Серия игр Half-Life в хронологическом порядке

МТС Оплата [CPS] RU

Есть игры, которые делят историю целых игровых жанров на «до» и «после». Для стратегий реального времени такой игрой стал StarCraft. А для шутеров — Half-Life.

Серия игр Half-Life по порядку

Как получилось, что эта странная игра, созданная дебютантами, растолкала плечами Quake и Doom и стала диктовать новые правила жанра? Мы расскажем историю серии Half-Life и её пути ко всемирному обожанию.

Появление Half-Life

Всё началось с небольшой презентации на выставке E3 в 1997 году. К стенду ничем не выдающейся компании Valve выстраиваются очереди желающих посмотреть промо будущего шутера Half-Life, демонстрирующего красивейшую графику, интересное интерактивное окружение и противников, которые не выстраиваются в ряд под пули, а прикрывают друг друга, перебегая от укрытия к укрытию и пытаются окружить игрока. Но больше всего зрителей поразил эпизод с нападением неизвестной твари на учёного, выполненный не отдельной катсценой, а являющийся частью геймплея.

Серия игр Half-Life в хронологическом порядке

Разработчики этого чуда из никому не известной компании Valve Software рассказали о своих амбициозных планах и о том, как они взяли за основу уже наработанные id Software шутерные механики, вдохновились сериалом «Секретные материалы» и рассказами Стивена Кинга, и решили сделать необычный шутер про секретные эксперименты, пришельцев и иные миры. Никто не спешил выделять деньги на столь странный проект, даже несмотря на то, что основатели Valve Гейб Ньюэлл и Майк Харрингтон вышли из Microsoft, и имели на руках лицензионный движок Quake, который честно купили у id Software. Рискнули поддержать дебютантов лишь боссы Sierra On-Line.

Интерес к будущей игре взлетел до небес через год, когда на той же E3 команда Half-Life выкатила уже не какие-то трейлеры и скриншоты, а полноценную демку, и любой посетитель мог самостоятельно пройти первый уровень будущей игры, который, впрочем, в финальную сборку в дальнейшем не вошёл. И это была бомба!

Геймеры привыкли к тому, что шутеры — это когда могучий герой зачищает коридорные локации от нападающих из-за каждого угла безмозглых монстров, непрерывно поливая их градом пуль. В Half-Life же им вообще не выдали оружие, зато познакомили с учёным и охранником в какой-то подземной лаборатории, где произошло что-то ужасное и им нужно вместе отсюда выбираться. Через некоторое время в руках игрока оказывается ставшая символом серии монтировка, а когда он, наконец, завладевает пистолетом, радости его нет предела.

Демка открыла сразу несколько возможностей, о которых в других шутерах никто раньше даже не задумывался. Так, например, охранника можно было позвать с собой, чтобы он прикрыл огнём (у него-то, в отличие от нашего героя, пистолет был при себе сразу!) или помог открыть дверь. Но некоторые коварные игроки быстро обнаружили, что товарища можно самым подлым образом убить, чтобы сразу завладеть пистолетом. Такого до Half-Life ещё не видели!

Хайп был выше гор, а название Valve Software звучало всё чаще. Боссы из Sierra потирали руки: не зря они вкладывали деньги в этих безумных парней. Игра вышла в конце 1998 года и продемонстрировала на старте скромные результаты, но потом включился сарафан, который было уже не остановить. Как же так вышло, что никому не известные новички совершили революцию в жанре?

Герой, которого мы заслужили

Строго говоря, Valve не первые выбрали неканоничного для жанра героя. За десять лет до них, в 1988 году это проделала… кинокомпания 20th Century Fox. Фраза «боевики 80-х» часто употребляется сейчас в ироничном смысле, подразумевая довольно нелепые по современным меркам фильмы, в которых главный герой был мастером всех возможных боевых искусств, водил все виды транспорта от самоката до боевого вертолёта, превосходно стрелял из любого оружия, благодаря чему легко справлялся с любым количеством вооружённых противников. Навредить такому герою не могли ни его рядовые враги, ни падения с любой высоты, ни взрывы буквально в метре от него, разве что финальный босс был способен потягаться с ним на равных, но неизменно проигрывал в кулачном бою.

