подобрать, тем самым получив ещё одно право на ошибку. Если же у Соника нет колец, то любой урон станет для него смертельным. Эта механика в дальнейшем перекочует и в другие игры о Сонике.

В-третьих, как и Марио, Соник использует своё тело, как оружие. Для этого ему нужно свернуться в ощетинившийся иглами шар и протаранить врага. Большинство противников на уровнях побеждаются этим нехитрым приёмом, но есть и те, кто способен выдержать удар и даже нанести герою урон, когда он в форме шара. Простота управления вовсе не означает простоту геймплея.

Главным противником Соника с первой же сольной игры стал доктор Эггман, также известный как доктор Айво Роботник, гениальный, но безумный учёный, который мечтает захватить власть над планетой и превратить всех живых существ в роботов, исполняющих только ему понятный план строительства идеального мира. Путаница в именах антагониста была разрешена Юдзи Накой, который объяснил в интервью, что Роботник — настоящая фамилия злодея, когда как Эггман — прозвище, которое он получил за яйцеобразную форму тела.

Кстати, изначально по игровому лору Роботника звали Ови Кинтобор, он дружил с Соником и пытался создать непреодолимую защиту для их родной планеты Мобиус с помощью науки и магии, но неудачный эксперимент свёл его с ума, после чего он перевернул свою фамилию и зациклился на идее «идеального мира» с собой во главе.

Эггман является боссом каждого игрового уровня в Sonic the Hedgehog, но никогда не вступает в бой самостоятельно, а использует для этого разнообразные механизмы, которыми управляет из кабины-капсулы. В случае победы ежа в ней он и эвакуируется, чтобы придумать очередную вундервафлю для следующего уровня.

Сами уровни представляли собой разнообразные локации, от покрытых растительностью Зелёных Холмов до зловещих фабрик доктор Эггмана. Несмотря на скорость, с которой игрок пролетает уровни, у игрока было время полюбоваться их великолепным для своего времени графическим исполнением и, конечно же, насладиться незабываемой музыкой Масато Накамуры.

Интересный факт: В природе ежи плавают отлично, но Юдзи Наки об этом не знал. По этой причине под водой Соник сразу же теряет скорость и вынужден искать пузырьки воздуха, чтобы не утонуть.

Ошеломляющий успех Соника позволил Sega создать целую игровую серию, вторая часть которой вышла уже через год.

Sonic the Hedgehog 2

Сиквел Соника закрепил успех первой части. К Сонику в его приключениях присоединился верный друг и напарник — двухвостый лисёнок Тейлз. Вместе они противостоят доктору Роботнику, пытающемуся собрать Изумруды Хаоса — местный аналог Камней Бесконечности от Marvel, обладающий непостижимой силой.

Sonic the Hedgehog 2

Поняв, что дизайн уровней под скоростное прохождение — очень привлекательное для геймеров изобретение, команда разработчиков уделила ему особое внимание. Каждый уровень содержит множество альтернативных маршрутов, ускоряющих его прохождение или открывающих путь к разнообразным бонусам.

Соник получил в распоряжение свою сигнатурную способность spin dash, позволяющую свернуться в клубок и, разогнавшись на месте, рвануть вперёд сразу с высокой скоростью, но в остальном механики игры не изменились. Средства борьбы с противниками остались теми же, в арсенале Роботника появились новые машины на слом, а кольца по-прежнему давали защиту от случайного урона.

Отличным нововведением второй части стал мультиплеер. Теперь второй игрок мог управлять Тейлзом, и игру можно было проходить вместе. Правда, Тейлз играл роль второстепенного персонажа: в центре оставался Соник, и в случае его поражения уровень приходилось начинать с начала, даже если Тейлз был ещё в строю. Зато появились «гоночные» уровни, в которых нет боссов, а Соник и Тейлз соревнуются в скорости их прохождения в режиме split screeen.

Если над первой игрой серии работало всего семь человек, то над второй — международная команда, к которой присоединились американские художники и разработчики. Не обошлось и без внутренних проблем: Юдзи Нака, не получивший от руководства никакого одобрения за проделанную работу, ушёл из Sonic Team в американское подразделение Sega Technical Institute, прихватив с собой часть старой команды. Впрочем, успеху игры это никак не повредила: свой долг перед персонажем Нака выполнил до конца, а в дальнейшем работал и над третьей частью.

