Roguelike. Когда и как появились Рогалики и что это за жанр?

Статьи

Rouge. Игра 1980 года, создатели которой не представляли, что их творение повлияет на многие игровые жанры и даже заложит основы своего собственного, который сейчас мы называем rouglike. Я Владимир, и сегодня расскажу вам об этом жанре, его истории, влиянии на игровую индустрию и о лучших современных rouglike играх.

Почему американские студенты-технари так любили рубиться сначала в Rogue, а потом и в другие подобные игры, появившиеся позднее? Трудно поверить, но причина их успеха – в настольных ролевых играх, которые были необычайно популярны, во многом благодаря появившейся в 1974 году Dungeons and Dragons.

Когда и как появились Рогалики?

d&d

Игроки в D&D собирались в партии и под руководством гейммастера исследовали непредсказуемые подземелья, сражались в пошаговом режиме с опасными монстрами, получали опыт и лут. Каждое новое подземелье было уникальным и неповторимым, любая ошибка могла стоить персонажу жизни, а шансов на воскрешение практически не было.

Вот только чтобы играть в D&D нужно было собирать партию, долго генерировать персонажей, найти толкового и опытного ГМ-а. А Rogue позволяла делать всё то же самое, но в одиночку и без подготовки. Потом появились и другие игры, похожие на Rogue. И сейчас мы называем их roguelike. А в русскоязычном геймерском слэнге – рогаликами.

Признаки жанра roguelike

Кстати, между делом мы уже перечислили все признаки жанра roguelike. Вот они:

  • Игра должна быть пошаговой;
  • Игровые уровни должны каждый раз генерироваться случайным образом, чтобы быть уникальными;
  • Смерть персонажа означает конец игры. Воскрешений нет;
  • Игроку предоставлена свобода действий со множеством вариантов прохождения игры;
  • Единая игровая механика для всех уровней. Никаких дополнительных меню, мини-игр, головоломок и т. д.;
  • Все найденные предметы и их свойства исследуются игроком самостоятельно.

Сейчас эти правила кажутся простыми, и даже трудно поверить, что для того, чтобы их сформулировать, потребовалась целая конференция разработчиков. Называлась она International Roguelike Development Conference, и прошла в Берлине в 2008 году. С тех пор говорят о «берлинской интерпретации» жанра Roguelike. И, кстати, далеко не все разработчики согласны с этой самой «берлинской интерпретацией», но об этом позже.

Rogue

Вернёмся к Rogue. Игра популярна, а значит, появляются более или менее успешные подражатели. Например, в 1983 году появилась Moria, основанная на сюжете «Властелина Колец». Игра даёт больше возможностей кастомизации, здесь персонаж — уже не просто авантюрист, у которого нет ничего, кроме имени и уровня. Он может быть человеком, эльфом, гномом или представителем других фэнтезийных рас. Игрок выбирает и класс персонажа – воин, маг, жрец и так далее. Список доступных классов зависит от выбранной расы. У каждого героя есть и прокачиваемые характеристики –  сила, ловкость, интеллект …

Rogue игра

Практически все рогалики имели RPG-составляющую с выбором классов, прокачкой уровней и характеристик, поиском нового снаряжения. Эти игры так и называются – roguelike RPG.

Про NetHack

Пожалуй, самым удивительным из ранних рогаликов был NetHack. Это самая старая из существующих игр, всё ещё находящихся в развитии. Представьте себе, она вышла 1987-м, а самое свежее обновление – в марте этого года, так что если есть желание прикоснуться к живой классике, вы знаете, что делать.

NetHack

Название NetHack словно намекает на приключение в мире киберпанка, но нет, это  снова эпическое фэнтези. Net отсылает нас к тому, что игра имеет открытый исходный код, и команда разработчиков работает и общается по сети, а Hack  – название предыдущей игры команды, которое в свою очередь отсылает к жанру hack and slash.

