Сначала игроделы сделали женскую версию Индианы Джонса. Потом — мужскую версию Лары Крофт. Это было краткое содержание статьи, а теперь мы расскажем об истории серии Uncharted подробно.
Серия игр Uncharted по порядку: история франшизы
Давайте выясним вместе, каким образом у студии Naughty Dog получилась франшиза, которая существует с 2007 года, но так не скатилась на дно, и до сих пор задаёт стандарты для приключенческого жанра.
Uncharted: Drake’s Fortune
Все мы знаем эту историю: крупный издатель берёт под крыло какую-то малоизвестную инди-студию и поручает ей сделать AAA-проект, молодые таланты выкатывают шедевр на все времена, миллионы геймеров кидают в монитор деньги и просят ещё, все довольны и счастливы. Но в случае с Uncharted: Drake’s Fortune всё было иначе.
Naughty Dog начали с того, что сделали несколько малоизвестных игр, от текстовых квестов до файтингов, а потом выпустили Crash Bandicoot. Они создали целых три части культового платформера и один гоночный спин-офф, Крэш стал символом PlayStation, после чего Sony купили талантливую и продуктивную студию. Так что к началу работы над Uncharted Naughty Dog уже были матёрыми разработчиками, которым можно доверить серьёзный проект.
Анонс Uncharted: Drake’s Fortune никого не впечатлил. Любители жанра action-adventure увидели в новой игре от Naughty Dog всего лишь клон Tomb Raider, и игра сразу же получила прозвище Dude Raider. Но после релиза в 2007 году насмешливое отношение к новому приключенческому боевику мгновенно изменилось.
В отличие от приторно правильной и идеализированной Лары Крофт, Нэйтан Дрейк (которого, кстати, в первой версии сценария звали Сэм) был приземленным, человечным персонажем, не лишённым недостатков. Да что там, он в самом начале игры ведёт себя, как и положено проходимцу: сбегает на катере от своей напарницы-журналистки Елены Фишер, чтобы она не выпустила репортаж о сокровищах, которые они собираются найти, и все они достались ему и его старшему подельнику Виктору Салливану. Но обо всём по порядку.
Сюжет игры начинается с того, как потомок известного пирата и путешественника Фрэнсиса Дрейка Нэйтан Дрейк вместе с журналисткой Еленой Фишер извлекают со дна гроб с телом великого предка. Пока Елена сомневается в том, что её напарник — действительно потомок того самого Дрейка, у которого, кстати, никогда не было детей, Нэйт вскрывает гроб, но вместо скелета обнаруживает дневник пирата, который указывает на местоположение мифической страны Эльдорадо. И на кладоискателей тут же нападают пираты, начинается ожесточённая перестрелка. Так в первые минуты сценаристы сразу дают понять, кто главный герой, что он будет искать и какими методами добиваться успеха.
В отличие от Tomb Raider с его головоломками и акробатикой, в Uncharted ставку сделали на захватывающий и разнообразный экшн со стрельбой и рукопашными драками. Впрочем, без платформинга и голволомок тоже не обошлось, но создатели игры решили не мучить игрока, если он не может разгадать их замысел. Если игрок слишком долго бьётся над решением очередной головоломки, кто-нибудь из спутников начинает высказывать вслух свои мысли с подсказками.
Благодаря паркуру платформинг тоже оказался гораздо веселее и разнообразнее, чем в Tomb Raider. Движения Дрейка хорошо продуманы и реалистичны, что опять же контрастировало с Ларой, крутившей сальтухи там, где в этом не было никакого смысла, просто ради зрелищности. Не забываем и про отличную для своего времени физику — и вот уже Uncharted начинает шатать трон под засидевшейся на нём конкуренткой.
Графика для своего времени тоже была на высоте. Уступала игра разве что вышедшему в том же году Crysis, но это практически не чувствовалось из-за ярких и разнообразных локаций, которые посещали герои на пути к заветному кладу, который, по всем правилам жанра, оказывался совсем не тем, чего ожидали герои. Впрочем, директор игры Эми Хенниг всегда осуждала повышенное внимание геймеров к графике в играх и топила за творческое самовыражение и интересные сюжеты, стараясь приблизить игры к кинематографу настолько, насколько это возможно. И у неё получилось.
Игра имела ошеломляющий успех по всему миру, разве что на территории СНГ обрела известность позже, т. к. не была локализована. Крутой приключенческий сюжет, достаточно весёлый, но не лишённый драмы, живые и запоминающиеся герои, красивая графика и геймплей, который не скатывается в однообразие и не даёт оторваться от геймпада. История серии Uncharted сразу же началась с хита, и в том, что впереди будет целая серия, никто не сомневался: Naughty Dog сразу же засели за продолжение, пока игровые издания наперебой выдавали их творению титул «игра года».