После выхода Sonic 2 Sega стала лидером среди игровых консолей, отжав у Nintendo и конкурентов примерно 65% рынка. Соник стал всеобщим любимцем: статистика показывала, что синий ёжик стал более узнаваемым персонажем среди детей, чем его прообраз — Микки Маус. Да ещё и Формулу-1 выигрывает гонщик команды Williams Ален Прост, на шлеме и болиде которого красовался наш герой. Но счастье было недолгим, ведь уже в скором времени Sony выпускает свою PlayStation, конкурировать с которой Sega оказалась не в состоянии.

Sonic the Hedgehog Chaos

Об этой игре мало кто слышал у нас, ведь она вышла на 8-битных консолях Game Gear и Master System, не получивших широкого распространения в странах СНГ. Зато эту игру отлично знают бразильцы, где Master System производится до сих пор и не теряет популярности, из-за чего эта консоль считается самой долгоживущей в мире.

Sonic the Hedgehog Chaos

Sonic the Hedgehog Chaos — это типичный платформер в духе серии, и при этом первая игра, в которой Тейлз стал полноценным играбельным персонажем, а не просто напарником главного героя для второго игрока. Геймплей за Соника и Тейлза отличается, они имеют разные способности и приёмы. Позднее игра стала известна как Sonic&Tails и обрела несколько продолжений на портативных консолях.

Sonic the Hedgehog CD

Пока Юдзи Нака работал с американцами, японское подразделение Sonic Team под руководством создателя Соника Наото Осимы разрабатывало игру, о которой у нас в стране известно мало. И не удивительно: она вышла на  приставке Sega Mega-CD, не получившей у нас широкого распространения и просуществовавшей всего три года. Тем не менее, для этой платформы Sonic CD стал лучшей игрой по мнению критиков. А ещё это первая игра про Соника, в которой все персонажи были озвучены!

Sonic the Hedgehog CD

По сюжету доктор Роботник обнаруживает некие Камни Времени, которые, что понятно из названия, позволяют управлять временем. Располагаются они на Маленькой Планете, которую безумный учёный сразу же пытается захватить и превратить в свою базу операций. Но синий ёж снова ломает все его планы.

В Sonic CD активную роль играет Metal Sonic, робот, созданный Эггманом по образу и подобию своего главного врага. Во второй части такой робот уже был одним из финальных боссов, но имел другой дизайн. Также здесь появляется Эми Роуз, весёлая и гиперактивная розовая ежиха, которую Соник спасает от своего робо-двойника, после чего она становится его любовным интересом. Или, если быть точнее, Соник становится её любовным интересом, чему он далеко не всегда рад.

Игра не отходит от уже привычного двумерного платформера, но добавляет механику перемещения во времени, позволяющую с помощью определенных табличек, расположенных на уровнях и отправляющих героя либо в прошлое, либо в будущее. И, что довольно необычно, будущее может быть как хорошим, так и плохим, в зависимости от действий Соника.

Если вы пропустили эту игру, не переживайте: искать для этого консоль 1993 года не придётся. Игра пережила Sega CD и в дальнейшем получила множество переизданий.

Sonic 3, Sonic & Knuckles

Для полного комплекта во вселенной Соника не хватает только полноценного антигероя, и в 1994 году выходит сразу две игры, в которых он появляется. Ехидна Наклз — прямая противоположность Сонику: он всегда серьёзен и прямолинеет, из-за чего одинок. Проблемы Наклз чаще всего решает силой, что не удивительно — он самый сильный персонаж в этой вселенной, как и положено хранителю Мастер Изумруда. Наклз по наивности становится помощником хитроумного доктора Роботника и противостоит Сонику, но в дальнейшем понимает, что им манипулируют.

Sonic & Knuckles

Sonic 3 и Sonic & Knuckles изначально были запланированы как одна игра, которая в итоге была разделена на две в лучших традициях современных кинофраншиз. Обе игры жанрово остаются двумерными платформерами и используют уже доведённые до совершенства механики предыдущих частей. Выделяется разве что Наклз, которому разработчики добавили индивидуальные механики. Также в Sonic&Knuckles впервые в серии сюжет перестаёт быть линейным: концовка зависит от выбора, сделанного игроком в середине игры.

Интересный факт: в альфа-версии Sonic 3 Наклз был зелёным, но фокус-группа не оценила этот цвет, и его перекрасили в красный.

