Вред от компьютерных игр — что говорят исследования?

Вред и польза от игр Статьи

Во времена сегодняшней цивилизации компьютер с доступом в Интернет есть почти в каждом доме из-за широкой доступности, поэтому игры стали современной формой развлечения и веселья. Увлечение компьютерными играми может принести много пользы, но также представляет серьезный риск для игроков любого возраста.

Кстати, мы уже говорили о токсичных геймерах. Они тоже приносят вред.

Есть какая-то польза?

Компьютерные игры могут влиять на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие подростков, повышая степень восприимчивости, реакции на раздражители, пространственные способности, процессы мышления и концентрации внимания. Вдобавок, отлично сказываются на рефлексах, зрительно-моторной координации и способности взаимодействовать в группе.

Но везде есть ложка дегтя, и игры не исключение: чрезмерное увлечение виртуальными вселенными также может вызывать проблемы с концентрацией, физическими и ментальными состояниями, контактами с близкими людьми, способствовать отставанию в успеваемости или, в крайне затяжном случае, приведет к отказу от жизненно ценных нужд, вроде своевременного питания или сна.

Игры с высоким содержанием жестокости в некоторых случаях повлияют на уровень агрессии детей, научат их девиантному поведению и логике, декларирующей силу как основной способ решать проблемы.

Что говорят исследования на тему агрессии у игроков?

Исследователи Рене Вебер, Уте Риттерфельд и Клаус Матьяк искали ответы на тему агрессивного поведения геймеров. Они пригласили студентов в возрасте от 18 до 26 лет играть не менее 5 часов в неделю. Участники играли в шутер Tactical Ops: Assoult on Terror. Во время игры их мозговую активность контролировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Среди прочего, был проверен BOLD-эффект, то есть какие части мозга в какие моменты игры особенно активны и насыщены кислородом. Исследователей интересовали различия между когнитивной (dACC) и аффективной (rACC) структурами коры головного мозга.

Первая отвечает за возникающие негативные эмоции и рост агрессии. Когда это происходит, активность аффективной части коры головного мозга снижается. Другими словами, активность dAAC увеличивается по мере увеличения агрессии, а активность rACC снижается.

Исследования показывают, что такое явление имеет место в самые динамичные моменты игры, то есть во время перестрелки, установки бомб, убийства противников. Состояние сохранялось несколько секунд после окончания игры. В таких ситуациях тела игроков выделяли дофамин — нейромедиатор, отвечающий за благополучие и готовность действовать.

То есть у игроков в самые напряженные моменты стали насыщаться определенные области мозга, когда это характерно для ситуаций в реальной жизни, требующих агрессивного поведения.

Физиологические аспекты

Дети и подростки часто играют ночью в игры. Как итог, сбивается циркадный ритм, а это приводит к дефициту мелатонина, что, в свою очередь, приводит к нарушению сна и часто ухудшению здоровья в результате снижения иммунитета.

По словам врачей, недостаток сна и долгие часы игры также вызывают чрезмерную секрецию гормона стресса, то есть кортизола. Он отвечает за метаболизм углеводов и жиров, выработку энергии из аминокислот, распределение жира и регулирование уровня сахара в крови. И хронический дефицит кортизола, и избыток кортизола могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем.

Боли в мышцах

В 2014 году голландские исследователи изучили сообщения о проблемах с Nintendo у игроков. Связанные с дискомфортом шею, кисть, запястье или предплечье стали известны как «Nintendinitis». Тогда компания серьезно отнеслась к отзывам и фактически изменила свой продукт на основе некоторых отзывов. Однако исследователи пришли к выводу, что наибольший дискомфорт был вызван просто из-за неумения геймерами делать перерывы, и утомлялись.

Припадки

Это не касается большинства, но есть пять процентов людей с эпилепсией, имеющими форму, известную как светочувствительная эпилепсия, при которой припадки вызываются миганием света или сильно контрастирующими картинками. Согласно компании Epilepsy Action, экраны компьютеров представляют собой сравнительно низкий риск возникновении судорог, если только не происходит мигание или мерцание изображений. Сама игровая индустрия руководствуется стандартами, разработанными специалистами, чтобы гарантировать, что контент не нарушает нормы, чтобы нездоровые люди могли получать удовольствие от игр, однако в некоторых случаях они никак не могут избежать припадков, если на экране появятся мерцающие объекты.