Немалую долю успеха игре принёс и саундтрек Грега Эдмонсона, ставшего бессменным композитором серии, и великолепная игра актёров озвучки. Особенно хочется отметить Нолана Норта, подарившего свой голос Нэйту, это тот самый гений, который озвучил аж десять героев в Dota 2: от Ликана и Гирокоптера до Огра-мага (за обе головы).
Некоторые минусы игры для справедливости всё же стоит отметить. Камера иногда вела себя странно, выдавая удивительные ракурсы. Не Dark Souls, конечно, но в редких случаях игроку приходилось-таки разглядывать происходящее сквозь какую-нибудь трещину в потолке. Немного раздражали и QTE-драки, всё же для игры с таким упором на экшн можно было бы прикрутить нормальную боевую систему для рукопашных столкновений.
Многим геймерам не понравилось и неожиданное появление монстров в конце сюжета, ведь до этого абсолютно всё указывало на приземленный реализм происходящего, а противниками Дрейка были не какие-нибудь древние боги и проклятые призраки, а точно такие же искатели сокровищ, как он сам, только жестокие и кровожадные. Да и игра была довольно короткой, и при желании проходилась всего за несколько часов.
Но геймеров не смущали эти мелочи. Негодяй с золотым сердцем покорил их сердца, и они предвкушали продолжение истории, которое не заставило себя долго ждать.
Uncharted 2: Among Thieves
Геймеры продолжали сметать игру с прилавков, а в Naugthy Dog во всю кипела работа над Uncharted 2: Among Thieves. К разработке основательно подключился небезызвестный Нил Дракманн, который в первую часть заглядывал лишь одной ногой, но у руля проекта была всё та же Эми Хенниг.
В планах разработчиков было использовать возможности PlayStation 3 по максимуму, удивить всех и превзойти собственный успех. Если первую часть анонсировали пререндеренным роликом, то здесь промо-кампания была масштабной, и геймеров уже не обманывали, а демонстрировали ровно то, что они увидят в игре. Два года разработки пролетели незаметно, в сети постоянно появлялись концепт-арты, фрагменты, скриншоты, подогревая интерес старых поклонников и привлекая новых. Графика выглядела очень круто!
И вот, наконец, в 2009 году Uncharted 2: Among Thieves вышла в свет. Перед миром предстали те же герои, но Дрейк стал более взрослым и брутальным, а Елена уже знала, каким концом направлять пистолет на врага. Разве что Салли особо не изменился и не постарел. Теперь герои искали загадочную Шамбалу, перед этим попутешествовав по всему миру.
Разработчики учли критику первой части. Ближний бой был переработан, и теперь герой наваливал противникам кулаками как заправский боксёр, но при этом не стеснялся и грязных приёмов. Движения хоть и повторялись, но нарисованы были плавно и реалистично, что в совокупности с отличной физикой движка делало боёвку отзывчивой и не скучной.
Паркур тоже стал более разнообразным и интересным, но в целом следовал традициям первой части. А вот чего ещё не было в истории серии Uncharted, так это стелса. Некоторые миссии позволяли игроку добиться цели без единого выстрела, хотя, конечно, до уровня Splinter Cell в аспекте стелса игре далеко. Ещё одной новинкой Uncharted 2 стало появление мультиплеера. Возможность играть в игру с другом ещё сильнее подхлестнуло и без того высокий интерес геймеров.
Реалистичная физика позволила создавать в Uncharted 2 ситуации, которые трудно было представить в экшн-играх до неё. Чего только стоит перестрелка на крыше поезда! Казалось бы, вторая часть использует всё те же механики со стрельбой и укрытиями, как и первая, но благодаря резкой смене условий и разнообразию локаций ни один бой не был похож на предыдущий. На погружение и атмосферу работала и передовая графика.
Передовая? Кто-то из наших читателей наверняка вспомнил тот самый мем из Uncharted 2 с дрейкфейсом и улыбнулся: как можно восхищаться этим мылом? Вот только секрет этого мема в том, что игра понижала качество текстур во время паузы, когда как в остальное время выдавала вполне реалистичную картинку. Завирусившийся скрин, очевидно, был сделан на паузе, но ПК-геймеры тут же начали его тиражировать, ведь игра была эксклюзивом на PlayStation, и поиграть в неё они не могли. Оставалось только рофлить.
Ещё один повод для мемов, правда, известных только русскоязычным геймерам, дала локализация. В этот раз Sony выделили достаточно большой бюджет, чтобы игру увидел весь мир, и русский перевод в игре был. Вот только главного героя в нём обозвали… Натаном!
