В послесоветское время, с начала 90-х годов, наш родной язык стал сильно разбавляться различными словами и терминами иностранного происхождения. Для некоторых из них без труда можно подобрать синоним на русском языке, а вот с некоторыми дело обстоит сложнее. Один из таких терминов, прочно вошедших в лексикон менеджеров очень многих крупных и не очень крупных компаний России и СНГ, – «аутсорсинг». Это слово английского происхождения – «outsourcing», образовавшееся путём слияния трёх слов: outer (внешний), source (источник), using (пользующийся), т.е. дословно получается – пользующийся внешним источником.
С происхождением слова «аутсорсинг» мы разобрались, теперь разберём, что же обозначает это самое слово.
Аутсорсинг: простыми и понятными словами
Что такое аутсорсинг – можно объяснить с помощью понятных и привычных слов. В последние годы в России многие компании стали активно передавать некоторые виды работ, которые не относятся к основной деятельности предприятия, другим компаниям, специализирующимся в какой-либо одной сфере. В отличие от разовых договоров подряда, договоров на выполнение определённых услуг, такие контракты заключаются на длительное время, не менее 1 года. Процесс передачи какой-либо работы другой организации на длительный период и означает термин «аутсорсинг».
Виды аутсорсинга
В любом бизнесе – малом или большом – совершается большое количество различных процессов. Для успешного развития основного вида деятельности компании, чтобы второстепенные процессы не мешали в этом, а также с целью экономии денежных средств и был придуман аутсорсинг. Зачем строить дорогостоящие производственные линии или покупать оборудование, которое будет использоваться лишь иногда и не на полную мощность, если можно заключить договор с предприятием, специализирующимся на производстве необходимого вида продукции? Зачем содержать штат работников, которым необходимо оборудовать рабочие места, обеспечивать спецодеждой и отправлять на курсы повышения квалификации, если с поставленными задачами могут качественно и быстро справиться квалифицированные кадры компаний, специализирующиеся на определённом виде деятельности?
Лучше сконцентрироваться на выпуске продукции, пользующейся спросом и приносящей доход предприятию, а решение второстепенных вопросов проще и экономичнее передать аутсорсинговым компаниям. Добросовестные аутсорсеры будут стараться качественно и в срок выполнять принятые на себя обязательства, чтобы заказчик оставался доволен и продлевал, как можно дольше, контракт с ним.
Чаще всего на аутсорсинг отдаются организационные функции организаций и предприятий: ведение бухгалтерского учёта и составление различной отчётности, подбор персонала и ведение кадровой документации, юридическое сопровождение, организация питания персонала, уборка производственных помещений и территории, решение вопросов безопасности и охраны предприятия, транспортное обеспечение и т.д.
Также достаточно распространён информационный аутсорсинг: передача специализированным компаниям функций по разработке, внедрению и сопровождению программного обеспечения, по созданию и поддержке сайтов, по обслуживанию компьютерных сетей компании. Зачем цветочной компании IT-специалист, если для создания и поддержки сайта достаточно нанять квалифицированного специалиста из компании, предоставляющей соответствующие услуги?
При производственном (промышленном) аутсорсинге сторонней организации передаются функции по частичному или полному производству продукции и её комплектующих, либо функции по обеспечению производства: транспортировка, подготовка к производству, ремонт оборудования. Примером могут служить многие машиностроительные компании, заказывающие комплектующие у сторонних предприятий, рекламные агентства, пользующиеся услугами типографий и так далее.
Плюсы и минусы внештатных исполнителей
Как и в любом другом деле, у аутсорсинга существуют определённые преимущества и недостатки.
Существенным достоинством заключения контракта на аутсорсинг является снижение затрат на вспомогательные виды деятельности. Содержание и обучение персонала, лишь иногда востребованного на предприятии, обходится всегда дороже.
Концентрация усилий на качестве выпускаемого товара или предоставляемых услуг также является несомненным плюсом. Можно не беспокоиться о сроках сдачи отчётов, о мойке окон, поддержке сайта и многих других второстепенных задачах, а работать над развитием основной деятельности компании.
Качество услуг, выполняемых специалистами компаний, специализирующихся на определённых видах деятельности, чаще всего оказывается на порядок выше благодаря квалифицированным знаниям и умениям сотрудников.
К «обратной стороне медали» можно отнести отсутствие чёткого юридического регулирования аутсорсинга.
Существует риск довериться недобросовестным компаниям, которые могут не выполнить частично или полностью свои обязательства.
Также к недостаткам можно отнести невозможность регулировать и влиять на работу сотрудников аутсорсинговых компаний.
Зависимость от сторонних организаций может негативно сказаться на предприятии в случае каких-либо экономических или производственных затруднениях компаний, предоставляющих свои услуги.
При передаче большинства функций внештатным исполнителям необходимо тщательно просчитать расходы на среднесрочные и долгосрочные перспективы, а также сопоставить их с ожидаемым экономическим эффектом.
Несмотря на некоторые недостатки, услуги в рамках аутсорсинга пользуются всё большим спросом в нашей стране.