Ожирение

Очевидно, если еженедельные занятия в основном состоят из игр в Ведьмака, здоровьем (а иногда и личной гигиеной) можно пренебречь. Люди, страдающие пристрастием к играм, могут больше не принимать участие в физических упражнениях, которым ранее уделяли время, у них могут развиться плохие привычки сна в зависимости от игрового расписания, и они часто могут выбирать нездоровую пищу, которую просто удобно есть во время игры. Все эти аспекты приводят к лишнему весу, а страшнее это становится в сочетании со сладкими или жирными закусками, которыми не брезгуют игроки.

Но стоит сказать, что теперь придумали жанр «exergaming» — это новая форма игр, сочетающая в себе игры и физическую активность. Сама игра требует от игрока физического участия, и результат игры частично зависит от затраченной активности. Сообщается о положительных результатах в профилактике болезни Альцгеймера, аутизма и ожирения, поэтому можно начать сочетать этот жанр с другими.

Недостаток витамина D

Некоторые склонны думать о рахите как о заболевании, поражавшем детей в викторианские времена. Рахит ослабляет кости и приводит к искривлению позвоночника и ног. Это вызвано нехваткой витамина D, и, хотя некоторые группы продуктов питания содержат этот витамин, нашим основным источником является воздействие на кожу солнечного света, которого геймеры не могут получать. В 2015 году главный врач Великобритании предупредил, что среднестатистический британский малыш получает только 27 процентов от рекомендуемого «солнечного питания» из-за времени, проведенного в помещении. Может быть, это наставление для юных геймеров, чтобы они получали больше солнечного света?

Изменение внешнего вида

Тут не нужна наука. Ухудшение во внешности проявится у любого, кто не высыпается, переедает или мало ест и пьет, придерживаясь нездоровой диеты. Бледная кожа, мешки под глазами, избыточный вес, плохая осанка — вот некоторые из признаков игроманов. Конечно, не все они могут быть связаны с чрезмерной игрой, но у большинства заядлых игроков наблюдается хотя бы один признак.

Недосыпание

Американская академия медицины сна обнаружила, что в среднем игроки откладывают ложиться спать в 36% ночей, когда они играли в видеоигры. В среднем игра составляла 4,6 ночи в неделю, что в сумме дает среднюю задержку перед отходом ко сну в 101 минуту. Как сообщается в этом исследовании, посвященном влиянию частоты игр, у взрослых также наблюдается негативное влияние на качество сна.

Психологические отклонения

Некоторые люди, страдающие пристрастием к видеоиграм, также могут столкнуться с такими проблемами, как депрессия, низкая самооценка, высокий уровень стресса и застенчивость / социальная тревожность. Осознавая проблему переизбытка игр и невозможность начать себя контролировать, люди также могут испытывать чувство стыда, вины или бессилия. Обратите внимание, что хотя зависимость от видеоигр почти наверняка усугубляется другими психологическими проблемами (например, депрессивным настроением), она также может способствовать возникновению этих проблем циклическим образом (например, депрессия у игрока может способствовать частому просиживанию за компьютером, что еще усугубляет депрессию и приводит к большему количеству потраченных часов).

Игровая зависимость

В то время как последствия наркомании, никотина или алкоголизма могут наблюдаться довольно быстро из-за значительных изменений в поведении, игровая зависимость развивается незаметно. Родители ребенка, который часами сидит перед монитором компьютера, часто считают, что он интеллектуально развивается, пользуясь новыми достижениями цивилизации. Между тем юноша начинает постепенно терять ориентацию между реальностью и виртуальным миром, забивать на учебу и общение.

Кто более подвержен?

Дети и подростки из семей, которые борются с проблемами, такими как неприятие и плохие отношения с родителями, развод, серьезная болезнь или смерть одного из родителей, более подвержены игровой зависимости. Убегая в виртуальный мир, дети получают возможность испытать контроль над ситуацией, они могут выбирать свои магические силы и воздействовать на несуществующий мир и т.д.

Каковы последствия компьютерной зависимости?