Расцвет жанра roguelike быстро сменился его закатом. Графические возможности компьютеров стремительно росли. Станет ли геймер из 1996 года играть в Морию, когда он может играть в Diablo? Назвать Diablo roguelike уже нельзя, но трудно не заметить влияние Rogue на этот хит от Blizzard.

Разработчики из США и Европы теряли интерес к рогаликам и переключались на другие жанры: классические RPG, hack and slash и так далее. И только японцы продолжают  успешно развивать серию Mystery Dungeon на игровых приставках. Игры этой серии становятся сверхпопулярными в Японии и даже переводятся на другие языки.

У успеха Mystery Dungeon есть несколько причин. Во-первых, разработчики решили, что их игры должны быть легче и понятнее классических рогаликов, что, безусловно, расширило их аудиторию. Во-вторых, практически все они являются спиноффами более крупных и известных франшиз: Dragon Quest, Final Fantasy, The Pokemon, у которых уже были свои фанаты. В-третьих, игры серии обладали интересным и продуманным сюжетом и не сводились к  банальной прокачке и обогащению.

Кризис жанра roguelike был недолгим, и уже в нулевые его ждал новый расцвет. За это нужно  сказать спасибо не крупным компаниям, а многочисленным инди-разработчикам, черпавшим вдохновение в старых играх и не боявшихся экспериментировать с их механиками.

А появление платформ цифровой дистрибуции, таких как Steam, упрощало путь независимых создателей к геймерам. И хотя большая часть инди-игр представляли собой тот ещё треш, среди них всё чаще встречались настоящие жемчужины, благодаря которым жанр roguelike заиграл новыми красками. Расскажем о некоторых из них.

Инди-игры в этом жанре

Dwarf Fortress

Dwarf Fortress. Удивительная смесь рогалика и градостроительного симулятора. Её разработка ведётся с 2002 года и продолжается до сих пор, и хотя игра всё ещё имеет статус Альфа-версии, она вполне играбельна. Игроку предстоит управлять колонией дварфов, которые пытаются построить свою крепость и выжить в суровом и беспощадном мире.

Игра имеет очень высокий порог вхождения, и умирать в ней вы будете часто. Впрочем, девиз разработчиков – Losing is fun, что переводится как «проигрывать весело». И в отношении Dwarf Fortress это чистая правда.

Spelunky

Spelunky. Создатели этой игры пошли другим путём, и добавили механики roguelike в платфомер. От рогаликов здесь случайно сгенерированные уровни, перманентная смерть и вариативность прохождения, а от платфомеров – все основные игромеханики. Ещё и разрушаемое окружение завезли.

И вот тут мы должны сделать паузу и задуматься. Ведь если подумать, то становится ясно, что ни Dwarf Fortress, ни Spelunky не соответствуют берлинской интерпретации жанра roguelike. Напомню, что та самая берлинская конференция разработчиков состоялась в 2008 году, когда обе эти игры уже были в разработке. Примерно тогда появился и термин roguelite, то есть, слегка roguelike. Так называли игры, которые в полной мере не соответствуют берлинской интерпретации, но всё же используют некоторые её элементы в своих механиках.

Хорошо это или плохо? Скорее хорошо. Мир не стоит на месте, и любое переосмысление жанра идёт ему на пользу, а среди сотен неудачных экспериментов всегда будут удачные, которые подарят геймерам новый интересный опыт. Конечно, аудитория рогаликов гораздо меньше, чем у разных AAA проектов вроде Фортнайта или Доты, но она более дружелюбная, сплочённая и открытая. В какие же рогалики стоит поиграть сегодня?

На какие рогалики стоит обратить внимание

Rogue Legacy. Roguelite платфомер, который отдаёт дань уважения классике, а местами даже подражает серии Dark Souls. Интересная особенность игры – смена поколений. Когда ваш герой падёт в бою, его меч поднимет один из его детей, чтобы продолжить дело отца. Он получит от героического предка в наследство всё золото и снаряжение, которое тот успел вынести из подземелья.