Серия игр Half-Life в хронологическом порядке

И вдруг в 1988 году выходит легендарный боевик «Крепкий орешек», в котором Брюс Уиллис играет полицейского Джона Макклейна, хоть и подготовленного бойца, но всё же не способного одолеть в лоб целую банду вооружённых террористов. Несмотря на то, что он умудряется-таки победить злодеев с помощью хитрости и смекалки, ни одно столкновение с ними не даётся ему легко, и к последней битве он приходит сильно измотанным и раненым. Как только герой боевиков превратился из неуязвимого супермена в обычного человека, правила всего жанра изменились, и теперь позволить себе персонажей из боевиков 80-х может разве что «Форсаж».

Спустя десять лет после «Крепкого орешка» Valve проделала то же самое с жанром шутеров. Вместо типичных героев Quake и Doom, привыкших шутя расправляться с толпами пришельцев или демонов, Half-Life подарила геймерам Гордона Фримена, двадцатисемилетнего доктора наук, ботана-очкарика, над которым подшучивают коллеги. Своими руками он запускает эксперимент, который оборачивается катастрофой, последствия которой придётся расхлёбывать во всех играх серии. И вот здесь и зарыт следующий секрет игры…

Нарратив и сюжет

Ты идешь по извилистому коридору, наполненному монстрами и, перебив их всех, видишь закрытую красную дверь. Это не проблема: красная дверь открывается красным ключом, а значит, нужно расчистить дорогу через половину вражеской базы, чтобы обнаружить жёлтую дверь. Не страшно, ведь в конце вон того тёмного коридора со всякой нечистью лежит жёлтый ключ, который её открывает. Ещё немного истребления монстров — и дверь открыта, а за ней — длинный извилистый коридор, который ведёт к желанному красному ключу.

Примерно так выглядел любой шутер в 90-е. У происходящего, конечно, было какое-то сюжетное обоснование, будь то нападение пришельцев или внезапно открывшийся портал в ад. Но по какой причине строения врага устроены так, что чтобы просто сходить в туалет инопланетный демон должен был обойти всё здание за ключами, а потом ещё и вернуть их на место, проделав тот же маршрут? Не ищи в этом логику, дружок, это игровые условности, просто вали монстров, ведь ты здесь ради этого. Так было до Half-Life.

Серия игр Half-Life в хронологическом порядке

Игра начинается с того, что главный герой едет на работу на вагонетке, которая перемещается по монорельсу через исследовательский комплекс Black Mesa. Игрок может лишь перемещаться по вагонетке и смотреть по сторонам, наблюдая мир, который живёт своей жизнью. Прибыв на работу, Фримен получает инструкции от коллег, понимает, что ему предстоит провести эксперимент в тестовой камере антимасс-спектрометра. Для этого ему необходимо облачиться в специальный костюм, защищающий от неблагоприятной среды. Игрок собственными руками помещает вагонетку с таинственным кристаллом, после чего эксперимент выходит из-под контроля, и комплекс наполняется агрессивными тварями из другого мира. Безоружный учёный не может ничего им противопоставить, пока не находит монтировку, позволяющую справиться с самыми слабыми монстрами. Теперь остаётся только найти уцелевших после катастрофы и решить, как отсюда выбираться…

Игрок с первых минут вовлечён в игровой мир и может ассоциировать себя с персонажем — всего лишь винтиком в огромной машине Black Mesa, которая исправно функционирует и без него. Погружение усиливает и непрерывное повествование без типичных для жанра переходов между часто никак не связанными между собой уровнями и перерывов на кат-сцены. Во всех событиях игрок принимает участие без потери контроля над персонажем, ведь они представлены заскриптованными сценами на движке и являются частью геймплея.