Социальные эффекты

  • Неэтичное поведение в сети, вызванное чувством анонимности;
  • Несоблюдение правил культуры речи и хороших манер, например, на игровых форумах;
  • Отсутствие безопасности в сети, например, возможность взлома хакерами кодов доступа к банковским счетам из-за скачивания пиратских игр на левых ресурсах;
  • Пренебрежение взрослыми профессиональными и школьными обязанностями детьми и подростками;
  • Отсутствие финансовых ресурсов, потеря работы, невозможность перехода в следующий класс;
  • Потеря эмоциональной связи с семьей, родственниками и друзьями;
  • Ослабление силы воли и личности;
  • Отказ от физических упражнений и активного отдыха на природе;
  • Утрата прежних интересов, концентрация только на компьютере;
  • Полное отчуждение и отсутствие контакта с окружающей средой.

Психологические эффекты

  • Быстрое изменение поведения в результате нарушения циркадного ритма, раздражительности, снижения психофизической пригодности;
  • Постепенное избегание контактов с другими людьми — семьей, знакомыми, друзьями;
  • Сложность установления «настоящих» контактов;
  • Проблемы с памятью и концентрацией внимания;
  • Нарушение вербального и невербального общения (с использованием сокращений, специфического языка геймерского общения);
  • Ограниченный кругозор: человек способен поддерживать темы разговоров, связанные только с играми;
  • Прогрессивная прокрастинация — патологическое откладывание дела или принятия решения на потом из-за желания играть;
  • Потеря настроения и даже депрессия из-за невозможности пользоваться компьютером.

Интеллектуальные эффекты

  • Потеря интереса у детей к обучению, саморазвитию;
  • Вера в возможности компьютера: человек полагается на технику больше, чем на собственные способности;
  • Потеря внимания;
  • Нарушение памяти.

Социальные проблемы

Плохие оценки в школе

Дети, подростки и студенты университетов, которые все свое свободное время проводят за видеоиграми, почти наверняка увидят ухудшение своих оценок. Они могут игнорировать приближающиеся дедлайны, пообещать изучать «завтра», отрицать, что у них есть домашнее задание, чтобы продолжить игру.

Вообще нет достоверных данных, указывающих на то, что именно игры способствуют снижению успеваемости. Но все равно, ребенок, который постоянно игнорирует школьную работу, предпочитая игру в GTA, скорее всего, будет отставать.

Однако некоторые из более поздних исследований предполагают, что непопулярные (интеллектуальные) видеоигры связаны с результатами выше среднего в тестах по математике, естественным наукам и чтению, поэтому любителям Civilization нечего бояться.

Семья

Игромания может вызвать проблемы в семье. Например, родители подростка, пристрастившегося к компьютеру, могут некоторое время терпеть его увлечения (и надеяться, что они исчезнут сами по себе), но если ребенок не подает никаких признаков того, что игры находятся под контролем, они в конечном итоге потребуют изменений. Подросток может рассердиться на них за то, что «вмешиваются» в его жизнь, отрицать, что это создает какие-либо проблемы, и заявлять, что это «не ваше дело».

Финансовые проблемы

Даже для не имеющих зависимости игроков видеоигры могут быть очень дорогим развлечением. Очень легко потратить тысячи долларов на модернизацию комплектующих, новые консоли, подписки на онлайн-сервисы, скины в КС ГО, виртуальные валюты, недавно выпущенные игры и последние пакеты расширений.

Межличностное общение

Поскольку увлеченный человек видеоиграми проводит много часов перед экраном компьютера, время, проводимое с другими людьми (друзьями и семьей), обязательно сокращается. Индивидуальный личный контакт сведен к минимуму, а виртуальный увеличен.

Не все так плохо

В целом, можно согласиться с тем, что видеоигры могут развить определенные уязвимости или пагубно сказаться на образе жизни, но мы также должны принять на себя некоторую личную ответственность за выбор игры и то, как они используются. Игровая деятельность также эффективно используется в образовательных целях, и все чаще — как для улучшения физического здоровья, так и для психической реабилитации.

⚡Если материал оказался полезным, тогда поделись им с друзьями в соц. сетях:

Геймер с 25-ти летним стажем. Знакомство с играми произошло ещё в глубоком детстве – это было в начале 90-х, когда дома появились Dendy и Sega Mega Drive 2. По сей день стараюсь не пропускать громкие релизы, выходящие на ПК и консолях (предпочитаю Playstation). С большим удовольствием слежу за развитием игровой и киноиндустрии, веду небольшой канал в YouTube.

Pay-day