Tomb Raider – история создания и существования франшизы. Все части Tomb Raider в хронологическом порядке

Серия игр Томб Райдер Игровые серии

Лара Крофт — один из наиболее узнаваемых персонажей компьютерных игр. О ней слышали даже те, кто не увлекается видеоиграми. Франшиза Tomb Raider породила в том числе 3 полнометражных художественных фильма, комиксы, разнообразный мерч — от кукол Барби, копирующих внешность героини, до кукол размерами побольше для «детей» постарше. Естественно, не обошлось и без фанатской 3D анимации категории 18+, ведь столь колоритная внешность сама просится в подобный сюжет.

На момент выпуска первой части игры серии девушка-протагонист, пускай и настолько привлекательная — довольно смелый шаг со стороны разработчиков. Суровые парни, которые составляют львиную долю геймеров, традиционно играют не менее суровыми персонажами сильного пола, а девушки присутствуют в играх как приятный для глаза фон или главная награда для героя.

Но хитрый расчет оправдался: Индиана Джонс в юбке (вернее, в более удобных для лазанья по скалам коротких шортах) попросту не способен никого оставить равнодушным. В этом обзоре рассмотрим все части серии Tomb Raider, их особенности и реакцию публики.

Tomb Raider

Tomb Raider

Первая часть выпущена в 1996 году для платформ PC, Macintosh, PlayStation и Sega Saturn.  Создана силами всего 6 разработчиков из Core Design. Лара предстала перед игроками во всей красе — длинная коса, откровенный наряд, огромные глазищи и внушительного размера грудь. Пускай и угловатая и с небольшим количеством полигонов — от графических возможностей компьютеров и консолей того времени глупо было ожидать чего-то большего.

Даже такой низкополигональной внешности оказалось достаточно, чтобы покорить сердца миллионов геймеров по всему миру. Игра не просто выстрелила — релиз породил новую легенду виртуального пространства, интерес к которой не утихает по сей день.

Привлекательная героиня — не единственная фишка, которой смогли удивить разработчики, ведь на одном персонаже проект бы не выехал. Кроме Лары, в игре было много чего интересного — обилие кат-сцен, которые вплетались в захватывающую историю, изменение положения камеры для создания кинематографического эффекта, когда динамичный экшен с погонями и перестрелками сменяется заковыристыми головоломками. Древние, которые создали все эти гробницы, сделали так, что попасть туда ой как непросто.

Согласно сюжету, Лару нанимают для поиска древнего артефакта Сциона. История начинается в Перу в гробнице царя инков Куалопека. В ходе поисков героиня узнает, что этот предмет — только часть ключа, открывающего ворота затерянной Атлантиды. Далее поиски приводят Лару в Грецию и Египет. А наниматель Жаклин Натла — на самом деле древняя богиня, тюрьма которой, спрятанная в океане под толщей воды, разрушена в ходе ядерных испытаний. Героине удается разрушить механизм Сциона и в последний момент выбраться из-под обломков, где оказались снова погребены Натла и ее прихвостни.

Краеугольные камни геймплея — поиск путей по заковыристым маршрутам с обилием вертикальных поверхностей, для чего часто необходимо применять акробатику, разгадывание головоломок, в которых нужно расставить предметы в правильном порядке, и перестрелки с использованием различных видов оружия. К слову, помимо всего прочего, Tomb Raider —один из основоположников жанра шутеров от третьего лица, на который потом равнялись многие популярные нынче франшизы.

Tomb Raider II: The Dagger of Xian

Tomb Raider II: The Dagger of Xian

Продолжение выпущено к рождеству следующего года. На разработку ушло всего 8 месяцев, что отразилось на производственном процессе: персонал Core Design чуть ли не жил в студии. Старания сеня окупили — игра разошлась более 8 миллионами копий, что очень солидная цифра по меркам тех времен. Несмотря на авральные темпы, эта часть оказалась добротной и не выглядела сделанной наспех.

На этот раз Лара отправляется на поиски кинжала Саяна, которым некогда владел китайский император, умевший превращаться в огнедышащего дракона. Противостоят героине культисты, поклоняющиеся силе кинжала. Дорога приводит ее в Плавающее Острова — особое измерение, где один из культистов превращается в дракона. Как и в предыдущей части, после лихого наскока Лары все погибают, а ей удается выбраться из-под обломков в последний момент.

В игру добавлены новые механики — теперь героиня умеет стрелять под водой. Появился снегоход, на котором героиня может покататься.

Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft

Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft

Игра выпущена в 1998 году. В 2000 году вышло дополнение The Lost Artifact. Согласно сюжету, на раскопках в Индии Лара находит камень Индафы — кусок метеорита, некогда упавшего в Антарктике вызвавшего глобальный катаклизм. Поиски остальных четырех частей — новый вызов для симпатичного археолога.

В этой части добавлены болота и зыбучие пески, в которых можно погибнуть, жестко закодированные погодные условия, потолочные лестницы, спринт, перекат после спринта и приседание.

Tomb Raider: The Last Revelation

Tomb Raider: The Last Revelation

Выпущена в 1999 году. В России игра локализована компанией «Новый диск» под названием «Последнее откровение». В завязке сюжета юная Лара в сопровождении своего наставника Вернера фон Кроя ищет в Камбодже артефакт Ирис. Вернер погибает,  а расхитительница гробниц временно отказывается от поисков. Они возобновляются спустя 15 лет в гробнице древнего египетского бога Сета. Лара случайно освобождает дух божества, и теперь любой ценой ей предстоит вернуть эту сущность обратно в гробницу, иначе наступит Апокалипсис.

В этой части Лара может использовать свисающие с потолка канаты, чтобы перебраться через провал или пропасть, карабкаться по вертикальным шестам, огибать углы, карабкаясь вдоль выступов. В 3D модель героини добавлены подвижные части в местах соединения конечностей, благодаря чему она стала выглядеть более проработанной и реалистичной. Добавлена возможность вернуться на предыдущие уровни, так как некоторые из них можно проходить разными маршрутами и в нелинейном порядке.

Концовка игры немного шокировала поклонников серии: на этот раз Лара не успела выбраться из-под обломков, оказавшись погребенной заживо.

Tomb Raider: Chronicles

Tomb Raider: Chronicles

Игра выпущена в 2000 году. Друзья, которые собрались на символические похороны, чтобы предать земле пустой гроб на могиле Лары Крофт, предаются воспоминаниям о ее приключениях. Всего в игре 4 эпизода, которые разделены на 13 уровней — Рим, Ирландия, российская военная база и штаб-квартира корпорации Вернера фон Кроя.

Из нововведений стоит отметить контактный бой с сопутствующими маневрами, а также возможность оглушить врага, прокравшись за его спину.

Tomb Raider: The Angel of Darkness

Tomb Raider: The Angel of Darkness

Релиз состоялся в 2003 году. По сюжету, во время диалога с Вернером фон Кроем в его кабинете Лара теряет сознание. Очнувшись, она обнаруживает, что наставник убит, а в дверь уже ломятся копы. Найдя дневник Вернера, Лара узнает, что тот сотрудничал с бандитом Луи  Бушардом, который помогал в поиске древних картин Обскура. Далее она пересекается с серийным убийцей, грабит Лувр и попадает в древнюю гробницу. В итоге она оказывается в Праге, где в одной из секретных лабораторий героине нужно расправиться с огромным нефилимом, потомком человека и падшего ангела,  а также с несколькими тварями поменьше, но не менее злобными.

К этому моменту Core Design уже разрослась до штата из 85 человек. The Angel of Darkness задумывался как первая часть из нескольких Nex Gen, которые бы показали уже знакомую и любимую Лару с неожиданной точки зрения. Однако спешка стала причиной того, что игра вышла откровенно сырой, с обилием багов и кривым управлением на ПК. После релиза популярность Лары Крофт как игровой героини достигла низшей точки за всю историю ее существования. Многие обозреватели считают «Ангела тьмы» худшей игрой серии.

Tomb Raider: Legend

Tomb Raider: Legend

Продолжение увидело свет в 2006 году. У издателя Eidos Interactive к тому моменту накопился ряд претензий к Core Design, а провал TRAOD стал последней каплей. Дальше разработкой занялась студия Crystal Dynamics. Это первый перезапуск серии, и сюжетно продолжение никак не связано с предыдущими частями.

В этой истории героиня ищет следы пропавших еще в ее детстве родителей, путешествуя по всему земному шару: Боливия, Непал, Перу, Япония, Гана, Казахстан, Англия. Игра выпущена на новом движке, что делает ее более легкой в управлении и динамичной. Экшен в игре первичен, а сюжет служит лишь в качестве фона. Новинка в снаряжении Лары — магнитный крюк, с помощью которого модно цепляться к металлическим поверхностям или доставать некоторые предметы, что помогает при разгадывании головоломок.