Sonic 3 стал одной из самых продаваемых игр на Sega Mega Drive, и по мнению многих критиков это лучшая игра с участием Соника за всю историю серии, которая в дальнейшем неоднократно переиздавалась. Правда, и здесь не обошлось без проблем: Масато Накамура захотел слишком большой гонорар за саундтрек к третьей части, и Sega решили распрощаться с композитором. На этом посту его заменил… Майкл Джексон.

Невероятно, но факт — король поп-музыки был большим фанатом Соника и счёл за честь возможность написать саундтрек к новой части игры. По заявлениям разработчиков это был самый лучший саундтрек всех времён, вот только мы его никогда не услышим. В 1993 году произошёл всем известный скандал: Джексона обвинили в растлении несовершеннолетних, и руководство Sega решило отказаться от сотрудничества с ним. Однако, некоторые наработки Джексона в игре всё-таки остались: это музыкальная тема Наклза с голосовыми сэмплами самого Майкла. Да и если сравнить финальную тему игры с песней Stranger in Moscow, вышедшей три года спустя, сходство трудно не заметить. Но финальный саундтрек написали композиторы Говард Дроссин и Джун Сэноуэ.

Sonic&Knuckles же отметился технологией Lock-On, позволявшей соединить картридж игры с картриджем любой другой предыдущей части серии. В случае с Sonic 3 это давало возможность пройти ту самую огромную игру, изначально запланированную разработчиками, первая и вторая части же получали Наклза в качестве играбельного персонажа. Эту игру тоже ожидали восторженные отзывы и всеобщее признание.

Эту серию игр принято называть классическими. После этого пришло время 3D.

Sonic на Sega Dreamcast

Третье измерение повсеместно появляется в играх, а новые консоли вынуждены конкурировать с PlayStation. В 1998 году на Sega Dreamcast выходит первая трёхмерная игра о Сонике — Sonic Adventure. Изначально она задумывалась для Sega Saturn, но несмотря на крутейшую рекламную кампанию (Сегата Санширо, мы тебя никогда не забудем!) консоль оказалась провальным. Дримкаст стал для Sega надеждой на светлое будущее, и Соник отправился спасать положение.

Sonic на Sega Dreamcast

Смены жанра не произошло — Sonic Adventure остаётся платформером, но теперь трёхмерным. В игре появились новые персонажи, каждый со своей сюжетной линией и способностями и со своей спецификой геймплея. Пока Соник пролетает уровни со сверхзвуковой скоростью, Наклз собирает Мастер Изумруд по осколкам, Эми Роуз убегает от преследующего её робота Зеро, а кота Биг и лягушонок Фрогги просто идут на рыбалку. Истории персонажей открываются по мере того, как Соник встречает их в своей  кампании, и в итоге сливаются в единый сюжет.

Разнообразный геймплей и интересный сюжет, который можно оценить под разным углом в зависимости от персонажа, пришёлся по вкусу и геймерам, и критикам, а о главном недостатке игры — не очень умной камере — все быстро позабыли. Всё же она здесь не на столько «не очень», как в Dark Souls.

Sonic Adventure многими считается лучшей игрой на Sega Dreamcast, но всё же битву игровых приставок Sega проиграла. История этого противостояния — тема для отдельной статьи, и если вам она интересна, напишите в комментариях, и мы обязательно её расскажем и разберём во всех деталях. Но несмотря на конец Dreamcast, трёхмерный Соник никуда не делся.

Sonic Adventure 2 вышла всё ещё на Дримкасте, но в дальнейшем переехала на PS3 и Xbox 360. В этой игре Соник и его друзья впервые не противостоят Эггману, а работают с ним в одной команде и спасают мир. Довольно неожиданный сюжетный ход, одобренный Юдзи Накой, который к этому времени стал продюсером проекта.

Во второй части Sonic Adventure появляется чёрный ёж Шэдоу, которого многие считают лучшим антагонистом всей серии. Шэдоу — полная противоположность Соника, но назвать его злодеем было бы неправильно, скорее это антигерой со сложной судьбой. По замыслу разработчиков история Шэдоу должна была начаться и завершиться в Sonic Adventure 2, но персонаж пришёлся игрокам по вкусу, и было решено оставить его и в последующих играх серии. И с этим создатели игры не прогадали.

Эксперименты, спин-оффы и кроссоверы

История серии о Сонике не заканчивается на номерных играх. После того, как персонаж обрёл всемирную известность, Sega начали экспериментировать с играми про него и создавать спин-оффы и кроссоверы. Соник и его друзья то и дело появлялись в других проектах, а иногда выходили игры про Соника с неожиданным геймлеем.