А главное — больше ниикаких разноцветных дверей и ключей. Каждое действие игрока логично вытекает из предыдущего. Попав в экстремальную ситуацию, Фримен из бездумного исполнителя превращается в активного протагониста, а игрок вместе с героем принимает решения, от которых зависит сначала его жизнь, потом безопасность его коллег и знакомых, а в дальнейшем — и судьба целой планеты.

Теперь ни один новый шутер не мог избежать сравнений с Half-Life. Прикрученное для галочки ленивое сюжетное обоснование убийства орд монстров геймеры больше не принимали, и эпоха бездумных стрелялок ушла в прошлое, открыв дорогу шутерам с глубоким лором и захватывающим сюжетом. Теперь даже id Software, с которых Valve брала пример, приходится равняться на новичков.

Кстати, о лоре…

Подход Valve к лору заслуживает отдельной похвалы. Игрок с первых минут понимает, что видит лишь верхушку айсберга, а за событиями в Black Mesa стоят таинственные силы и организации, с которыми ему ещё предстоит столкнуться в будущем. Таинственный агент в сером костюме, то и дело появляющийся в самых неожиданных местах, явно что-то знает, кто же он такой? Игроки пытались выстроить общую картину, досконально изучали игровые уровни, строили фанатские теории. В истории шутеров такого ещё не было.

В руках у Valve оказывается идеальная игра, у которой никто не способен найти минусы. Игроки и критики в восторге, самое время делать сиквел и превращать Half-Life в игровую серию. Но вместо того, чтобы выпустить прямое продолжение игры, Valve решили расширять лор. Для этого к разработке были подключены будущие создатели Borderlands — Gearbox Software. В 1999 году их усилиями выходит первое дополнение к Half-Life…

Half-Life: Opposing Force

Сюжет дополнения показывает ту же самую историю, что и оригинальная игра, но от лица противников Гордона Фримена. Протагонист Opposing Force — капрал Адриан Шепард, боец спецотряда армии США, получивший приказ зачистить научно-исследовательский комплекс Black Mesa от пришельцев, а заодно ликвидировать всех свидетелей катастрофы. К своему однофамильцу из Mass Effect, который появится лишь в 2007 году, Адриан, очевидно, отношения не имеет.

Opposing Force half life

В игре происходят все те же события, что мы уже наблюдали от лица Гордона Фримена, иногда где-то вдали пробегает и он сам, но у Шепарда другие цели и задачи. В отличие от необученного стрельбе и выживанию учёного, Шепард — профессиональный боец с отличным снаряжением и вооружением. Арсенал Opposing Force отличается от Half-Life, в распоряжении Адриана появились новые интересные пушки.

Half-Life: Opposing Force позволяет игроку составить более полную картину событий в Black Mesa, взглянув на них с другой стороны. Не будем спойлерить сюжет, если вы пропустили это замечательное дополнение, отметим лишь, что дальнейшая судьба Шепарда остаётся под вопросом, а фанаты серии Half-Life полюбили этого персонажа не меньше, чем Гордона Фримана, и надеются на его возвращение в будущем.

Half-Life: Blue Shift

Следующее дополнение вышло уже в 2001 году. За его разработку снова отвечает Gearbox, и оно снова заставит игрока пережить те же события, но в этот раз протагонистом стал Барни Калхаун, тот самый охранник возле заклинившей двери, мимо которой Гордон Фриман проезжает на вагонетке в самом начале оригинальной игры.

Blue Shift half life

У этого парня нет передовых защитных костюмов, как у Фримена и Шепарда, только шлем и бронежилет охранника, а его единственная цель проста и понятна — выбраться живым из этой передряги. Это дополнение уже не было столь популярным, как Opposing Force, но и провалом его назвать нельзя, а Барни Калхаун, получив свою долю любви и популярности у геймеров, ещё появится в дальнейшей истории Half-Life.