Успех Uncharted 2 превзошёл первую часть по всем показателям. Among Thieves собрала ещё больше наград, разошлась ещё большим тиражом, и теперь уже создатели Tomb Raider вынуждены были ориентироваться на новый эталон приключенческого жанра. Ходили даже слухи, что второй перезапуск Лары Крофт случился именно из-за успеха Uncharted 2, но это маловероятно. Впрочем, если вам интересно, вы можете ознакомиться с серией Tomb Raider. А мы пока вернёмся к истории серии Uncharted.
Uncharted 3: Drake’s Deception
Naughty Dog уже по традиции приступили к работе над третьей частью серии Uncharted сразу же после релиза второй. Эти ребята вообще когда-нибудь отдыхают? Превзойти самих себя в этот раз казалось непосильной задачей. Команда собирала всю незначительную критику Uncharted 2, тонувшую в океане хвалебных отзывов, и пыталась найти, что ещё можно сделать в игре лучше.
Так они заметили, что одной из немногих претензий к игре является её недостаточная длительность. Если в отношении первой части это было правдой, то вторую уже точно не назвать короткой игрой. Но раз фанаты хотят ещё, они это получат! Naughty Dog решили, что Uncharted 3: Drake’s Deception станет самой масштабной игрой в серии.
Некоторые сотрудники даже задумывались о том, чтобы сделать триквел игрой с открытым миром, но от этой идеи всё же решили отказаться, т. к. она потребовала бы большего времени на разработку. Нил Дракманн в это время работал над The Last of Us, релиз которой планировался на 2013 год, и Uncharted 3 не должна была конкурировать с другим проектом студии. Разработчики оставили линейность прохождения, но решили создать ещё больше разнообразных локаций, благо, финансовый успех предыдущей игры позволял нанять ещё больше талантливых художников и дизайнеров.
Вышедшая в 2011 году Uncharted 3: Drake’s Deception действительно обходит первые две части вместе взятые по длительности и масштабу. Казалось бы, растягивая геймплей, создатели неизбежно должны были прийти к самоповторам и провисанию сюжета. Но только не Naughty Dog! Эми Хенниг уже собаку (игривую) съела на сценарном поприще, а к ней в команду выписали ещё и Джастина Ричмонда. Как в этом парне углядели талант игрового режиссёра — загадка, ведь до этого он занимался только спецэффектами.
Сюжет снова вертится вокруг поиска мифической страны и её сокровищ, и в этот раз это Атлантида Песков, город Убар. Согласно Корану он был построен из драгоценных камней, но уничтожен «ветром шумящим». В наказание за расточительство и самовлюблённость жители Убара были погребены вместе со всеми своими богатствами под тоннами песка. А где кто-то сказал вслух «богатство», там сразу же появляется Нэйтан Дрейк.
В этот раз приключенческий сюжет оказался ещё более закрученным, к тому же он раскрывал и многие события прошлого героев, в частности, знакомство Дрейка и Салливана. Противниками героев становятся члены могущественной тайной организации во главе с жестокой и хладнокровной Кэтрин Марлоу, а история полна драматических моментов, неожиданных поворотов и, конечно же, яркого экшена!
В создании экшн-сцен разработчики ни в чём себе не отказывали, а местами выкрутили градус безумия до уровня Тома Круза! В Uncharted 3 снова придётся путешествовать по всему миру в поисках подсказок о местонахождении погибшего города, и в каждой локации героев ждёт новое приключение, от гонки на лошадях до падения самолёта в песках! Naughty Dog улучшили всё, что можно улучшить, и превратили игру в пиршество для глаз.
Uncharted 3 должна была дотянуться до, казалось бы, недостижимой планки второй части, но в итоге перепрыгнула через неё галопом. Игра и без того была на хайпе задолго до выхода, но Sony не поскупились на масштабную промо-кампанию, к которой присоединился даже лично Индиана Джонс… то есть, Харрисон Форд. В первый же день релиза было продано 3,8 миллионов копий Uncharted 3, а критики бросились раздавать игровому блокбастеру десятки, опережая друг друга.
Теперь Uncharted стала завершённой трилогией. Казалось бы, выше прыгнуть уже невозможно. Мало кому удавалось выпустить три культовых игры подряд, и каждый раз бить собственные рекорды. Но в кулуарах Naughty Dog уже во всю обсуждали четвёртую часть, которая по замыслу разработчиков должна была поставить точку в серии.