Таким экспериментом стала, например, Sonic Spinball, игра от американского подразделения STI, вышедшая в 1993 году на пике популярности второй части. Здесь наш неутомимый синий ёжик играет роль… шара для пинбола. Как и в аркадном автомате с настоящим шариком, вы должны набивать очки, отправляя Соника в полёт с помощью флипперов, а следущий уровень открывается после выполнения определённых задач. Сражения с боссами также происходили внутри пинболльных уровней, что делало их довольно необычными и изобретательными. Игра не стала сверхпопулярной, но попытка вышла неплохой.

Sonic Riders
Sonic Riders

Другой пример — Sonic Riders, вышедшая к пятнадцатилетию серии. Игра представляла собой динамичные гонки на ховербордах, к которым был прикручен сюжет про соревнование, устроенное Эггманом и поиск сокровищ. В этот раз вышла не самая удачная игра про Соника с довольно нелогичной историей, да и к чему нашему герою летающая доска, когда без неё он способен передвигаться быстрее, тоже не ясно.

Если мы зададимся целью перечислить все игры, в которых появлялся Соник, эта статья растянется на бесконечность. Отметим лишь, что за время своего существования он побывал героем автогонок, файтингов, адвенчур, головоломок и даже JRPG!

Дальнейшая жизнь Соника

После того, как Sega покинула рынок игровых консолей, судьба любимого всеми синего ежа могла сложиться печально, но, к счастью, компания не бросила его поклонников и переключилась на разработку игр для других платформ. Во многом благодаря этому мы увидели долгожданный кроссовер Соника и Марио, которые встретились на Олимпийских играх в серии Mario & Sonic.

Стоит упомянуть также и несколько успешных мультфильмов и мультсериалов о Сонике, первый из которых вышел ещё в 1993 году, а этой зимой Netflix обещает показать нам премьеру анимационного сериала Sonic Prime. И это не говоря уже о двух полнометражных фильмах «Соник в кино» и «Соник в кино 2». Мы здесь говорим об играх, так что не будем разбирать все эти произведения, отметим лишь, что второй фильм учёл претензии фанатов к первому, а Джим Керри в роли доктора Роботника неотразим.

Но есть ещё одна сторона Соника, о которой мы обязаны вам рассказать.

Фанатское творчество и Sonic.exe

Неудивительно, что серию игр Sonic регулярно пополняют фанатские проекты, к которым создатели синего ежа не имеют отношения. К счастью, в отличие от многих других игровых компаний, Sega не предъявляет им претензии и не судится из-за авторских прав, благодаря чему некоторые игры про Соника от независимых разработчиков и просто поклонников выходят не хуже, а то и лучше «официальных». Но из всех таких творений лишь одно осталось в памяти геймеров надолго и нанесло непоправимый вред их психическому здоровью.

Sonic exe

Вы начинаете играете Тейлзом, идёте себе по Зелёным Холмам, но привычная мелодия звучит как-то необычно тревожно, а на вашем пути появляются… расчленённые трупы местных монстров в лужах пиксельной крови. А потом вы появляется он — зловещий Соник с жуткими красными глазами…

Назвать Sonic.exe полноценной игрой трудно, это всего лишь интерактивная крипипаста. Но интернет дружно подхватил страшилку, и вокруг неё вскоре выросло множество легенд о Сонике, который подобно Самаре из «Звонка» вылез из монитора и забрал души всех, кто его увидел. Вскоре вселенная Sonic.exe наполнилась собственным лором и зловещими персонажами, которых вы легко нагуглите сами, здесь мы их показывать не будем, чтобы читатели не разбегались.

Подводя итоги

Несмотря на то, что консоли, на которых появился Соник, стали музейными экспонатами, сам герой чувствует себя отлично, возглавляет все топы самых быстрых персонажей из компьютерных игр и постоянно появляется в новых и новых играх на консолях бывших конкурентов Sega, мобильных устройствах и ПК. Если каким-то чудом вышло так, что вы не знакомы с Соником, лучше начать знакомство с классическими тремя частями, которые уже неоднократно переиздавались и обновлялись. Уверены, что этот неутомимый игольчатый герой ещё не раз покажет всем класс, а фанатская любовь к нему не иссякнет.

GGSel.Net [CPS] RU
Пример HTML-страницы
Pay-day