Tomb Raider: Anniversary

Tomb Raider: Anniversary

Игра выпущена в 200 году. Переиздание первой части серии на новом движке. Незначительно переработаны игровые локации. В этот раз стало еще больше акробатики, появились автоприцел и интерактивные элементы QTE.

Tomb Raider: Underworld

Tomb Raider: Underworld

Выпущена в 2008 году. Действие разворачивается после событий, описанных в «Легенде». Начинается история со взрыва в поместье Крофт. Спасающуюся бегством Лару пытается убить ее помощник Зип. Лара продолжает поиски родителей, попадая в Средиземное море, Таиланд, Южную Мексику, Гималаи, попутно находит перчатку Тора и меч короля Артура, встречается со старой знакомой Натлой и в очередной раз предотвращает конец света. Логичное завершения обновленной серии, в котором Ларе удалось найти свою мать и попрощаться с ней.

Tomb Raider

Tomb Raider

Хотя предыдущая часть оказалась успешной, многие критики считали, что серия зашла в геймплейный и сюжетный тупик. Продолжение, выпущенное в 2013 году, рассказывает о приключениях юной Лары и ее становлении как археолога и искателя приключений. Девятая часть серии. Кроме Crystal Dynamics, в разработке принимала участие студия Eidos Montreal. Издателем выступила компания Square Enix.

По сюжету, Лара вместе см группой археологов терпит кораблекрушение и попадает на остров Яматай. Там, как оказалось, заточена древняя императрица Пимико, которая жаждет обрести свободу. Помочь ей в этом пытаются культисты, которые заполонили остров.

Образ Лары существенно переработан: в тизерных роликах она представлена как молодая перепуганная девушка. Это слабо вяжется с геймплеем — героиня без особых усилий расправляется с десятками врагов, сплошь бандитами и головорезами.

Впервые в серии добавлен мультиплеер с соревновательными элементами. Из нового снаряжения присутствуют ледорубы, с помощью которых можно карабкаться по подходящим для этого выступам. Реализована возможность свободного путешествия по острову.

В общей сложности игра собрала более 150 наград.

Rise of the Tomb Raider

Rise of the Tomb Raider

Игра выпущена в 2015 году. В этой части юная Лара отправляется в Сибирь, где ищет мифический Китеж-град, попутно сражаясь с агентами организации Тринити. Помимо прочих злодеяний, члены Тринити принимали непосредственное участие в убийстве отца мисс Крофт. В игре большой полуоткрытый мир со множеством гробниц, секретных мест и головоломок.

Загадки в этой части основаны на использовании физики, а на решение дается строго отведенное время. Количество головоломок увеличилось, но они стали более разнообразными.

Улучшилась анимация в игре. Как и прежде, одежда Лары пачкается и рвется, на снегу остаются следы и траншеи в сугробах. По следам же можно найти диких животных, на которых можно поохотиться. Вообще, выживанию отведена значительная часть игрового процесса — героине нужно что-то есть, чтобы не потерять силы. Игровой мир разделен на несколько локаций и в 3 раза больше, чем в предыдущей части.

Shadow of the Tomb Raider

Shadow of the Tomb Raider

Игра вышла в 2018 году и уже полностью разработана Eidos Montreal. Последняя часть серии на текущий момент, которая завершает трилогию второго перезапуска. На этот раз Лара отправляется на остров Консумель в Южной Америке, где ей предстоит предотвратить очередной конец света.

В этой части разработчики сделали упор на скрытности — Лара, в основном прячется, маскируясь в зарослях тропических растений, подстраховываясь с помощью внушительного слоя грязи. Как и раньше, противостоят ей агенты организации «Тринити».

Появились новые акробатические трюки — бег по стенам с помощью каната и крюка. Добавлены новые возможности при плавании под водой. Основное оружие — лук. Пистолетов на этот раз не предусмотрено. Прохождение основной сюжетной линии без побочных заданий занимает до 15 часов.

И что дальше?

Официальной информации относительно продолжения серии пока что нет. По сети гуляют только фантазии фанатов, которые бы очень хотели опять увидеть приятные округлости взрослой Лары, но уже на обновленном движке. Продолжают ли создатели работу над серией или похоронят ее, пока непонятно. Остается только уповать на капитализм и надеяться, что невидимая рука рынка не допустит закрытия франшизы, приносящей миллионы долларов прибыли.