Uncharted: The Nathan Drake Collection
В 2015 на PlayStation 4 выходит переиздание трилогии, которое стоит упомянуть кратко, ведь в историю серии Uncharted оно не внесло ничего нового, но показало, что в Naughty Dog умеют делать качественные ремастеры.
Разработчики не обошлись простой заменой текстурок, а проделали объемную работу. Изменениям подверглись модели героев и окружения, улучшено освещение и спецэффекты, добавлена поддержка объемного звука. Были исправлены проблемы с камерой в первой части, переработаны механики стрельбы и метания гранат. Игра стала более красивой и плавной, хотя нельзя сказать, что она использовала возможности PlayStation 4 по максимуму.
Из двух последних частей игры по какой-то причине убрали мультиплеер, зато добавили режим фотографии, благодаря которому в сети стали появляться крутые скриншоты, что увеличивало интерес к ремейкам. Win-Win. Критики похвалили The Nathan Drake Collection, как хороший пример того, как можно делать ремастеры старых игр. Мы с ними в этом солидарны.
Uncharted 4: A Thief’s End
Несмотря на абсолютный успех серии Uncharted, Эми Хенниг не была довольна персонажем. Она просматривала многочисленные видео, выпущенные по игре игровыми блогерами, и отметила, что многие из них указывают на ту лёгкость, с которой Нэйт отправляет противников на тот свет сотнями без каких-либо последствий или душевных терзаний. Кто-то даже записал счётчик убийств во всей серии Uncharted, и выяснилось, что руки у Дрейка в крови по уши. Не самая приятная сторона для героя, пусть и неоднозначного. Эми считает критику оправданной и решает изменить игровой процесс.
В сценарии Uncharted 4: A Thief’s End за её авторством Дрейк перестаёт заниматься геноцидом. Вся первая часть игры по замыслу Хенниг должна проходиться без единого убийства, на первый план выходят рукопашные схватки, в которых герой просто вырубает плохишей, и стелс, позволяющий ему достигнуть целей вообще без столкновения с врагом.
В это же время к работе над Uncharted возвращается Нил Дракманн. Прочитав сценарий Эми Хенниг, он подвергает его резкой критике. После триумфальной The Last of Us вес Нила Дракманна внутри компании вырос, и он легко убеждает руководство в том, что отходить от привычной формулы игры в Uncharted 4 нельзя. Эми Хенниг, вложившую в трилогию всю душу, отстраняют от проекта, а Дракманн становится креативным директором проекта. Сразу же после этого из студии уходит и Джастин Ричмонд.
Кто прав в этой ситуации? Вопрос спорный. С одной стороны, трудно не согласиться с Дракманном: если приключенческая игра с мозговыносящими перестрелками превратится в кулачный стелс, это может оттолкнуть фанатов. Вспомните, как реагировали поклонники на жанровые эксперименты в истории серии Silent Hill. С другой, отстранение от работы Эми Хенниг, которой студия была во многом обязана успехом трёх предыдущих частей — вопиющая несправедливость. Но случилось то, что случилось: Эми покинула проект, а Дракманн сразу же выбросил из Uncharted 4 все её наработки и начал писать собственный сценарий.
Следом за Эми в том же 2014 году проект покинул и креативный директор Нейт Уэллс. Некоторые игровые журналисты видят в этом симптомы будущего провала, и начинают спекулировать на теме внутренних проблем Naughty Dog. Но их предположениям не суждено было сбыться. Uncharted 4: A Thief’s End выходит в мае 2016 года и бьёт все рекорды третьей части.
Финальная часть серии Uncharted становится самой высокооценённой игрой на сайте Metacritic, собирает все возможные игровые награды мешками, а критики нахваливают её, перебивая друг друга. Забавный факт: после того, как журналист The Washington Post написал отрицательную рецензию на Uncharted 4, фанаты игры создали петицию на change.org, в которой обвиняли автора статьи в непрофессионализме и требовали немедленно написать другую рецензию. Отметим, что мы категорически не согласны с критикой The Washington Post в адрес отличной игры, но все же считаем, что любой человек, независимо от того, является он журналистом или нет, имеет право на собственное мнение, отличное от популярного.
После того, как A Thief’s End к декабрю разошлась тиражом в 8,7 миллионов копий и стала самой коммерчески успешной игрой Naughty Dog, Нил Дракманн пошёл на повышение. В 2018 он занял пост вице-президента компании, а в 2020 уже стал одним из её руководителей. Впрочем, нельзя сказать, что у выбывших из проекта людей судьба сложилась плохо. Эми Хенниг, которой сейчас уже 58 лет, некоторое время не очень удачно поработала в EA Games, после чего основала собственную студию, и сейчас создаёт VR-игры в своё удовольствие. А Джастин Ричмонд нашёл себя в анимации, и вместе с автором «Легенды об Аанге» Аароном Ехазом срежиссировал мультсериал «Принц-дракон».