Strange Adventures in Infinite Space. Инди-рогалик в научно-фантастическом сеттинге, вышедший в 2002 г., недавно стал доступен для запуска на новых компьютерах. В отличие от многих аналогичных по жанру игр, он предлагает игроку за 10 игровых лет (то есть, примерно 20 реальных минут) исследовать на своем корабле как можно больше звездных систем, уцелеть и вернуться на родную планету. Космическое пространство и населяющие его инопланетяне генерируются заново с каждой новой игровой сессией, что лишь увеличивает реиграбельность.

Binding of Isaac. Культовый roguelike-проект, рассказывающий грустную историю о семейном насилии и скелетах в чужих шкафах. То есть, в подвалах. И не только скелетах. Здесь есть стильная графика, интересный сюжет с несколькими концовками, и разные персонажи, которыми его можно пройти. Дополнения и последующие части серии также не подкачали.

Tales of Maj’Eyal или TOME. Эта игра – практически эталон берлинской интерпретации roguelike-игр. Можно сказать, классика на современный лад. Любитель хардкора найдет здесь непростую систему прокачки персонажа и опасные пошаговые сражения, поклонник ретро графики – пиксельные фентэзийные леса и подземелья, а искатели изощренных «удовольствий» –  случайно сгенерированных по сложности врагов и боссов.

Don’t Starve

Don’t Starve. Стильная выживалка с автогенерируемым игровым миром и его обитателями. Игроку с самого начала придется быть готовым ко всему, что окажется и НЕ окажется поблизости. Возможности предварительного изучения карты с местами расположения ресурсов и важных предметов, как в Green Hell, здесь не ждите.

Slay the Spire. Авторы этой игры задались идеей совместить жанры roguelike и Коллекционно карточной игры. Результат вышел на удивление удачным даже на фоне других подобных попыток. Чтобы добраться до вершины Шпиля игроку придется положиться на колоду карт, которую по мере прохождения можно пересобирать из того, что встретится по пути.

Risk of Rain 2

Risk of Rain 1, 2. В отличие от большинства рогаликов, обе части серии Risk of Rain предлагают коллективное прохождение. Вчетвером игроки могут попытаться выжить на неизвестной планете, пробиваясь сквозь полчища монстров. Игровой опыт зависит как от выбранного режима, так и от классов персонажей и их возможной синергии. Кооперативный roguelike– это что-то новенькое!

Dungeon of the Endless. Роглайк+Шутер, Роглайк+Выживалка, Роглайк+ККИ… Вы думали, вы уже всё видели? А как насчёт roguelike+tower defense? Чтобы спасти экипаж космического корабля, потерпевшего крушение на далекой планете, игроку придется продвигаться по автогенерируемым комнатам и защищать генератор корабля от существ, которые там обитают.

Darkest Dungeon

Darkest Dungeon. На сегодняшний день этот рогалик наиболее засвечен в игровом сообществе. Взяв основные компоненты – ролевая игра, прокачка персонажей, их необратимая смерть и генерируемые уровни – авторы Darkest Dungeon обернули их в незабываемую атмосферу лавкравтовского безумия. Впрочем, про эту игру у нас уже есть видео на канале, не забудьте его посмотреть, если ещё не видели.

Заключение

Конечно, это далеко не все удачные roguelike и roguelite игры из существующих. Если задаться целью упомянуть все достойные проекты в этом, как оказалось, нестареющем жанре, статья станет очень длинной.

Спасибо, что прочли материал до конца!

⚡Если материал оказался полезным, тогда поделись им с друзьями в соц. сетях:

Владимир. Играл в Elite на Spectrum-е и в Doom на тракторе, когда трава была зеленее. Мечтал стать киберспортсменом, но стал сценаристом. Предпочитает игры с интересным сюжетом или соревновательным геймплеем. Можно и то, и другое сразу.

Pay-day