Half-Life: Decay

Последнее дополнение к Half-Life также вышло в 2001 году, но осталось в тени остальных. Снова те же события, теперь от лица Джины Кросс и Колетт Грин, членов исследовательской команды Black Mesa, ответственных за безопасность управляющих экспериментом учёных.

Первая игра в серии Half-Life, в которой появился кооперативный режим: героинями управляют два игрока в режиме разделённого экрана. Также в Half-Life: Decay используется система оценок за прохождение миссий: в зависимости от того, сколько противников игроки уничтожили и сколько повреждений получили, им присваивается оценка от F до A, и если все задачи выполнены на высшую оценку, открывается дополнительный секретный уровень, в котором можно поиграть за вортигонтов.

Half-Life Decay

Decay осталась практически без внимания игроков и получила средние оценки. Всё же попытка войти в одну реку четырежды была сомнительной, но разработчики обкатали в этом дополнении некоторые удачные и не очень идеи и сделали выводы.

После этого в серии игр Half-Life наступил перерыв на три года. Всё это время Valve разрабатывали движок Source, который в будущем станет визитной карточкой компании, и готовили долгожданную вторую часть. Интерес к ней подогрел выход Half-Life: Source – ремейка оригинальной игры на новом движке. А следом вышла и…

Half-Life 2

Этой игре предстояло стать ключевой не только в истории серии Half-Life, но и в игровой индустрии в целом. Ещё до релиза она собрала целую пачку игровых наград за презентацию на E3 2003. Трейлер игры продемонстрировал невероятный уровень графики, а также анонсировал возвращение Гордона Фримена, о котором геймеры мечтали с конца первой части. Half-Life 2 мгновенно стала самой ожидаемой игрой 2004 года. Смогли ли Valve оправдать ожидания?

Ещё как!

История продолжается…

Гордон Фримен пробуждается из стазиса, чтобы узнать, что после событий в Black Mesa прошло несколько десятков лет, а Земля находится под властью Альянса — могущественной инопланетной империи, которая захватила планету всего за семь часов. Знакомый учёному мир изменился до неузнаваемости.

Half-Life 2 игры про инопланетян на пк

Гордон прибывает в город Сити 17, «лучший город из тех, что остались», где инопланетные машины и полиция из порабощённых Альянсом людей контролирует каждый шаг каждого жителя. Вскоре он встречается с Барни Калхауном, своим коллегой по научной деятельности Айзеком Кляйнером и дочерью другого коллеги Гордона Аликс Вэнс. Выясняется, что несмотря на установившуюся на Земле тоталитарную диктатуру, существует Сопротивление, которое пытается свергнуть инопланетных захватчиков, и буквально все выжившие друзья Фримена к нему причастны. А значит, и старому герою пора взять в руки монтировку…

Спойлерить сюжет мы, конечно, не будем. Скажем лишь, что он раскрыл некоторые секреты, над которыми ломали головы фанаты, но вопросов от этого меньше не стало. Лор вселенной Half-Life теперь потянет на целую энциклопедию, в которой по-прежнему остаются белые пятна.

Геймеры в восторге!

Если просто начать перечислять все награды, которые получила Half-Life 2, нам не хватит целой страницы. Критики пели восторженные дифирамбы новому творению Valve, а игроки голосовали рублём, долларом и любой другой валютой, лишь бы поскорее присоединиться к счастливчикам, прошедшим этот шедевр, а потом броситься делиться впечатлениями с друзьями.

Valve обрела независимость от Sierra и сама выступила издателем игры, которая, к тому же, стала флагманом сервиса Steam от всё тех же Valve. Но к истории серии Half-Life это относится мало. Теперь компания могла позволить себе воплотить в жизнь любые мечты разработчиков, к тому же у них в распоряжении был крутейший игровой движок.