В чём же секрет успеха Uncharted 4: A Thief’s End? Во-первых, история Нэйтана Дрейка получила красивое завершение, и охотник за сокровищами завязал с приключениями чтобы заняться более важными вещами. Спойлерить вам сюжет мы, конечно, не будем: хоть с выхода игры уже и прошло шесть лет, ПК-геймеры лишь недавно смогли, наконец, поиграть в Uncharted 4: игра перестала быть эксклюзивом для PlayStation и вышла на ПК 19 октября 2022 года. Скажем лишь, что в игра появился… Сэм Дрейк, брат Нэйта. Забавная отсылка к самому началу серии.
Во-вторых, в игре умопомрачительный экшн, который к тому же приобрёл новое измерение. В арсенале Дрейка появился абордажный крюк, и дизайн уровней располагает к активному использованию этого приспособления. Мэйбл Пайнс очень довольна! А ещё разработчики добавили динамики благодаря разрушаемому окружению: отсиживаться за преградой, отстреливая одного противника за другим, теперь не получится, ведь вскоре враги просто уничтожат баррикаду и нашпигуют Нэйта пулями. Или просто окружат его. Благодаря новой механике, локация может меняться прямо по ходу боя, иногда до неузнаваемости, заставляя игрока быстро принимать решения и подстраиваться под новые условия.
Сыграть на ностальгии старых поклонников серии Uncharted Дракманну тоже удалось: в игре полно отсылок к предыдущим частям. Например, чердак Дрейка завален трофеями из предыдущих приключений, один взгляд на которые заставить фанатов прослезиться. Naughty Dog снова смогли превзойти самих себя, выпустив самую захватывающую и самую кинематографичную игру во всей серии. Позже и голливудская экранизация с Томам Холландом и Марком Уолбергом подоспела, но фильм мы оставим на растерзание киноблогерам, здесь мы говорим об играх.
Спин-оффы основной серии Uncharted
Стоит упомянуть и четыре спин-оффа, которые дополнили историю Uncharted. В 2011 вышла Uncharted: Golden Abyss, эксклюзивная игра для не самой популярной в СНГ портативной консоли PlayStation Vita. Это бодрое, но совсем не обязательное приключение Нэйтана Дрейка, которое создавалось скорее для демонстрации возможностей консоли, чем для продолжения истории основной серии. Тем не менее, для своей платформы Golden Abyss — одна из лучших игр, если не лучшая. Naughty Dog к ней отношения не имеет, за разработку отвечали Bend Studio, известные по серии Syphon Filter.
Следом вышла Uncharted: Fight for Fortune, по жанру являющаяся коллекционно-карточной игрой. Почему бы и нет, у Геральта же есть гвинт, значит, и Нэйту можно! Вот только поиграть в Fight for Fortune можно только на всё той же PlayStation Vita, да и мультиплеера нет, так что раскинуть картишки с друзьями не получится.
Uncharted: Fortune Hunter — неплохая игра-головоломка для смартфонов. Нейт и Салли ищут сокровища, первый проходит ловушки, а второй ему подсказывает. Комнаты постепенно усложняются, так что поздние уровни заставляют думать головой. А добытые в игре сокровища можно обменять на аксессуары для мультиплеера в Uncharted 4.
И, наконец, самый серьёзный спин-офф 2017 года, Uncharted: The Lost Legacy. Изначально планировался как дополнение к четвёртой части франшизы, но в итоге вышел отдельной игрой. Нэйт в игре остаётся за кадром, а на первый план выходит его подруга Хлоя Фрейзер, которая отправляется в самостоятельное приключение в Индию с напарницей, имя которой мы раскрывать не будем, дабы не спойлерить сюжет Uncharted 4. Игра в целом неплохая, но до эпичности основной серии не дотягивает, да и проходится довольно быстро. Бесконечный цикл продолжен — теперь у нас есть… женская версия Нэйтана Дрейка. Ждём мужскую версию Хлои в будущих играх!
Несмотря на то, что приключения, пожалуй, главного героя Naughty Dog (прости, Крэш!) закончены, вряд ли Дракманн забросит франшизу. Сейчас мы с уверенностью можем сказать, что каждая следующая игра основной серии выходила лучше предыдущей, и это достижение многого стоит. Смогут ли Naughty Dog держать марку? Вернётся ли Дрейк, например, в качестве наставника какого-нибудь нового молодого героя? Останется ли история серии Uncharted громким списком триумфов? Поживём — увидим.