Гача — игровая механика, интересная не только для игроков, но и для разработчиков с точки зрения монетизации проекта. Именно она позволяет получить донат с наиболее платежеспособных клиентов, заинтересованных в проекте. В этой статье рассмотрим историю появления термина, как такая механика применима к современным видеоиграм и какие виды гача бывают в играх.
Gumball machine и Gachapon
«Ноги растут» из Соединенных Штатов Америки. В начале 20-го века у детей набирают популярность так называемые Gumball machine — автоматы по продаже жевательной резинки. Об азартных играх пока речи нет. Все прозрачно и открыто: бросил монетку — прокрутил рычаг и получил шарик жевательной резинки.
После второй Мировой войны с появлением американского военного контингента на территории Японии начала развиваться и сопутствующая инфраструктура. В том числе завезли несколько Gumball machine в торговые центры. Японцы не были бы японцами, если бы не вдохновились стоящей идеей и не довели ее до совершенства (а впоследствии и до грани абсурда).
Торговые автоматы переименовали в Gachapon, а вместо шариков жевательной резинки туда стали пихать полые пластиковые шарики с различными сувенирами — фигурками персонажей, кулонами, брелоками, магнитами на холодильник и т. п. В общем, всем, что можно было бы коллекционировать и обменивать.
Содержимое загружалось в автомат пропорциональное его ценности: пара шариков с наиболее редкими и желанными фигурками, несколько десятков предметов, представляющими относительную ценность, но львиная доля — всякий хлам, который был у каждого коллекционера. Соответственно, гарантированный способ заполучить желаемый предмет (если он, конечно, там есть) — вытрясти все шарики из Gachapon автомата, предварительно загрузив туда небольшой мешок монет.
Гасяпон автоматы сразу же обрели популярность, которая по сей день не стихает. Крупные франшизы создают новые коллекционные сеты и перевыпускают старые, а самые редкие фигурки героев можно продать на аукционе, выручив крупную сумму. Классический японский подход к играм.
Gacha в видеоиграх
Естественно, такой способ выманивания денег не обошли стороной азиатские разработчики видеоигр. Поначалу механику внедрили как дополнительную, что позволило игрокам получить таким способом различные предметы, не влияющие на игровой процесс — эмоции, стикеры, аватарки и т. д.
Впоследствии японские, а за ними и некоторые другие компании, сделали механику краеугольным камнем геймплея, что породило отдельный жанр, так называемые гача игры. Часто в них присутствует РПГ составляющая: нужно развивать героев и искать для них экипировку. Однако это, скорее, дополнение к основной идее. Главная же цель — собрать коллекцию героев. А чтобы получить желаемого персонажа из сотен возможных, потребуется потратить время или деньги.
Так как шанс получения героя полностью зависел от рандома, в 2012 году японское правительство приравняло гача игры к азартным, а в чистом виде эту механику запретили. Сегодня японские видеоигры выпускаются с «усмиренным» рандомом и базируются на 5 основных механиках. В других странах это ограничение, естественно, не работает.
- Kompu gacha. Желаемый предмет можно получить за несколько ходов, предварительно собрав все необходимые для его активации вещи.
- Box gacha. Количество предметов в выдаче конечно. Шанс заполучить желаемый предмет возрастает с каждой попыткой, так как их остается все меньше.
- Step-up gacha. Вероятность получить ценный предмет повышается с каждой новой попыткой. В начале это будет что-то менее ценное, но в итоге можно заполучить желаемое.
- Consecutive gacha. Пользователи, которым надоело бесконечно вращать слот-машину, могут купить оптом определенное количество прокруток и сразу получить все предметы, которые могли дропнуть в процессе.
- Sugoroku gacha. Фишка передвигается по игровому полю на определенное количество клеток, в каждой из которых содержится награда. Чтобы дойти до конца доски и получить главный приз, нужно купить определенное количество ходов.
На скриншоте — пример распределения героев при призыве из бесплатных осколков самого низкого качества в Raid Shadow Legends.
История одного успеха
Классический пример гачи — вышедшая недавно китайская Action RPG Genshin Impact. Хайп был таким, что менее чем за 2 недели с моменты релиза разработчики отбили потраченные на создание игры 100 миллионов долларов и вышли на чистую прибыль. Даже немного странно для игры, которая почти не рекламировалась до выхода и стала большой неожиданностью для многих фанатов РПГ.
На старте, точнее немного продвинувшись по сюжету, игрок получает 4 бесплатных персонажей. Это герои эпической редкости, и они не слишком сильные даже при наличии топового снаряжения.
К чести разработчиков, те гарантируют получение желаемого при открытии определенного количества лут-боксов. На текущий момент в игре 23 героя, из которых только 8 легендарных, а топовых дамагеров и того меньше. С интервалом в несколько недель запускается баннер с увеличенным шансом призыва определенных персонажей — 1 легендарного и 3 эпических.
🔥 Это Невероятно! Мы собрали в один каталог больше 40 крутых бесплатных игр. Вот ссылка на каталог!
Процесс открывания лут-боксов в этой игре называется молитвой. Для покупки лут-боксов тратятся промогемы, небольшое количество которых можно получить внутриигровым путем. Для получения более солидного количества нужно вдонатить приличную сумму.
За каждые 10 молитв за 1 заход игрок гарантированно получит как минимум 1 эпический предмет — героя или оружие. При выполненных 180 молитвах гарантированно дропнет легендарный герой, баннер на призыв которого активен в текущий момент. Для этого, с учетом скидок на оптовую покупку, нужно влить в игру чуть более 400 долларов.
Сумма возрастает в несколько раз, учитывая, что для большей боевой эффективности нужно намолить несколько таких героев, чтобы с помощью дублей активировать все 6 талантов. Плюс ко всему захочется и легендарное оружие, баннер для которого запускается отдельно. И то не факт, что вы получите предмет желаемого типа — вместо лука запросто может дропнуть меч, причем несколько раз подряд.
Несмотря на призрачные шансы получить желаемое, гача игры не теряют популярности, как и азартные игры в целом. Независимо от действующих запретов и непредсказуемости рандома всегда найдутся энтузиасты, вращающие слоты или десятками открывающие лутбоксы.