Знак качества движка Source

История Half-Life 2 проведёт игрока по множеству разнообразных локаций:  восточноевропейскому Сити 17, мрачным подземным туннелям, жуткому городку Рэйвенхольму, население которого превращено в зомби, сверхохраняемой тюрьме Нова-Проспект и многим другим. И каждая выкручивает возможности движка Source на максимум.

Серия игр Half-Life в хронологическом порядке

Но удивили геймеров не только красочные и детализированные локации, но и лицевая анимация персонажей. Особенностью движка является довольно точная синхронизация мимики персонажей с голосом актёров озвучки. Эффект зловещей долины уходил в прошлое, а персонажи игр становились всё более кинематографичными.

Добавьте к этому ещё и отличный физический движок и невиданный ранее ИИ противников — и у вас в руках лучший инструмент для создания игр. И лучшее, что придумали Valve для популяризации движка — это выложить Source SDK в свободный доступ! С тех пор количество отличных игр, написанных на этом движке разными разработчиками, не поддаётся счёту. Но вернёмся к истории серии Half-Life.

Half-Life 2: Episode One и Half-Life 2: Episode Two

Сюжетные дополнения ко второй Халфе в этот раз не стали отдавать на аутсорс, у Valve хватало сотрудников и денег, чтобы заняться этим самостоятельно. Создавались оба эпизода одновременно, разными командами внутри Valve, которые активно взаимодействовали друг с другом. Этому взаимодействию способствовала необычная внутренняя организационная структура компании. Трудно поверить, но внутри Valve нет начальников и подчинённых, сотрудники прислушиваются друг к другу и считаются равными между собой, а руководство лишь направляет финансовые потоки в проекты, которые кажутся ему более интересными.

Episode One и Episode Two вышли с разницей в один год, в 2006 и 2007 году, и были тепло приняты геймерами. Рассказывать об этих играх подробно мы не будем, они, вместе с вышедшем где-то в это же время бонусным уровнем Half-Life 2: Lost Coast, продолжают основную историю и глубже раскрывают некоторых персонажей. Главный вопрос у фанатов оставался всего один: когда Half-Life 3?

Ответ на него мы ждём до сих пор.

Portal и Portal 2

История серии Half-Life была бы неполной, если бы мы не рассказали о самом удачном спин-оффе франшизы. Всё началось с игры Narbacular Drop, фэнтезийной головоломки, в которой принцесса сбегала из заточения с помощью магии порталов. Разработала её группа студентов, которым повезло показать своё творение самому Гейбу Ньюэллу. По словам менеджера по связям с общественностью Valve Дага Ломбарди Гейб был настолько растроган этой чудной игрой, что сразу же взял всех её создателей в Valve и поручил им создание новой игры. Так и появился Portal, а затем и Portal 2.

Серия игр Half-Life в хронологическом порядке

Несмотря на то, что сюжет Portal и её сиквела разворачивается в той же вселенной, что и Half-Life, герои этих игр не пересекаются. События Portal происходят в лаборатории исследования порталов Aperture Science, главного конкурента Black Mesa. Усилия компании по созданию управляемых порталов увенчались успехом, но в последний момент управляющий комплексом искусственный интеллект GlaDOS по неизвестным причинам убил всех сотрудников лаборатории.

Игроку предстояло взять под контроль Челл, подопытную девушку, которую GlaDOS использует для прохождения тестов-головоломок. Несмотря на то, что игра выглядит на первый взгляд как шутер от первого лица, расстреливать противников из разнообразного арсенала здесь не придётся. В распоряжении игрока только одно оружие: портальная пушка, способная соединить две неподвижных ровных поверхности пространственным порталом, через которые героиня может проходить сама и перемещать предметы. Уровни игры представляют собой комнаты-головоломки возрастающей сложности, для решения которых нужно пользоваться порталами, знаниями физики и смекалкой.

Игра быстро заработала признание геймеров, а GlaDOS с её чёрным юмором и язвительными комментариями с тех пор входит во все возможные топы лучших антагонистов компьютерных игр, а по версии IGN вообще является лучшим злодеем из игр всех времён. К тому же игра породила множество мемов, а известные всем ребята из HISHE сразу же нарисовали мультик, в котором молчаливая Челл и такой же молчаливый Гордон Фриман встречаются и неожиданно находят общий язык, но счастье их, к сожалению, было недолгим.

После успеха первой части Portal вышла вторая, более длинная и комплексная игра с ещё более интересным сюжетом и сложными головоломками. Удивительно, но факт: некоторые геймеры даже не знали, что Portal является частью вселенной Half-Life, хотя прошли все игры обеих серий. Но самые внимательные наверняка заметили контейнеры с логотипом Aperture Science на борту ледокола «Борей» в Half-Life 2: Episode Two.

Half-Life: Alyx

Больше на продолжение великой серии ничего не указывало, а Half-Life: Alyx маячил где-то на горизонте планов и идей. Valve были заняты другими своими проектами: Steam стал самой популярной площадкой цифровой дистрибуции, Dota 2 конкурировала с League of Legends, оставив всех других конкурентов далеко позади, обязанная своим появлением первой Халфе Counter-Strike тоже чувствовала себя отлично. Но про Half-Life 3 Гейб, похоже, забыл, хоть фанаты регулярно и пытались ему о ней напомнить.

Слухи о том, что Half-Life 3 разрабатывается под виртуальную реальность появились ещё в 2016 году, но вскоре выяснилось, что речь идёт всё же не о третьей части серии, а о какой-то другой игре в той же вселенной. В 2019 году Valve, наконец, анонсировали игру, получившую название Half-Life: Alyx.

Серия игр Half-Life в хронологическом порядке

Уже по названию было ясно, что главной героиней игры станет Аликс Вэнс, известная поклонникам серии по второй части игры. Действие игры разворачивается за пять лет до событий Half-Life 2, и рассказывает предысторию Сопротивления от лица героини. Увы, оценить игру смогли лишь обладатели VR-устройств, большинству же фанатов серии пришлось смотреть прохождение игры на Ютубе.

Несмотря на то, что геймеры ожидали Half-Life 3, а получили нечто другое, назвать Alyx каким-то ненужным спин-оффом язык не повернётся. Это полноценная игра серии, которая в её лучших традициях меняет протагониста и показывает некоторые события со стороны, о которой мы не знали. В конце Half-Life: Alyx игроков ждал неожиданный сюрприз, непосредственно связанный с сюжетом Half-Life 2, и мы снова не можем вам его заспойлерить. Какая досада!

Закономерно игра получила признание критиков, ворох наград и стала одной из лучших, если не лучшей VR-игрой. Выходит, что провалов в серии Half-Life так и не было, и она не скатилась, как это сделали многие другие игровые франшизы со столь же почтенным возрастом. А значит, у нас все шансы на не менее шедевральную третью часть.

Так когда же выйдет Half-Life 3?

Увы, всё, что мы можем сказать на этот момент, это то, что история серии Half-Life на этом не заканчивается. Наверное, это самый частый вопрос, который задают Гейбу Ньюэллу, но давайте наберёмся терпения. Взять планку, заданную предыдущими частями, будет невероятно сложно и потребует огромных интеллектуальных и душевных сил от Гейба и других разработчиков, а он уже совсем не тот молодой революционер, каким был в 1998 году. Но в том, что он справится, у нас нет никаких сомнений.

Сразу же после Half-Life: Alyx группа The Chalkeaters, известная своими песнями и клипами на игровую тематику, выпустила песню Cout to Three, посвященную игре. Гейб Ньюэлл лично снялся в клипе на эту песню и, похоже, он относится к ожиданиям фанатов со свойственной ему ироиней. На этом клипе мы и закончим наш обзор истории серии Half-Life. Сама же история на этом не заканчивается.

GGSel.Net [CPS] RU
Пример HTML-страницы
Pay-day